Социальное развитие ребенка потребность в общении

Социальное развитие ребёнка,  удовлетворение  потребности  в  общении.

Ещё  в  первобытном  обществе  мать  обучала  своё  дитя  человеческой  деятельности,  знала  с  чего   начать  и  к  какому  логическому  завершению  привести  обучение,  хотя  и  не  имела  научно  обоснованных  программ. Главным  руководством к такому  приобщению  к  миру  себе   подобных  была  потребность – биологическая  и  социальная  –  выжить  и  продолжить  род.

Жизнь  выдвигает  перед родителями приоритетную  проблему: как  сформировать  человека,  который  бы  отвечал  требованиям  общества  на  нынешнем  этапе  исторического  развития. Современное  общество  требует  инициативных  молодых  людей  способных  найти  “себя”  и  своё  место  в  жизни,  социально  адаптированных,  способных  к  саморазвитию  и  непрерывному    самосовершенствованию.

В  последнее  время  среди  молодёжи  наблюдается  множество  негативных  явлений (жестокость,  повышенная  агрессия,  отчуждённость,  скрытность  и  т.д.)  и  как    утверждают  психологи,  они  имеют  свои  истоки  в  раннем  и  дошкольном  детстве,  т.  к.  основные  структуры  личности  закладываются  в  первые  годы  жизни.  Многие родители,  думают,  что  социальное  развитие (умение  жить  в  обществе)    начинается  с  поступления  в  детский  сад,  или  школу, но  это  совсем  не  так. Роль  взрослого  в  социальном  развитии  ребёнка  начинается  с  самого  раннего  детства  и  продолжается  до  его  гражданской  зрелости. Почему? Потому  что  взрослый – самый  богатый  информацией  объект  в  мире  младенца и  дошкольника. Только  в  контакте  с  ним  ребёнок  сможет  овладеть  социальным  пространством,  приобретёт  трудовые  навыки,  знания,  познакомится  с  нравственными  нормами,  ценностями,  традициями,  правилами,  сформируются  социальные  качества  личности. Какими  на  ваш  взгляд  качествами  личности,  должен  обладать  ребёнок?

 –  добрым,  заботливым,  самостоятельным,  справедливым;

целеустремлённым,  отзывчивым,  умным,  настойчивым,  дисциплинированным,  трудолюбивым,  общительным и т.д.

Как,  вы  думаете,  с  какого  возраста  нужно  формировать  эти социальные  качества? 

– с рождения, с поступления в детский сад, в школу.

 Человек – существо общественное и социальное развитие ребёнка подразумевает формирование у него навыков общения с другими людьми, умения жить в обществе, принимая его ценности, впитывая его культуру и традиции. Социализация  важна  для  нормального  развития  и  последующего  взросления  без  психологических  проблем  и  расстройств Вопросы  социального  развития  и  воспитания  тесно  связаны  с  потребностью  общения. Потребность  в  общении – это  первичная  социальная  потребность,  которая  является  основой  психического  развития  человека – писал  известный  детский  психолог  Л.С. Выготский.

С  самого  рождения  малыш  общается  с  мамой (комплекс  оживления),  она  нужна  ему  как  воздух. Подрастая,  ребёнок  требует  общения и  внимания  у  других близких  взрослых: папа,  бабушка,  дедушка,  братья  и  сёстры.

Потребность  во  внимании  и  общении  родных  останется  у  ребёнка  на  всю  жизнь. Отсутствие  общения  у  детей  резко  замедляет  все  стороны  развития: умственную,  эмоциональную,  нравственную,  эстетическую,  появляются  трудности  в  формировании  связной  речи,  в  установлении  взаимоотношений  с  другими (помните  истории  про  «маугли»). Ребёнок,  который  воспитывается  в  доброжелательной спокойной  семейной  обстановке,  получающий  в  достаточной  мере,  родительскую  любовь  и  заботу – инициативен,  уверен  в  себе,  он  легче  адаптируется  в  окружающей  среде  и  будет  более  успешным  в  жизни. Недостатки  родителей,  так  или  иначе,  будут  переданы  своим  детям  стихийно  и  неосознанно  через  каждодневное  общение  и  взаимодействие. И  хорошее  и  плохое  будет  усвоено  и  скопировано  ребёнком  в  точности  так,  как  принято  в  семье,  детском  саду,  школе. Ведь  недаром  мудрость  народная  гласит: «Что  посеешь,  то  и  пожнёшь»  или  «От  осинки  не  родятся  апельсинки». Помните  старинную  мудрость  о  том,  что  если  хочешь  узнать,  какой  станет  твоя  будущая  жена,  нужно  посмотреть  на  её  мать. Некоторые  думают,  что  имеется  ввиду  внешнее  сходство,  нет,  просто  наши  предки  подметили: что  человек  является  носителем  тех  установок  и  правил,  того  типа  поведения,  который  был  принят  в  его  семье.

На  каждом  возрастном  этапе  возникает  новое  содержание  в  общении. В  среднем  и  старшем  дошкольном  возрасте  ребёнок  открывает  для  себя  новый  интересный  объект  окружающего  мира  –  своего  сверстника. Дошкольники  дружат,  ссорятся,  мирятся,  обижаются,  помогают  друг  другу  и  т.д. В  общении  со  сверстниками у  ребёнка  наблюдается  в  10  раз больше  экспрессивно – мимических  проявлений,  выражены  самые  различные  эмоциональные  состояния – от  яростного  негодования  до  бурной  радости,  от  нежности  до  сочувствия. Все  свои  человеческие,  поведенческие  и  психические  качества  ребёнок  приобретает  через  общение. Общаясь  в  игре,  в  реальной  жизни  дети  воспроизводят  отношения  взрослых. В  общении  всегда  две  стороны: взрослый – ребёнок,  ребёнок-ребёнок. Значимость  общения  значительно  выше  в  сфере  взаимодействия  со  сверстниками,  чем  со  взрослыми,  но  инициативу  взрослого  в  общении  дети  принимают  и  поддерживают  в  два  раза  чаще. Неумение  общаться  препятствует  формированию  ценных  качеств  личности,  снижает  интенсивность  процесса  общения,  тормозит  процесс  социализации.

Таким  образом,  социальное  развитие  и  потребность  в  общении  актуальны  именно  сейчас. Значит,  на  семью    возлагается  большая  ответственность  за  формирование  в  ребёнке  человека. Какую  же  тактику  взаимодействия  с  детьми  вам  уважаемые  родители  нужно  применять,  чтобы  помочь ребёнку  войти  в  мир  себе  подобных – мир  людей.

Помните, что самое большое родительское  счастье видеть состоявшихся, умных и благодарных детей. Примите некоторые советы по воспитанию ваших детей.

1.Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей родительской  любви и меру родительской ответственности.

2.Не угрожайте своему ребёнку, угрозы порождают ложь.

3.Не унижайте своего ребёнка.

4.Учитесь смеяться над своими слабостями, над собой, используйте юмор, он способен погасить назревающие отрицательные эмоции.

 5.Не сравнивайте успехи своего ребёнка с достижениями

других детей.

6.Не спешите прибегать к наказаниям, иногда дети принимают наказание, как нелюбовь к ним.

7.Уделяйте ребёнку максимальное количество времени.

8.Принимайте участие в делах ребёнка, ему это важно.

9.Учите ребёнка жить своим примером, ведь вы для

своего ребёнка «центр мира» и он невольно делает

жизнь по вашему образу.

10. Оценивайте не личность, а поступок. Оценка личности:  «Ты жадный мальчик», оценка поступка: «Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками».

11.Будьте внимательными слушателями детей и мудрыми советчиками. Ведь в лице мамы и папы мудрый советчик будет необходим вашему ребёнку ещё долгое время.

12. Смотрите на ситуацию глазами ребёнка, т.е. ставьте себя на его место, задумайтесь о его чувствах.

13.Обязательно  любите  детей  и  они  должны  знать,  что  их  любят.

14.Уделяйте  детям  максимум  внимания  и  не  уходите  в  сторону  от  общения  с  ним,  общайтесь  на  разные  темы. 15.Чаще  хвалите  их,  потому  что  поощрение (это  положительная  эмоция),  наиболее  сильный  мотив  для  дошкольника (дети  хотят  похвал  и  не  желают  мириться  с  замечаниями,  они  воспринимают  их  как  личную  обиду).  16.Научите  ребёнка,  как  правильно  общаться  с  детьми  и  взрослыми  в  различных  ситуациях.

17. Чаще обсуждайте  последствия  действий  ребёнка  или  взрослого  человека, объясняйте,  почему  следует  поступать  так,  а  не  иначе.

18. Ясно  формируйте  правила  поведения.

 19. Последовательно  игнорируйте  случаи  отрицательного  поведения,  обращая  внимание  на  ребёнка,  который  ведёт  себя  хорошо,  делает  достойные  поступки.  

 20. Не  повторяйте  без  конца  одни  и  те  же  требования,  запреты  и  наказания,  помните –  дошкольник  видит  себя   глазами  близких  взрослых,  которые  его  воспитывают. 21.Помогите развить  способность  воспринимать  и  понимать  эмоциональные  состояния  других,  умение  оценивать  себя  и  своих  сверстников  и  применять  на  практике  нормы  поведения.

22.Учите  уступать  и  отстаивать  свои  интересы.  

23.Научите решать  конфликтные  ситуации  не  агрессивным  способом, но и  не  решайте  все  проблемы  ребёнка  за  него,  пусть  он  сам  учится  на  своих  ошибках  и  приобретает   опыт социального взаимодействия.

           УДАЧИ !

Источник

Развитие потребности в общении.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

Ситуативно-личностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми.

Оно характеризуется следующими чертами:

· общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

· содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

· основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

Ситуативно-деловое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими

взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание ).

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.

Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.

Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.

К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная (понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).

ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год полтора.

Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации – период лепета, или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни.

“Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что сказав “ам-ам” можно получить есть, а сказав “ма-ма”, можно позвать маму”*

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее

осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие.

Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка

Сопоставление основных условий, в которых происходит усвоение детьми первых слов в житейских ситуациях привело нас к выводу о существовании типичной ситуации, наиболее эффективной для развития речи, когда происходит индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка .

С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.

Таким образом, ребенок усваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее. С этой целью взрослый либо просит ребенка назвать указываемый предмет, либо сам называет его и ждет, отыщет ли ребенок нужный объект среди группы других. Успешное действие ребенка вознаграждается выдачей ему предмета для игры, в которую иногда включается и взрослый. Какая потребность лежит в основе решения ребенком речевой коммуникативной задачи?

Может быть, это потребность в овладении предметом для получения от него новых впечатлений или для активного манипулирования с ним? Тогда успешность обучения должна зависеть от привлекательности предмета, от его желательности для ребенка.

Или же главную роль играет потребность ребенка в общении со взрослым, для которого манипуляции с предметом составляют только предлог и повод? Тогда успешность обучения должна зависеть от отношений ребенка с тем взрослым, который учит его говорить, от содержания коммуникативных связей между партнерами. Исходя из позиции, рассмотренной нами выше, мы выбрали вторую альтернативу и предположили, что усвоение детьми пассивной речи и произнесение ими первых активных слов в решающей степени зависит от общения между взрослым и ребенком.

Источник