Социальное развитие ребенка с дцп
Замечание 1
Социализация – это широкое понятие, которое включает процесс освоения индивидом навыков и норм поведения, принятых в обществе. Для ребенка с ДЦП характерна более сложная социализация, чем для обычного.
Социализация детей с инвалидностью
В России каждый год рождается около 30 000 детей с врожденными наследственными заболеваниями. Инвалидность у детей представляет собой существенное ограничение жизнедеятельности, которое сопровождается следующими признаками:
- нарушение развития;
- затруднение в самообслуживании;
- трудности в обучении и овладении в будущем профессиональными навыками.
Многие семьи в одиночку не готовы к воспитанию полноценной личности, включая адаптацию ребенка-инвалида к реальным условиям жизни. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости, высоко зависят от семьи, не имеют навыков взаимодействия в социуме.
Основной задачей помощи семье, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является использование всех имеющихся возможностей и организация такого реабилитационного пространства, где каждый ребенок проходит собственный путь и осваивает основные виды деятельности (игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая и др.).
Особенности состояния здоровья, нужды и способности детей с церебральным параличом обусловили необходимую профессиональную помощь специалистов. Она должна носить не только медицинский характер, но и быть комплексной, затрагивая все аспекты жизни таких детей.
Воспитание и обучение детей с ДЦП
В специальных учреждениях обучаются дети с разными отклонениями в развитии. Учеников делят по соответствующим признакам на несколько групп:
- степень восстановления (в соответствии с характером нарушений одни аномалии можно полностью преодолеть в ходе развития, другие только частично скорректировать, а некоторые только временно компенсировать).
- образовательный уровень (одни дети могут овладевать только навыками самообслуживания, другие еще и самыми простыми образовательными знаниями, для третьих доступен полный курс средней школы).
- профессиональная пригодность (компенсация в пределах социально-бытовой ориентации или в условиях малоквалифицированной работы).
Работа всех специалистов учреждения, занимающегося обучением детей с ДЦП, должна концентрироваться на всесторонней педагогической поддержке умственно отсталых детей. Педагоги обеспечивают необходимую социальную адаптацию аномально развивающегося ребёнка.
Замечание 2
Реабилитационная деятельность специального учреждения должна концентрироваться на развитии духовных и физических способностей детей, оказаниии им помощи в получении образования в зависимости от тяжести заболевания (индивидуальные программы обучения). Специалисты должны обеспечить условия для участия в жизни общества ребенка, возможности которого признаются как допускающие обучение только практическим навыкам.
Для социализации ребенка с ДЦП в обществе учреждение содействует в выполнении соответствующей деятельности, обеспечивая по получение прогрессивного образования. Оно помогает установке реального и более комфортного контакта с внешним миром, поддержке, повышению и постоянному восстановлению физических и моральных сил.
Для социализации также необходимо организовать проведение свободного времени ребенка, обеспечивая ему полноценное участие в общественной и культурной жизни. Немаловажную роль играет и обучение ребенка навыкам пользования приборами социально-бытового назначения.
Социальная реабилитация детей с ДЦП: направления и методы
Социальная реабилитация представляет собой широкую и емкую категорию, включающую адаптацию и приспособление инвалидов, к себе, обществу и окружающей среде. Болезнь, как и ее последствия, часто меняют жизненный стереотип, при этом условия социальной реабилитации в большей мере зависят от активности самого человека.
Социальная реабилитация — продолжительный процесс. Для многих людей с ДЦП он может продолжаться всю жизнь. Суть процесса заключается в том, что в нем человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.
Ребенок с инвалидностью может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, у которых нет проблем со здоровьем. При этом обнаружить дарования, развить их и приносить с их помощью пользу обществу инвалиду может помешать неравенство возможностей. По этой причине важным здесь считается диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
Для атмосферы совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями характерно развитие системы инновационных подходов, которые ориентированы на детей с ограниченными возможностями. Они способны открыть для них доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
В социализации детей с ДЦП можно выделить 2 направления. Цель первого из них состоит в приспособлении окружающей среды к ребенку, для чего предусмотрены специальные технические средства передвижения (коляска, костыли, трость, велосипед), предметы обихода (тарелка, ложка, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на лестницах.
В качестве второго способа адаптации ребенка с двигательным дефектом является приспособление его самого к обычным условиям социальной среды. Сотрудники учреждений должны помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями реализовать себя в зависимости от их способностей, интересов, навыков и потребностей.
Среди методов социализации нужно выделить:
- Иппотерапию,
- Арттерапию,
- Библиотерапию (лечение с помощью специально подобранной литературы),
- Музыкотерапию (лечение музыкальными произведениями),
- Игровую терапию.
Иппотерапия представляет собой лечение общением с лошадьми и верховой ездой. Она становится полноправной составляющей в работе сотрудников учреждения в области реабилитации детей с ДЦП.
Арттерапия заключается в лечении искусством посредством художественного творчества. Ценность этой методики состоит в изучении и анализе на символическом уровне разных чувств ребёнка.
Источник
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
– биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
– социальными условиями – воздействием на ребенка семьи и педагогов [1, 21, 32].
Тяжелые повреждения ЦНС, следствием которых является ДЦП, влияют, как уже много раз упоминалось, на ее функциональное состояние. Его стабильное ухудшение проявляется не только недостатками умственной работоспособности, но и симптоматикой эмоциональных нарушений, предрасполагающих к отклонениям личности.
Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, в частности, расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать негативную реакцию.
На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны – отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Родители, при желании, могут создать ребенку условия для социальных контактов, а могут и изолировать его от общества, усугубив эмоциональное неблагополучие.
Эмоционально-волевые нарушения при ДЦП различны. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности; у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости; для третьих типично состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим [9, 21, 32].
При повышенной возбудимости дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Для пассивных детей типична безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). В любом случае у детей есть сложности эмоциональной децентрации Эмоциональная децентрация по Г.М. Бреславу определяется как способность поставить себя на место другого человека, понять его чувства. , а также алекситимия Алекситимия – невозможность выразить свои чувства словами. Термин был предложен в клинической психологии, но применим и по отношению к детям..
Большинство авторов отмечает пониженную мотивацию к деятельности, страхи передвижения и общения, стремление к ограничению социальных контактов. Причинами подобных симптомов называют изнеживающее воспитание и реакцию на свой дефект [32].
Экспериментально-психологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере ребенка с ДЦП мотива подчинения взрослому, что тормозит формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении своего здоровья (90% детей считают себя здоровыми), что, по-видимому, является защитным механизмом [3].
По данным М.В. Вагиной общий уровень самооценки у испытуемых низок и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка испытуемых зависела от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности являлось стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводило к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидным в поведении.
Исследование показало, что наибольшую значимость для подростков имеют особенности физического облика. Свою адаптированность они оценивают низко, но стараются адаптироваться, соответствовать требованиям. Последнее удается не всегда.
При ДЦП двигательная недостаточность и ряд сопутствующих факторов могут приводить к формированию патологических свойств личности. На грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов (недоброжелательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих, разлука с матерью или неполноценная семья, психическая травматизация в связи с лечебными процедурами, затруднения в процессе обучения из-за двигательных нарушений, неправильное воспитание по типу гиперопеки). Тогда ребенок обнаруживает признаки патохарактерологического формирования личности [18, 34].
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка личностного развития по типу психического инфантилизма: наивность, безответственность, эгоцентризм, слабость волевых установок. Дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия. У подростков отклонения личности проявляются в высокой внушаемости, слабости самоконтроля. При сниженном интеллекте для них типичен низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие.
Осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:
1. ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;
2. ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.
В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Отклонения поведения усугубляются патологией влечений в виде склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности.
С начала подросткового возраста нельзя забывать о такой проблеме как суицид. У детей с ДЦП наблюдается недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Как правило, мотивы, ведущие к самоубийству незначительны. Это затрудняет его предотвращение. Суицидальная попытка часто связана с депрессией, которая носит скрытый характер. Нередко встречается демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика. Суицид часто осуществляется на высоте сильного переживания. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом возрасте, после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников [21].
Исследования Е.Н. Дмитриевой были посвящены изучению психологического времени личности детей и подростков с ДЦП. Оказалось, что в большинстве случаев они оптимистично смотрят в будущее (70 %), но негативно относятся к своему личному прошлому. Приблизительно для каждого десятого испытуемого типично неадекватное отношение к будущему, завышенные ожидания от него.
Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому недостатку ложится на плечи родителей. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов, в первую очередь, психологов, которые помогают сгладить переживания по поводу двигательных недостатков.
Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.
Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных (в смысле психологического климата) семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого, стараются сформировать адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
Источник
Принципы развития навыков социального поведения у детей с ДЦП
Определение 1
Социальное поведение – это взаимодействие индивида с себе подобным или подобными в социальном пространстве посредством усвоения норм и правил социального поведения и построения коммуникативных связей.
Социальное поведение, его основы и особенности лежат в основе нравственного воспитания. Развитие навыков социального поведения необходимо ребенку для его социальной адаптации, нахождения своего места в социальной среде.
Что касается детей с ДЦП, то в силу особенностей их развития, социальное поведение выступает необходимым направлением полноценного развития ребенка и условием интеграции в социум.
Замечание 1
Социальное поведение детей с ДЦП имеет свою специфику, обусловленную их заболеванием. В этой связи оно требует развития и полноценной коррекции.
К этим особенностям относятся:
- Неумение строить взаимоотношения и взаимодействия с различными возрастными категориями граждан;
- Неадекватность поведения;
- Узкие представления о мироустройстве;
- Нарушение в функционировании адаптационных механизмов.
Все эти особенности вызывают сложности в общении, самообслуживании, приводят к проблемам с обучением, способствуют развитию психологической дезадаптации в социуме, заниженной самооценке и отрицанию собственной значимости и ценности.
Социальное развитие ребенка с ДЦП сводится к созданию условий для развития навыков социального взаимодействия, чтобы полноценно войти и интегрироваться в социальное пространство.
Принципами, на которые опирается развитие социального поведения, являются следующие:
- Принцип рациональных условий. Для ребенка с ДЦП необходимо создать соответствующее его особенностям развития развивающее пространство, которое поможет всестороннему развитию ребенка;
- Принцип целостности воспитательного процесса. Процесс воспитания должен носить систематичный и регулярный характер. Упражнения должны быть применены последовательно, нормы и правила социального поведения неоднократно повторяться и закрепляться в сознании ребенка. Актуально выполнение проверочных упражнений, позволяющих оценить степень усвоения социальных знаний и навыков;
- Принцип доступности и адаптивности обучающей информации. Информация должна преподноситься детям с учетом их возрастных и иных особенностей развития, в форме понятной и доступной для восприятия ребенка и в адекватных уровню его психического развития условиях;
- Принцип интегрированного подхода. Он означает комплексное развитие личности ребенка с ДЦП: развитие социального поведения совместно с коррекционными мероприятиями и иными направлениями развития.
Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с ДЦП
Речевое развитие ребенка происходит посредством активизации двигательных и моторных функций организма. Кроме того, положительным фактором речевого развития выступают социальные связи. Их фундамент закладывается еще в младенческом возрасте.
Ребенок с ДЦП имеет проблемы с сенсомоторным развитием. Они проявляются в следующем:
- Сложности с развитием мимики и воспроизведением различных жестов.
- Отклонения в кинестическом восприятии.
- Невозможность контролировать свое дыхание и движение различных органов, мышц, суставов.
- Нарушения в работе артикуляционных органов.
- Сложности со звуковым произношением, в следствие проблем с артикуляцией.
Все эти недостатки приводят к тому, что социальное становление ребенка усложняется и тормозится. А это отрицательно сказывается на развитии речи и освоении коммуникативных навыков. Кроме того, могут развиться нарушения психического характера.
Работа по освоению коммуникативных навыков у ребенка с ДЦП происходит очень разрозненно и неравномерно. Мотивы общения и потребность в нем оказываются достаточно развитыми, тогда как средства общения неразвиты вовсе. Ребенок испытывает сложности в общении со взрослым, поскольку не может контролировать свои движения, артикуляционные жесты не всегда отражают то, что он желает сказать, а проблемы со звуковым произношением приводят к искажению смысла сказанного, непониманию речи ребенка, неспособности ее адекватного восприятия взрослым.
Помимо этого, у детей с ДЦП имеются сложности в работе мышления. Часто, они не могут выразить то, что чувствуют, воспроизвести свои эмоции в словесной форме, даже если речь оказывается достаточно развитой.
В результате речевое развитие ребенка может полностью затормозиться. Дети стараются не использовать слова для объяснений с окружающими, применяют только мимику и жесты. Также, нарушаются эмоциональные связи с людьми и реакции.
Методы социально-коммуникативного развития детей с ДЦП
Коррекционные занятия, ориентированные на развитие у детей с ДЦП коммуникативных навыков, проводятся с использованием следующих методов:
- Демонстрация примера правильного социального поведения других детей;
- Ознакомление ребенка с устройством социального мира и законами коммуникативного общения;
- Проведение бесед. Предполагается детальный разбор различных ситуаций коммуникативного взаимодействия из книг, из жизненного опыта;
- Сюжетно-ролевые игры. Предполагается построение сюжетного действия, в ходе которого ребенок выбирает способ правильного поведения и учится действовать именно так;
- Разбор ситуаций разнородного социального поведения и их анализ. Педагог разъясняет детям правильность и неправильность того или иного поведения, а потом проводит опрос для закрепления материала;
- Поддержание нормального социального поведения. если ребенок уже освоил правила социального взаимодействия, то необходимо поддерживать их выполнение в различных ситуациях. Ребенка необходимо хвалить и поощрять, давать подсказки в направлении его действий, использовать игровые ситуации.
Источник