Социальное развитие ребенка в норме
Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);
– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
– воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);
– развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
– педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
– педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
– педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
– эмоционально откликается на переживания другого;
– эмоционально благополучен;
– проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
– главным образом положительно оценивает и принимает других;
– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
– владеет способами социокультурного поведения и общения;
– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
– социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
– доброжелателен по отношению к другим;
– пытается решить конфликты сам;
– оказывает помощь другому;
– согласовывает свои действия с действиями других;
– сдерживает свои негативные проявлении
– подчиняет свои интересы интересам других детей
– уступает другому
– принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.
Источник
Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.
Источник
Каждый человек связан с обществом, в котором он живет.
Поведение людей, их личностные качества зависят от ценностей, знаний, норм и опыта, которые заложила в них социальная среда. Этот процесс начинается в самом раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни человека.
- Когда и как начать знакомство ребенка с окружающим миром?
- Как родители могут помочь малышу принять правила и нормы общества?
- Как научить его строить отношения?
- Как сделать так, чтобы ребенок вырос здоровой, творческой и самостоятельной личностью?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Разбираем понятия
- Социальная среда
- Социальные роли
- Направления социального развития
- Социальная адаптация
- Когда и каким образом знакомить ребенка с окружающим миром. Социализация в раннем возрасте ребенка (0-3 года). Роль семьи
- Учимся строить отношения в семье
- Базовые качества личности в раннем возрасте
- Безопасное социальное поведение в раннем возрасте
- Социализация в дошкольном возрасте (3-6 лет)
- Формирование активной, оптимистичной, творческой личности
- Учимся строить отношения в семье
- Учимся строить отношения в детском саду
- Учимся строить отношения с друзьями
- Безопасное поведение в дошкольном возрасте
- Социальная норма. Социальное отклонение
- Семья и социальные нормы
Разбираем понятия
В статье будут использоваться социологические термины. Именно они наиболее полно раскрывают суть темы. Советуем прочитать эту главу, чтобы ориентироваться в значении незнакомых слов.
Социальная среда
Человека на протяжении всей жизни окружает социум — общество. Это люди вокруг него (например, родители, учителя), группы людей (компания друзей, коллектив на работе и другие), социальные институты (например, детский сад, школа).
Человек развивается всю свою жизнь, находясь в социальной среде. Это та часть общества, которая больше всего оказывает влияние на него.
Говоря научным языком, социальная среда — это окружение, в котором формируется личность человека. Благодаря традициям, правилам, моральным устоям и нормам, принятым в этом обществе, она влияет на мировоззрение и поведение людей, входящих в социум.
Социальные роли
Отношения в обществе накладывают на человека определенные социальные роли. Это действия, выполнение которых окружающие ожидают от него. При этом общественное мнение определяет, положительная или отрицательная это роль.
Положительные роли:
- сын/ дочь,
- друг,
- ученик,
- гражданин страны и т.д.
Негативные роли:
- преступник,
- беспризорник,
- обманщик и т.д.
Положительные роли обычно связаны с участием человека в жизни социума — например, с общением в семье, первыми победами, знакомством с приятелями.
Носители негативных ролей зачастую изолированы от общества, так как они не приемлют определенных социальных норм или не обладают некими материальными и духовными ценностями.
Направления социального развития
Развитие личности человека проходит с помощью двух основных направлений — социализации и индивидуализации.
Социализация — это процесс того, как человек изучает, понимает и принимает ценности и нормы определенного общества.
Результатом социализации считаются приобретенные навыки, знания, ценности, правила, которые человек усвоил и которые позволяют ему “не быть белой вороной” в этой среде. Также важной задачей социализации является формирование у него таких качеств личности, как умение сотрудничать, готовность принять чужую точку зрения, сострадание и т.д. Они помогут человеку “влиться” в коллектив и оставаться “своим”.
Противоположное направление социального развития — индивидуализация.
Ее результатом можно назвать осознание себя как личности, принятие своих, индивидуальных, особенностей и потребностей. В основе индивидуализации лежит полученный и осознанный социальный опыт.
Интересно! Люди не похожи друг на друга, поэтому из одной и той же ситуации они могут вынести противоположные выводы. Это значит, что процесс индивидуализации в одинаковых случаях может заложить в них разные качества личности (например, стремление отстаивать свое мнение / или желание выделяться из толпы / или нелюдимость).
Социальная адаптация
Человеку важно приспособиться к определенной группе в обществе. Этот процесс называется социальная адаптация. С ее помощью люди входят в социальную группу, становясь “своими”, принимая ее ценности, правила и нормы.
От того, успешно прошла социальная адаптация или нет, зависит принятие человека в группу и выполнение им социальной роли. Например, адаптация покажет, войдет ли подросток в новый коллектив, и какую роль он в нем займет — лидера или отверженного.
Когда и каким образом знакомить ребенка с окружающим миром. Социализация в раннем возрасте ребенка (0-3 года). Роль семьи
Социализация ребенка начинается с самого рождения. Первая социальная среда малыша — это его семья. Все члены семьи оказывают влияние на формирующуюся личность крохи.
У каждой семьи свой привычный уклад, традиции, образ жизни и нормы поведения (например, ужин всей семьей во время оживленного разговора, или, наоборот, с просмотром телепередач; спокойное выяснение отношений или ссоры на повышенных тонах). Ребенок “считывает” эти модели поведения. В дальнейшей жизни он будет использовать их в похожих ситуациях.
Также на примере своей семьи у него закладываются первые жизненные ценности — например, любовь к родителям, к Родине.
Учимся строить отношения в семье
Семья — первый образец для малыша, как надо строить отношения в обществе. Родители на своем примере учат детей, как знакомиться, общаться, как вести себя в конфликтных ситуациях, как соблюдать правила безопасного поведения. Они же прививают крохам начальные культурные навыки — культуру еды, речи и поведения. Разумеется, желательно показывать ребенку достойный пример для подражания.
Базовые качества личности в раннем возрасте
В раннем возрасте закладываются базовые качества личности ребенка.
Детям очень важно чувствовать любовь родителей к себе, доверять им и чувствовать себя в безопасности.
Отсутствие этих ощущений повлияет на жизненный сценарий ребенка — например, могут появиться недоверие к противоположному полу, фобии (страхи), неврозы, склонность к депрессии и многое другое.
Важно приучать малыша к самостоятельности — есть ложкой и вилкой, одеваться. Это — хороший социализирующий навык.
Не надо постоянно подавлять все желания и стремления ребенка (“Не ходи туда, не бери это, будь послушным, взрослые все знают лучше тебя”). Этот подход может заложить в малыше такие черты, как несамостоятельность, неуверенность в себе, боязнь нового и другие.
Безопасное социальное поведение в раннем возрасте
С малых лет надо объяснять правила безопасности в окружающем мире. Пусть члены семьи на собственном примере показывают, как нужно вести себя за пределами дома — на детской площадке, в магазине, в поликлинике.
Для этого важно соблюдать правила вежливости при общении с малознакомыми людьми (здороваться при встрече, благодарить за услугу и т.д.), а также не проявлять излишней доверчивости или, наоборот, агрессивного поведения к ним.
Нужно научить ребенка правилам взаимодействия в конфликтных ситуациях — например, не отбирать чужие игрушки на детской площадке, не толкаться, а если требуется помощь — подозвать родителя.
Взрослым также следует соблюдать правила дорожного движения, правила безопасности в быту. Это даст малышам пример для подражания и научит навыкам, которые помогут им принять социально одобряемое поведение и социализироваться.
Необходимо знакомить детей с такими понятиями, как добро и зло — через сказки, примеры из жизни. Такой прием также заложит основы безопасного поведения ребенка, необходимые для жизни в современном мире.
В возрасте от 1 до 3 лет малыш начинает искать ответ на вопрос: “Кто я в этом мире?”.
Важно объяснить ребенку его значимость и место в обществе.
При этом не нужно давать понять малышу, что он — центр Вселенной, и что его прихоти будут сразу выполняться. В этом случае ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире вне семьи, например, в коллективе детей.
Социализация в дошкольном возрасте (3-6 лет)
Формирование активной, оптимистичной, творческой личности
В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка. Чтобы он вырос уверенным в себе, оптимистичным и творческим, необходима поддержка и одобрение значимых для него людей — например, родителей.
В этом возрасте семья продолжает оставаться важной социализирующей средой для ребенка, закладывая образцы поведения, ценности и мировоззрение.
Нужно поддерживать положительные стремления дошкольника, позитивные стороны характера и образцовые поступки. Так ребенку будет проще перенести этот опыт в новую среду — например, в коллектив в детском саду. И, наоборот, нельзя подкреплять одобрением или игнорированием дурное поведение малыша — это принесет ему проблемы при взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми.
Стиль воспитания в семье тоже накладывает свой отпечаток на характер ребенка. Например, неоправданные строгость и авторитарность родителей учат ребенка неуверенности в себе и зажатости.
Разумный демократический стиль воспитания, основанный на равноправии и уважении всех членов семьи, наоборот, прививает малышу инициативность, уверенность, смелость и т.д.
Учимся строить отношения в семье
Необычайно важно, чтобы между ребенком и взрослым сохранялись доверие и эмоциональный контакт. Надо находить хотя бы немного времени каждый день, чтобы безраздельно уделять внимание малышу.
Родители должны быть достойным образцом для подражания. Важно обсуждать поступки с ребенком, рассуждать о добром и дурном.
Нельзя при ребенке поступать несправедливо и неправильно — это подрывает доверие к родителям, нарушает их авторитет и ставит под сомнение усвоенные правила и нормы.
Учимся строить отношения в детском саду
В дошкольный период ребенок знакомится с нормами и правилами не только в своей семье, но и в новой социальной среде. Обычно в этом возрасте дети начинают ходить в детский сад, заниматься в кружках по интересам и активно взаимодействовать со сверстниками.
Дети учатся новым социальным нормам и ролям в детском саду, общаясь с другими взрослыми (педагогами, воспитателями) и ровесниками. Кроме этого, в детском саду ребята получают разносторонние знания, ответы на интересующие вопросы и важнейший социальный опыт.
В этом возрасте дети учатся спрашивать и находить ответы на разнообразные вопросы, а также анализировать полученную информацию.
Детский сад и коллектив детей — еще одна важнейшая социальная среда для дошкольника, помимо семьи.
Если ребенок по каким-то причинам не ходит в садик, надо постараться обеспечить ему частое взаимодействие с окружающими людьми, особенно со сверстниками — игры на детских площадках, походы в гости и т.д.
Учимся строить отношения с друзьями
Кроме этого, дошкольники постигают мир, не только беседуя со взрослыми, но и играя со сверстниками.
Во время игры ребята учатся контролировать свое поведение, соблюдать правила и взаимодействовать с товарищами.Также они примеряют на себя новые социальные роли в процессе сюжетно-ролевых игр: например, в дочки-матери, в доктора и пациента.
В дошкольном возрасте детей начинают больше интересовать сверстники, чем родители. Теперь они предпочитают играть с друзьями, а также решать спорные ситуации самостоятельно. Ребята в процессе взаимодействия с товарищами учатся сопереживать, учитывать желания друг друга и договариваться.
Безопасное поведение в дошкольном возрасте
Обучение безопасному поведению — важнейшая часть социализации дошкольника. Он должен четко усвоить правила, которые необходимы современному ребенку в окружающем мире. Этому должны уделять время как родители, так и воспитатели в детском саду.
Обучение правилам безопасности стоит проводить в виде игры — так ребенок лучше поймет и запомнит информацию. Например:
- обучающие настольные игры, упражнения типа “опасно — не опасно”;
- сюжетные игры с переодеванием, игры-драматизации. Например, проигрывание ситуации: “Незнакомец позвонил в дверь, а дома нет взрослых”. Или разыгрывание сценки: “Незнакомый человек на улице взял тебя за руку и уводит с площадки”;
- прослушивание и обсуждение сказок. Родители могут подобрать подходящие истории, иллюстрирующие правильное и неправильное поведение при взаимодействии с окружающими — например, “Колобок”, “Сказка о глупом мышонке”.
Социальная норма. Социальное отклонение
Человеку важно, чтобы коллектив значимых для него людей признал его “своим”. Для этого он должен соответствовать социальным нормам, одобряемым в этом коллективе.
Социальная норма — это стандарты поведения, внешнего вида, манер и т.д., которые одобряются социальной группой и ожидаются от человека, входящего в нее.
Социальное отклонение — это поведение, которое отклоняется от принятой в обществе нормы. Это может быть бродяжничество, воровство.
В основе отклоняющегося поведения лежат аморальные склонности человека, убеждения, привычки, мировоззрение и образ жизни.
Для ребенка очень важно быть в социальной среде с общепризнанными социальными ценностями и с положительными примерами для подражания — например, порядочностью, взаимовыручкой.
Семья и социальные нормы
Огромное влияние на ребенка оказывает семья. Соответственно, родителям важно показывать ему образец одобряемого обществом поведения. В случае несоблюдения семьей социальных норм, ребенок либо перенимает этот неверный образец поведения родителей, либо ищет пример для подражания среди сверстников, поведение которых тоже не всегда может одобряться обществом.
Негативными образцами поведения родителей считается, например,
- алкоголизм,
- курение,
- нецензурная брань,
- семейные драки,
- грубость.
Ситуации, провоцирующие ребенка искать образцы для подражания на стороне, такие:
- длительное предоставление ребенка самому себе,
- отсутствие родительского авторитета,
- недостаток интересов и увлечений,
- отсутствие единства воспитания в семье и в школе.
Родителям нужно заниматься воспитанием ребенка совместно с детским садом и школой. Так они смогут заложить в ребенка общепринятые социальные нормы и ценности для его успешной социализации и для того, чтобы не допустить социальных отклонений в его поведении.
Итак, давайте обобщим. Каким образом родители могут подготовить ребенка к жизни в окружающем мире, чтобы малыш стал полноценным членом общества?
- Одна из главных задач семьи — с самого раннего возраста подавать ребенку пример для подражания, одобряемый обществом.
- Прекрасно, если родители заложат социально приемлемые традиции, правила поведения, мировоззрение, а также сформируют базовые качества личности ребенка.
- Важно научить детей правилам взаимодействия с окружающими, безопасному поведению, а также привить культурные навыки.
- В дошкольном возрасте ребенку необходимо общение с окружающим миром. Это может быть посещение детского сада, игровых площадок, кружков по интересам. Так он познакомится с новыми социальными ролями.
- Очень важным для дошкольника является взаимодействие со сверстниками. Через сюжетно-ролевые игры он научится общаться, договариваться, находить выход из спорных ситуаций.
- Для успешной социализации ребенка и его социально одобряемого поведения нужно, чтобы у него был достойный образец, хорошее воспитание и социально приемлемые увлечения и интересы.
Эти советы помогут родителям вырастить детей полноценными личностями и достойными членами общества.
Источник