Социальное развитие ребенка средствами патриотического воспитания

Социальное развитие ребенка средствами патриотического воспитания thumbnail

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

воспитатель

МДОУ “Детский сад “Белоснежка”

Мельник Н.Н.

г. Надым, 2016г.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над

землей,  заботливый садовник укрепляет корень, от

мощности  которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так учитель

должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. О значимости данного направления в современных условиях говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015г.

Целью программы является «нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Согласно этому документу система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.

Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.

  1. Анализ реализации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников наш педагогический коллектив детского сада «Белоснежка» уделяет особое  внимание. Являясь начальным звеном системы образования,  наше дошкольное образовательное учреждение ставит своей целью: создание условий и системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ через проектную деятельность.

Для достижения цели были определены задачи:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.
  • Расширять представления о родной стране, ее столице.
  • Ознакомить с героическим прошлым России.
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Воспитывать  чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  • Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
  • Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

В соответствии с задачами нравственно – патриотического воспитания работа с детьми строится в соответствии с  принципами:

В соответствии с Государственной образовательной политики РФ:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности;
  • развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

  В соответствии принципов стандарта:

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

В соответствии принципов ДОУ:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
  • полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
  • общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий
  • ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов
  • возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей;
  • занятия требованиями к условиям реализации Программы.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ориентируется на достижение планируемых результатов:

  • Дети имеют представления о родной стране, ее столице; приобретут первичные знания о героическом прошлом  России.
  • У детей сформированы:
  • чувства уважения к  близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу, к другим людям, народам, их традициям.
  • эстетически-нравственные нормы поведения и моральные качества.
  • Родители, как активные участникам педагогического процесса, заинтересованы в формировании чувства патриотизма у детей.

Формируемые предпосылки УУД:

Коммуникативные:

  • потребность в общении со  сверстниками и взрослыми;
  • владение определенными  средствами вербального и невербального  общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера в общении;
  • умение слушать собеседника.

Регулятивные:

  • умение  действовать по образцу и заданному правилу;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение критично относится к  своим действиям;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные:

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей  действительности; 
  • умение выделять параметры объекта;
  • умение выделять существенные признаки.

Знаково-символические:

умение использовать наглядные модели.

При поступлении в школу:

  • умение положительно относиться к окружающим;
  • умение уважать достоинства других;
  • любит свою семью;
  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Организуя работу по патриотическому воспитанию используются разнообразные методы:

Словесные:

  • Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
  • Рассказы детей по картинам, предметам, из личного опыта, творческие рассказы.
  • Чтение, рассматривание и обсуждение художественной литературы, энциклопедий.

Наглядные:

  • Целевые экскурсии к памятникам, в краеведческий музей города, мини-музеев ДОУ.
  • Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
  • Знакомство с творчеством отечественных писателей и художников.
  • Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
  • Посещение тематических выставок.
  • Прослушивание тематических аудиозаписей.

Практические:

  • Участие в праздниках и спортивных мероприятиях.
  • Самостоятельная организация тематических выставок.
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  • Работа в творческих мастерских.
  • Совместная деятельность взрослых и детей.

Работа по патриотическому воспитанию ведется по двум направлениям.

С детьми: проекты, занятия, дидактические игры, создание выставочных площадок, посещение музеев, викторины, акции, фотовыставки, выставки рисунков, целевая прогулка к памятным местам города,  возложение цветов к Вечному огню, физкультурные развлечения, праздники, встреча с ветераном ВОВ, изготовление подарков для ветеранов.

С родителями: проекты, акции, видеопрезентации, круглый стол, гостевые гостиные, консультации, буклеты, праздники и спортивные развлечения, пополнение музейной среды ДОУ, целевая прогулка к памятным местам города, посещение музеев, создание альбомов и мини-сборников.

Развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста используются средства:

  • Методическая литература
  • Наглядные и дидактические пособия
  • Государственная символика
  • Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  • Современные средства ТСО
  • Аудио и видеозаписи
  • Художественная литература
  • Предметы декоративно-прикладного искусства.

Решая задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в ДОУ разработаны и успешно  реализуются авторские проекты педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – патриот», «Ожившие странички истории», по краеведению «В краю полярного сияния».

  • Проект «Я – патриот».
Читайте также:  Программа диагностики социального развития ребенка

Цель: развитие познавательной активности, направленной на повышение интереса к истории и культуре России, формирования чувства патриотизма и уважения к своему народу.

Система и последовательность работы по проекту «Я – патриот» представлена в следующих блоках:

  • Семья;
  • Мой детский сад;
  • Правила, по которым мы живем;
  • Наша государство – Российская Федерация;
  • Гордость России;
  • Страницы истории – День Победы.
  • Проект «Ожившие странички истории».

Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым русского народа через различные виды деятельности.

Система и последовательность работы по проекту  представлена по двум лексическим темам «День защитника Отечества», «9 мая – День Победы».

  • Проект «Ямал – наш дом родной»

Цель: знакомство детей с характерными особенностями Крайнего Севера, жизнью и культурой ненецкого народа.

В содержание проекта входят следующие формы работы:

  • создание экологического календаря ненцев;
  • экскурсии в Надымский «Дом природы», в Центр национальных    культур «Хозяйка чума»;
  • дегустация блюд ненецкой кухни;
  • изготовление атрибутов и проведение ненецких подвижных игр;
  • изготовление мини-макета «Стойбище ненцев»;
  • участие в акции «Подарок маленькому другу».

В рамках проектов «Я – патриот», «Ожившие странички истории», «В краю полярного сияния»  в ДОУ «Детский сад «Белоснежка» ведется музейная работа.

Музейно-выставочный комплекс, объединяет 2 тематических мини-музея:

  • Музей Боевой славы
  • Этнографический музей «Ямал – наш дом родной».

Музей боевой славы способствует развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

Цель: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики.

Подготовительная работа проводилась  с привлечением усилий, как педагогов, так и родителей и социальных партнеров. Функционируют постоянные экспозиции:

– «Военная форма»;

– «Документы военных лет»;

– «Награды»;

– «Вечный огонь»;

– «Города – герои»

и временные:

– тематическая выставка детского рисунка;

– совместные творческие работы детей и их родителей.

Цель этнографического музея «Ямал – наш дом родной»: приобщение детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера.

В мини-музее дети могут познакомится:

  • с животным и растительным миром Ямальской земли;
  • с национальным разнообразием в одежде, украшениях, предметами быта и их назначениями (экспонаты, выполненные руками ненецких и хантыйских мастериц, помогают детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения);
  • с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты),  
  • с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»  видами орнаментов и их символикой.

Таким образом,  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

  • имеют представление о ценности труда родителей и  близких родственников;
  • имеют представление о семье, родственных отношениях (сестра, брат, тетя);
  • могут отличить символы государства России (герб, флаг, гимн) от символов других стран;
  • у детей сформированы понятия того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям.
  • повысился уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым  России в период Великой Отечественной войны;
  • сформированы первичные представления о жизни и культуре ненецкого народа, характерными особенностями Крайнего Севера;
  • накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОУ и широко используется в их работе с детьми;
  • создаются условия для формирования предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.

Успешное формирование нравственных ценностей и патриотических чувств обеспечивается благодаря соблюдению необходимых условий:

  • разнообразие форм работы с детьми;
  • учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, интересов;
  • создание доброжелательной обстановки в процессе совместной деятельности;
  • разработка и реализация проектов;
  • создание  и систематическое пополнение музейного комплекса ДОУ.

Опыт работы педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в соответствии  с ФГОС ДО показал, что одной из эффективных форм работы по данному направлению сегодня является проектная деятельность.

  1. Заключение.

 Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

 Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Созданные условия, целенаправленная и последовательная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию позволили добиться хороших результатов. Использование технологии проектирования в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Проекты «Ожившие странички истории» и «Я – патриот» получили высокую оценку на конкурсах различного уровня. В Международном интернет-конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» в номинации «Конкурс социально-значимых акций (проектов, программ)» за проекты «Ожившие странички истории» и «Я – патриот»  педагоги получили дипломы за лучшие социально-значимые  проекты по формированию гражданско-патриотического сознания;  во Всероссийском конкурсе «Росточек: «Мир спасут дети» проект «Я – патриот» завоевал золотую медаль, проект «Ожившие странички истории»  – серебряную медаль.

Источник

Галина Крашенинникова
Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание

Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

За время моей работы с детьми и семьями воспитанников, наблюдая за отношениями в семье, методом бесед, анкетирования родителей пришла к выводу, что воспитывать нравственно – патриотические чувства надо начинать с родителей. Приобщать их к совместной работе, включать в процесс воспитания нравственно патриотических чувств.

Читайте также:  Социальная среда в развитии ребенка

Исследования показали, что в семье почти не уделяют внимания социально- личностным качествам ребенка и нравственно патриотическому воспитанию.Начиная с самого малого: дети не знают имя отчество своих самых близких людей, не говоря уже о старших членах семьи (бабушек и дедушек); не знают место работы и профессии родителей; не знают истории своей семьи, традиций, истории родного посёлка.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей должно осуществляется ежедневно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину – значит знать ее, прежде всего свою малую Родину. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Реализация инновационных подходов к нравственно патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.

Изучив проблему и новые методы,я наметила следующие приоритеты:

1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь и уважение к близким, тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.

2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.

3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы воспитываем у детей социально- личностные качества: ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности. ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам. СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её. ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.

4. В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.

Цель: Развить у ребенка старшего дошкольного возраста социально-личностные качества: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Исходя из этого,данная работа включает целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— продолжать знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров”ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Неве, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что “. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Читайте также:  Развитие 2 х летнего ребенка

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего народа. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувства восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим городом.

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитателя».

К. Д. Ушинский.

Формы работы с детьми

1. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны;

2. Экскурсии к памятным местам.Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны).

Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек.

4. Использование аудио-и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

5. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.

6. Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда,участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и др.

7. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.

8. Создание мини-музеев боевой и трудовой славы, защитников отечества, театра русского Костюма.

9.Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль, «Озеленение территории детского сада».

10. Оснащение предметно-развивающейсреды группы детского сада: изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», и т. д. изготовление атрибутики государственных символов России, города;оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду» и т. д.

11.Создание газеты: «Дедушка и папа – защитники отечества», «Мамочка – мой ангел».

План работы на сентябрь – май 2018-2019 гг.

Сентябрь.

1.Работа с методической литературой: а) 1. Зацепина М. Б. “Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников“. 2. Козлова С. А. “Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью“. 3. Сухомлинский В. А. “Как воспитать настоящего человека“. б)Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме в условиях ФГОС.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Подбор практического материала по теме самообразования.

Октябрь.

1. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».

2. Экскурсии по родному посёлку (Презентация)

3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

4. Ознакомление с символикой России, родного поселка области.

5. «Собери флаг России», «Собери герб России»

Ноябрь.

1. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

2. Экскурсия в поселковую библиотеку.

3. Выставка рисунков на тему «Мой любимый дом»

4. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

5 Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

6. Благотворительная акция ” Конфетка доброты”

Декабрь.

1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. (Беседа)

2. Ознакомление с традиционными блюдами России. (Беседа)

3. Консультация для родителей «Семья – малая Родина»

4. «Герб моей семьи» (выставка)

Январь.

1. Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему)

2. Ознакомление с русскими традиционными народными играми

3. Создание традиционной русской игры

4. Экскурсия в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством.

Февраль.

1. Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)

2. Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»

3. Приготовить подарки для пап своими руками.

4. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.

Март.

1. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»

2. Работа с родителями. Выставка детских работ на тему «Мамочка – мой ангел»

3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы

4. Экскурсия на почту. (познакомить с работой почтальона)

5.Беседа: ” Что такое дружба” – чтение стихов о дружбе.

Апрель.

1.Презентация на тему: ” Этот загадочный космос!”

2. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках

3. Выставка творческих работ на тему «Космос»

4. Праздник «Пасха» (презентация, поделки)

5. Экскурсия в школьный музей.

Май.

1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)

2. Презентация на тему «День Победы»

3. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»

5. Экскурсии на природу.

5. Работа с родителями. Творческая выставка на тему «День победы»

6. Подведение итогов самообразования.

Выход из темы.

Фотоотчет (презентация) по теме самообразования «Нравственно –