Социальное развитие ребенка посредством игровой деятельности
Уразымбетова Раушан Ислямкызы
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому тема «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» является актуальной.
Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развитияребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить казахскую культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности.
Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Для налаживания диалогического общения в образовательном процессе используются настольно-печатные, дидактические игры.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому развитию.
В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью.
Играя, он учится общаться со сверстниками.
В младшем возрасте это обычные игры-ситуации, такие как «Кукла заболела», «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы.
Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.
Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
В образовательную деятельность практикуется включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей.
Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении.
В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Особое внимание эмоциональному развитию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются.
Необходимым условием для социально-коммуникативного развития детей является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях, мы руководствуемся принципами, соответствующими ГОСТ ДО и предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Это насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
В группах оборудованы игровые центры для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, пальчиковые и настольные театры, наглядно-дидактические пособия.
При создании условий мы стараемся, чтобы все игрушки, атрибуты, предметы интерьера были понятны детям, интересны, привлекательны и безопасны.
Очень важно, чтобы дети владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Еще педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». И именно игра является верным помощником и для нас с вами, уважаемые коллеги, и для родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра – основная форма образовательной деятельности в условиях реализации программы ДО. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Литература
1. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 6. – С. 60.
2. Чеснокова Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. -№ 9. – С. 126.
3. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – С. 61.
Источник
Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить в совместной деятельности и общении с другими людьми. Значительную роль в социально – личностном развитии дошкольников, отводим игровой деятельности, и считаем, что через игру, можно обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Анализирование проблемы позволяет мне выдвинуть гипотезу, что социально – личностное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно, в процессе игровой деятельности.
Цель: развивать социально – личностные отношения между детьми в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- формировать у детей чувство собственного достоинства и своих прав;
- формировать социальные навыки: умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации;
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к окружающему миру;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- создать предпосылки для активной игровой деятельности;
- раскрыть творческий потенциал детей.
Социально – личностное развитие включает в себя такие аспекты, как положительное отношение к себе, другим людям, к окружающему миру и т.д.
Опираясь на типовую программу Васильевой, подобрала ряд наиболее интересных занятий и игр для социально – личностного развития детей. Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Роль игры в жизни детей», с демонстрацией наиболее интересных и занимательных игр, наглядного материала, познакомила родителей с развивающей средой группы, предложила консультации, темы для беседы и игровые тренинги для проведения игр в домашних условиях. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Очень важной частью работы по формированию социально – личностного общения между детьми, являются психологические игры и доверительные беседы. Цель которых, двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности, развитие умения понимать настроение друг друга, умение слушать собеседника, умение соблюдать дистанцию общения. Например, в играх «Дружная семья», «Угадай – ка», «Комплимент», «Ласковое имя» – закрепляются умения невербального общения, развивается чувство близости с другими детьми. Например, в доверительных беседах «Что такое обида?» или «Почему человек злится?» у детей формируется адекватная оценка негативных поступков, дети учатся выражать негативные чувства в безопасной, символической форме. Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями, способствуют становлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формировании потребности в общении, формировании чувства общности.
При совместных играх детей главной целью является установление партнёрских отношений, развитие навыков общения, формирование адекватного восприятия как действительности и других людей, так и себя. Совместные игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам, согласовывать свои действия с действиями ровесника. В таких играх ребёнок учится управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, проявлять уважение к говорящему, сравнивать своё мнение с мнением собеседника, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли, ориентироваться в ситуации общения, договариваться, планировать свои действия, уступать. Необходимо предоставлять детям больше свободы в организуемых играх, поддерживать их инициативу.
Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации.Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений, стихотворений, рассказов, сказок.Играть можно с театральными куклами, с плоскостными и объёмными игрушками, использовать костюмы, маски, декорации, пальчиковый театр, и даже самодельные пластилиновые фигуры, в которых ребёнок действует за этого персонажа и изображает интонации эмоциями, мимикой, жестами, создавая конкретные образы.
Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни, это готовый пример поведения, решения сложных ситуативных задач. Со сказочными героями дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Ребёнку легче представить себя в роли животного, потому что сказочный мир животных более доступен пониманию ребёнка. Такие игры дают возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет.
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, воинов, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Так же предлагаю детям игры – импровизации, сказки и рассказы с открытым концом, где дети могут самостоятельно разыграть сюжет без предварительной подготовки. Такие игры требуют от детей совместный выбор темы, обсуждения, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами, развивает у детей чувство ответственности за другого человека, умение договариваться, устанавливать новые контакты, считаться с мнениями, желаниями и взглядами сверстников.
Предлагаю детям импровизировать на темы взятые из жизни(смешной случай, интересное событие, хорошие поступки), через которые развивается положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная социальная компетентность детей. Подготовила и провела серию занятий на тему «Добрые дела». Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков, как положительных, так и отрицательных образов.
Социальные роли – любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности с помощью различных средств выразительности. Дошкольники могут самостоятельно распределять роли, проигрывать их, использовать нужные атрибуты. Основная задача каждого ребёнка по согласованию с партнёром определить своё место в последовательности действий, выполнять свои действия в нужном ритме и темпе, что развивает способности детей к согласованию целей, к осуществлению взаимоконтроля и коррекций действий, а так же умение понимать состояние и мотивы поступков других. Это в дальнейшем поможет ребёнку грамотно строить свои взаимоотношения с партнёрами, сверстниками и взрослыми.
Социально – личностному развитию способствуют так же подвижные и хороводные игры. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании, обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, договариваться на языке действий, чувствовать состояние сверстника. В таких играх создаются оптимальные условия для развития у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Таким образом, в процессе создания и реализации игрового замысла дети получают полное представления об окружающем мире, конфликтные ситуации принимают конструктивные решения.
Поэтому игры необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
Источник