Социальное развитие ребенка с нарушением слуха

Социальное развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

Ольга Федорян
Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия социального развития детей с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (С. Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Петшак и др.) [1].

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Глухой или слабослышащий ребёнок старшего дошкольного возраста не слышит постоянных высказываний других людей по поводу тех или иных случаев, носящих моральный или аморальный характер; не слышит прямо относящихся к нему бесед, рассказов, не воспринимает радиопередач для детей; он неизмеримо меньше, чем его слышащий сверстник-дошкольник, окружён атмосферой чтения, рассказыванием сказок, которые почти всегда имеют то или иное социальное содержание. Ребёнок с нарушенным слухом, а вследствие этого и с недоразвитием речи и словесного мышления затрудняется в понимании всех этих рассказов и сказок, даже если он научился читать с губ или овладел грамотой, так как имеет ограниченный запас слов и понятий. Поэтому глубоко прочувствовать содержание этих рассказов и правильно к ним отнестись он не может. Это в свою очередь ведёт к недостаточному развитию моральных представлений, понятий и чувств, а иногда и к неадекватности поведения [5].

Но при благополучном социальном общении с ближайшими родственниками у детей с нарушением слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным вниманием к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Дети с нарушениями слуха дошкольного возраста также испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Поэтому особое значение для этих детей приобретает обучение их языку в тесной связи с формированием необходимого социального опыта [1]. Необходимо специально заниматься развитием общения, взаимопомощи, взаимопонимания, а главное, обобщённого понимания того, в чём и когда нужно помогать товарищу, когда его нужно от чего-то предостеречь и т. п. Развивая у детей с недостатками слуха социальные отношения,следует умело опираться на их положительные стороны: жажду знания, трудолюбие, поручение их подражательность и ряд других черт. По мере развития речи и мышления глухого, слабослышащего ребёнка происходит его дальнейшее социальное развитие [3].

Социальное развитие детей с нарушенным слухом мы рассматриваем как сложную систему,состоящую из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивная сфера характеризуется неполным усвоением и осознанием норм поведения, регулирующих отношение к себе, другим людям, коллективу. Несознательным выделением правил детьми в собственном поведении, невозможностью их вербальной коммуникации. Трудностью в обобщение и углубление представлений о положительных и отрицательных качествах человека, формированию определенного отношения к ним.

Эмоциональная сфера характеризуется тем, что моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации» (способности поставить себя в положение другого и пережить его успехи и неудачи как собственные).

В поведенческой сфере с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще. Редко взаимоотношения детей с нарушенным слухом характеризуются как начальная форма коллективных отношений (способность уступать, договариваться, согласовать действия друг с другом).

Также можно отметить, что негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми. Поэтому в задачи социального развития детей с нарушением слуха входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных норм и правил [2].

Специальная организация обучения детей, при котором происходят познание окружающей социальной действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Выготский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» [4].

Таким образом, социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальномвоспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием личностных качеств [2].

На основании вышеизложенного,можно сделать следующие выводы:

1. Изучение качественных характеристик процесса социального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха позволило прийти к выводу, что интересующий нас возрастной период является сензитивным для социального развития, поскольку на его протяжении происходит становление определённого комплекса нравственных проявлений, состоящих из свойственных ребёнку представлений о нормах и правилах взаимоотношений с окружающими людьми в социуме.

2. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха выражается, прежде всего, в осознании и овладении детьми моральными нормами и правилами.

3. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слухахарактеризуется следующими особенностями:

– дети испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений; имеют недостаточные представлений о явлениях социальной жизни и своем месте в ней; слабо оперируют имеющимися представлениями в реальных условиях;

– моральные чувства с затруднениями становятся многообразными и содержательными или не развиваются вообще. Не возникает «эмоциональной децентрации»;

– с большими затруднениями происходит переход от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям или не переходит вообще.

Литература:

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. – М.: Владос, 2001.

2. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. – М., 2005.

3. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991.

4. Лебединский В. В. Общие закономерности психологического дизонтогенеза. /Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. – М., 1995.

5. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. – М.: Владос, 2004.

Источник



Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

Для социализации детей с нарушением слуха необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играть, общаться со взрослыми и сверстниками. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром.

Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т. е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют.

Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

– творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

– набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

– навыки общения, потребность в нем;

– адекватную самооценку и уровень притязаний.

Задачи, стоящие перед педагогами, по социализации воспитанников:

– развитие творческих возможностей;

– пробуждение социальной активности, деятельности ребёнка, который традиционно воспринимался обществом как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей;

– воспитание чувства собственного достоинства;

– стремление к самоопределению;

– формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий;

– стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.

При поступлении ребенка в образовательное учреждение, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в классе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье.

Прежде всего родителям, следует как можно раньше, до года, когда ещё речь не развита, выявить наличие патологии слуха у ребёнка. После консультации с врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата — обязательно по одному на каждое ухо.

Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов. Слухопротезирование — это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все глухие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей.

Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Время от времени демонстрировать успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме.

Глухой или слабослышащий ребёнок обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.

Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Но порой существует такая проблема, когда семья бывает отстранена от процесса воспитания. Дети находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение, семья.

Социализация детей с нарушениями слуха заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество. При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

Литература:

1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.

2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева

3. Козлова С. А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г.

4. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172

5. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г.

6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

7. «Социальное развитие ребенка» Зауш-Годрон Ш., Издательск

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, социализация детей, окружающий мир, образовательное учреждение, общество, семья, воспитательно-образовательный процесс, самостоятельная жизнь, слуховое восприятие.

Источник