Социальное развитие ребенка в кгн

Социальное развитие ребенка в кгн thumbnail

Карточка №1

«Я сам».

Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.

Карточка №2

«Чистый нос».

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно  пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка №3

«Мыло душистое».

Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Карточка №4

«Сухие рукава».

Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.

Карточка №5

«Любим умываться».

Цель: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, способствовать правильному использованию  индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.

Карточка №6

«Поведение за столом».

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки  самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Карточка №7

«Одевание–раздевание».

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

Карточка №8

«Мы правильно моем ручки».

Цель: формировать у детей базовые  культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Карточка №9

«Водичка, водичка».  

Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.

Карточка №10

«Мы едим».

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

Карточка №11

«Моем с мылом ладушки».

Цель: помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.

Карточка №12

«Где моё полотенце?».

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

Карточка №13

«Башмачки по местам».

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

Карточка №14

«Чистые ручки».

Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать  правильно мыть  руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

Карточка №15

«Учусь всё делать сам!».

 Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №16

«Аккуратная причёска».

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Карточка №17

«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!» 

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №18

«Стульчик на место».

Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Карточка №19

«Моем, моем ладушки».

Цель: приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Карточка №20

«Башмачки».

Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.

Карточка №21

«Я уже большой!».

Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Карточка №22

«Чистюли!».    

Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность. 

Карточка №23

«Где мой стульчик?». 

 Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

Карточка №24

«Вещи по местам».                                                                                                                                      

Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Карточка №25

«Вот какие мы!».                      

Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Карточка №26

«Я умею!»                    

Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.

Карточка №27

«Мы большие».

Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.

Карточка №28

«Умываться!»

Цель:  во время умывания побуждать  детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Карточка №29

«Мы за столом!».    

Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Карточка №30

«Полотенце пушистое!»

Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

Карточка №31

«Мы не чумазые».      

Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.           

Карточка №32

«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи;  спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ                                                                                    И               НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ №19 ОБРАЗЦОВА Г.В.

             Одним из важных результатов работы педагогов детского сада можно считать работу по социальной адаптации детей в  окружающий его мир. Для этого ребенок должен в первую очередь осознать себя как «личность», у которой есть свои потребности, умения, навыки и возможности их реализовать.

            Для нормально развивающегося ребенка вопрос социально-личностной адаптации заключается в поэтапном, планомерном получении им всех умений, навыков и знаний, предусмотренных программой обучения в детском саду и повседневной жизни людей. Все разделы программы связаны между собой и представляют единую систему обучения, где все полученные ребенком знания, умения и навыки реализуются в повседневной жизни, на занятиях, играх, режиме дня.

           В этой статье рассмотрим социально-бытовую адаптацию детей через освоение ими культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой, пользоваться полотенцем, причесываться, аккуратно есть и пить, вытирать руки и рот салфеткой, использовать носовой платок, самостоятельно раздеваться и одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Аккуратно складывать свою одежду, следить за чистотой своего тела, выполнять трудовые действия, использовать элементарные трудовые орудия (веник, савок, тряпка, губка), полить цветы, накрыть на стол, убрать со стола и т.д. Эти навыки –  одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения.

            Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементного контроля.

Навык позволяет ребенку выполнить действие ловко и быстро. Навык ставший потребностью – это привычка. А привычка побуждает ребенка выполнять действия охотно и без принуждения.

            С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет  не простое  усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Наиболее благоприятный период развития культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Основные этапы развития в этом возрасте обеспечивает предметная деятельность.  Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком. В каждом  из них заключена функция, назначение, способ употребления: ложкой есть, карандашом рисовать и т.д. В соответствии с функцией предмета нужно и действовать с ним. Ребенок должен этому научиться, т.е. освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет: ложкой ест суп, из чашки пьет воду…. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы.

               Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой и т.д. А это орудийные или соотносящие действия, т.е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности.

               По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности – игры.

              Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, приема пищи и т.д.

             Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.  На его основе эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой и вытер его.

            Далее в процессе совместного с другими детьми хозяйственно-бытового труда у ребенка формируется осознание значимости своего вклада в общее дело, формируется оценка и самооценка.

            Дальше ребенку становится нужным получить результат: сложить аккуратно, одеться правильно и т.д. Ребенок выделяет общественные нормы и правила, которые регулируют его трудовую деятельность: помогать другим, каждую вещь надо убрать на место и др.

             Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки  обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

             Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для ознакомления с окружающим миром, реализует познавательные потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями (ложка, мыло, щетка и т.д.), усваивает их функции, узнает их качества: цвет, форма, температура, размер, вкусовые и тактильные признаки.

             При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Сначала  внимание детей на них обращает взрослый (в конкретной ситуации), а затем ребенок это делает самостоятельно, опираясь на свой опыт.

             Все это в равной степени относится как к детям младшего возраста, так и детям с нарушением интеллекта.

             С 1996 года работаю с детьми группы «особый ребенок», с детьми с разной степенью отставания в развитии. В группе находятся дети с особыми потребностями, эти дети ограничены в своих передвижениях, контакте с другими  детьми и взрослыми, в развитии своих навыков умений и потребностей. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им в их дальнейшей жизни, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением своей работы, считаю, социально-бытовую адаптацию детей с нарушением интеллекта.

              Задачи  социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь, в случае если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится формирование необходимых для жизни культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умение решать конкретные трудовые поручения, знать и соблюдать элементарные правила поведении среди взрослых и сверстников.

               С этой целью в группе создаются благоприятные условия для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Основой для построения воспитательно-образовательной работы в группе является уровень развития детей в социально-бытовой сфере, а главным фактором – учет состояния физического, психического и эмоционального здоровья детей и их возможностей. Поэтому все занятия, игровая деятельность, режимные моменты и весь режим дня направлены на получение и закрепление умений культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и использование их в повседневной жизни.

                    Для успешной коррекционно-развивающей работы, с помощью специально разработанной документации, выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, его физического и психического развития. Задачи воспитания, обучения и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни, длительность индивидуальных занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.

                    Социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого или самостоятельно.

                  Воспитание таких детей происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах кормления, умывания, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

                  Все предметы для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежды, посуда и т.п.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартуки, тряпочки и т.д.) располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.

                   Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

                   Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

                 Процессу формирования данных навыков очень помогают игры с бытовыми предметами-орудиями, образные игрушки. Создаются разнообразные ситуации, используются естественные бытовые ситуации, сюжетно-дидактические игры, направленные на формирование  навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в процессе которых решаются общеразвивающие и коррекционные задачи. Уточняя названия предметов, действий с ними,  рассказывая о своих действиях, расширяется и пополняется словарный запас детей, развивается речь ребенка, его умение общаться с другими людьми. Развивая когнитивные навыки детей, ребенок получает представление о правилах поведения и общения между людьми.

                  Но по-настоящему положительного результата нельзя получить, если вся работа проводится только педагогами в детском саду, поэтому здесь необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающему его миру.

                   Организованная таким образом коррекционно-образовательная работа положительно влияет на развитие детей, укреплению их здоровья, социально-личностную реабилитацию детей, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

Источник

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения « Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Реабилитационная программа

Подготовила: Н.В. Андреева

Воспитатель реабилитационной группы№1

Белгород 2017

Пояснительная записка

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений социальной реабилитации детей.

Так как центральная нервная система ребенка дошкольного возраста в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно, то именно в этом возрасте работа по формированию КГН является наиболее значимой. Самым оптимальным возрастом для начала работы в этом направлении считается ранний и младший дошкольный возраст. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Но, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, формирование КГН является актуальным и в старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, и приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Дети, поступающие в социально – реабилитационное учреждение, зачастую имеют разный уровень или полное отсутствие сформированности КГН, поэтому особенно важно сделать работу в этом направлении интересной и коммуникативной.

В связи с тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в социально-реабилитационном центре, на основании результатов анализа контингента воспитанников были созданы условия и разработаны мероприятия, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков. (Приложение №1)

Реабилитационная программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным стандартам.

Цель: Формирование основ культурно-гигиенических навыков у детей.

Задачи: Создание условий для воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников;

  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни;

  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

    • прямое обучение;

    • показ;

    • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

    • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного возраста целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей воспитатель сообщает детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у воспитанников представление о пользе физкультурных упражнений. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Реализация реабилитационной программы «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» расчитана на период с момента поступления несовершеннолетнего в группу и до его дальнейшего жизнеустройства.

Отличительной особенностью реабилитационной программы, учитывая специфику социально – реабилитационных учреждений, является привлечение

детей с уже сформированными культурно-гигиеническими навыками в качестве тьюторов, что бы бережно ввести нового ребёнка в общий ритм жизнедеятельности.

Программа направлена на создание психологически комфортной обстановки, эмоционального благополучия несовершеннолетнего.

Предполагаемые результаты:

Дети должны уметь правильно:

  • Умываться.

  • Чистить зубы.

  • Причёсываться.

  • Мыть руки.

  • Мылить руки.

  • Мыть ноги.

  • Намыливать мочалку.

  • Сидеть за столом.

  • Держать ложку.

  • Пользоваться салфеткой.

  • Убирать крошки со стола.

  • Снимать и складывать одежду.

  • Одеваться и поправлять одежду.

  • Расправлять и заправлять свою постель.

  • Просить о помощи.

Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что большинство детей дошкольного возраста после внедрения и реализации программы по формированию культурно-гигиенических навыков умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой. Многие умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви. В ходе систематической и целенаправленной работы происходят качественные и количественные изменения показателей уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников.

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические умения превращаются в привычки-действия (навыков), выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями развития является выполнение требований личной и общественной гигиены, проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Постепенное возрастание сознательного отношения к своему поведению и контролю над ним способствует полноценному развитию и становлению личности ребенка.

Приложение №1

Дидактические игры:

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности. Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару»

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания. Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью. Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие. Культурно-гигиенические навыки в старшей группе (картотека)

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни. Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении. Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д.

Приложение №2

Стихи и потешки.

Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
*****************
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели,
*****************
Птичка зернышки клюет,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Ест улитка сыроежки,
Молоко котенок пьет,
У мышат – головка сыра,
Косточку щенок грызет,
У пчелы – кусок зефира.
Сено ест смешной теленок,
Кролик скушал лист капустный,
Что же любит наш ребенок?
Кашку? Ах, как это вкусно!
Слово “кашку” в зависимости от меню малыша можно заменить на “йогурт”, “супчик”, “мяско”, “творог” и т.д.
**********************
Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку, будешь умный самый! (Будешь умной самой! – для девочек)
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!
********************
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку 
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, ручка – два! Застегнем застежки 
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки. На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, ножка – два! А теперь на ножки – 
носочки и сапожки!

(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!) 
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, ножка – два! Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два! 
*****************
Уберем игрушки,
Приляжем на подушку,
Глазки-незабудки
Закроем на минутку.
Губки-землянички,
Пушистые реснички,
Щечки-лепесточки
У моего цветочка.
Розовые ушки,
Кудрявая макушка…
Накроем одеяльчиком
Крохотные пальчики,
Пухлые ручонки,
Усталые ножонки,
Маленькие пятки.
Засыпай, мой сладкий!
**********************
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали. 
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка:
Про кота мурлыку,
Журавля-курлыку,
Лисоньку-хитрулю,
Мышку-крохотулю,
Зайчика-хвастушку
И жужжалку-мушку,
Про шмеля-гуделку,
Хлопотушку-белку,
Про сластену-мишку.
Спи, моя малышка! (для девочек)
Засыпай, мой милый,
Набирайся силы! (для мальчиков)

Стрижем ногти

Самое короткое стихотворение (универсальное).

Пальчик, пальчик!

Где ты был?

Милый мальчик,

Где бродил?

Покажи-ка ноготок!

Подстрижем его: цок-цок!

Стриг да стриг, цок да цок!

Аккуратный ноготок!

Стихотворение для малышей постарше.

Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с другом в магазинчик!

Покупал игрушки,

Сладкие ватрушки!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!

Как солдатик оловянный

На посту всегда стоит

И имеет грозный вид!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!

Со щенком играл в передней

Прятались, смеялись,

По полу кувыркались!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –

Очень любознательный!

Это кто? А это как?

На вопросы он мастак!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!

Стричься рад со всей душой!

Он в хорошем настроенье

Ел клубничное варенье!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок.

Приложение №3

Беседы:

Тема: «Умывание каждый день»

Закрепить навыки детей в умывании, в знании туалета и их значении; воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание быть всегда чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. Беседа. Чтение художественной литературы.

Тема:«Доброе утро, расчёска»

Закрепить навыки пользования расчёской и ухода за ней. Беседа. Чтение художественной литературы. Практическая работа.

Тема: «Личная гигиена»

Познакомить детей с понятием «гигиена» (уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, за интимными местами) и учить выполнять правила гигиены. Беседа-диалог.

Тема: «Чистое помещение – залог здоровья»

Развивать у воспитанников практические навыки санитарии и гигиены, прививать навыки здорового образа жизни, закрепить основные правила поддержания чистоты в группе, формировать убеждение, что чистое помещение-это залог здоровья. Беседа-диалог.

Тема: «Правила ухода за телом»

Привить навыки здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом. Закрепить основные правила мытья тела, рук и ухода за волосами. Беседа-практикум.

Тема: «Уход за зубами».

Закрепить основные правила ухода за зубами. Прививать навыки личной гигиены. Беседа-практикум

Источник