Социальное развитие ребенка до 1 года по месяцам
Важное место в гармоничном развитии малыша играют социально-эмоциональные навыки. Что к ним относится и как способствовать их развитию в возрасте от 0 до 12 месяцев – обсудим в этой статье.
Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша
Суть эмоционально-социального развития детей до 1 года – закладывание и улучшение навыков адаптации к окружающему миру, общения с другими людьми, познание самого себя, умений эмоционально реагировать на происходящие события и переживания. Сюда входит:
- «знакомство» с собой и своими эмоциями;
- развитие начальных навыков в управлении эмоциональными реакциями;
- налаживание взаимодействия с другими людьми;
- развитие эмпатии;
- обучение «мирному» разрешению конфликтов.
Эти и другие навыки «раскрываются» при наличии крепкой связи между крохой и родителями. Именно эта связь помогает ребенку налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции и справляться с трудностями. Благодаря поддерживающему отношению со стороны родителей, малыш может спокойно исследовать окружающий мир, понимать разницу между «правильным» и «неправильным».
Первый год жизни – время абсолютной зависимости малыша от заботящихся о нем взрослых. И, если выстроены адекватные отношения, то в дальнейшем они помогают ребенку проявлять независимость и самодостаточность.
С самого рождения дети изучают и формируют у себя понимание того, кем они являются. Родители могут помочь им в этом следующим образом:
- своевременно распознавать «сигналы» крохи, которыми он выражает свои потребности;
- распознав, вовремя реагировать на них и удовлетворять – это поможет малышу лучше понимать, что он хочет и в чем нуждается;
- обеспечивать малышу стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке – это формирует «базовое доверие к миру» и повышает уверенность в своих силах
Дальше мы рассмотрим, какие стратегии можно использоваться для гармоничного развития эмоционально-социальных навыков малыша. А пока давайте выясним, как проявляются эмоционально-социальные навыки у ребенка по месяцам от рождения.
Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам
Свою первую социально-эмоциональную реакцию новорожденные обычно проявляют на 3-4 недели жизни. Это первая улыбка, которую вы сможете наблюдать, если склоните над крохой свое лицо и будете разговаривать с ним ласково и с улыбкой.
Затем дети проявляют следующие навыки социально-эмоционального развития.
2 месяца. В этот период малыш активно развивается в психоэмоциональном плане. Ему очень важен контакт с мамой, так как он не воспринимает себя отдельно от нее. Беря ребенка на руки, вы будете чувствовать, как ему комфортно и хорошо. В это время невозможно «приучить» младенца к рукам, как опасаются многие родители. Если действовать из этих опасений и ограничивать нахождение ребенка на руках, то он будет проявлять беспокойство, «беспричинно» плакать, требовать внимания. Если же без ограничений брать малыша на руки, то он будет активно развивать концентрацию внимания, координацию движений рук и глаз, фиксацию взгляда и так далее.
3 месяца. Ключевое социально-эмоциональное умение, которое развивается в этот период, это терпение. Малыш уже может терпеливо «ждать» до 5 минут, когда его просьба будет выполнена, и когда его переоденут или покормят. Он по-прежнему предпочитает изучать окружающий мир на руках у мамы, но уже может и самостоятельно полежать (до 10 минут). Кроха продолжает учиться ориентироваться в пространстве, изучать свое тело, «знакомиться» с другими людьми и испытывать от этого различные эмоции.
4 месяца. До этого периода малыши часто плачут «без причины», но к 4 месяцам их эмоциональный фон становится более ровным и устойчивым. Поэтому плачут они уже практически всегда «по делу». У крохи развивается оптимистичный настрой, настойчивость и ориентация на новые впечатления. В этом возрасте детки способны самостоятельно занимать себя до 25-30 минут. Большую часть их активности занимают манипуляции с игрушками и предметами. Малыш изучает их свойства, настойчиво повторяет различные действия, чтобы выявить новые возможности взаимодействия с ними. От таких занятий он получает бурные положительные эмоции.
5 месяцев. В этом возрасте детки способны на самостоятельные игры уже в течение 15-30 минут. Они более терпеливы и лучше понимают свои желания, «сообщая» о них взрослым. Например, вы сможете уже четко распознать, когда ваш сын или дочь просятся к вам на ручки. Еще один характерный навык этого периода – подражание взрослым. Малыш старается повторить за вами все, что вы ему показываете. Повышен интерес к взрослым – как близким, так и незнакомым. 5-месячные детки эмоционально показывают свое отношение к событиям и предметам – плачут, недовольно хмурятся или радостно смеются. Все, что вызывает положительные эмоции, они с удовольствием повторяют снова и снова. Например, манипуляции с игрушкой или игру в «ку-ку». В этот период дети охотно идут на общение, они любознательны и подвижны.
6 месяцев. В этом возрасте у малыша повышается терпеливость и сосредоточенность. Он активно изучает свое тело и способности и открыт для общения с окружающими. Заинтересовавшись игрушками или новыми предметами, он может самостоятельно играть до 40 минут. Одна из любимых игр – прятки. Она забавляет малыша, и когда вы захотите закончить игру, то он будет всеми способами показывать свое недовольство, требуя продолжения. И так будет до тех пор, пока ему не станет скучно. Главное осознание этого периода – что его желания важны, а общение со взрослыми приятно.
7 месяцев. Деткам пока кажется, что их возможности неограниченны. И, когда они убеждаются в обратном, то испытывают и проявляют отрицательные эмоции – злятся, капризничают, плачут. В этом возрасте малыш уже способен «адресовать» свои негативные эмоции конкретному человеку и чувствует, когда взрослые злятся или раздражаются.
8 месяцев. Это период, когда крохе уже не так интересно находиться на руках у взрослых. Он стремится самостоятельно изучать окружающий мир, ползает по квартире, интересуясь абсолютно всем, что попадается ему. Он активно общается со знакомыми людьми, но в этом возрасте детям свойственно развитие стеснения и социальный страх. Если раньше он спокойно «знакомился» с незнакомыми людьми, то в 8 месяцев начинает стесняться, прятаться за родителей и плакать. Со своими родными же кроха с удовольствием взаимодействует, играет и стремится быть рядом.
9 месяцев. Кроха все дольше играет самостоятельно, но предпочитает держать взрослых в поле зрения. Он способен сам передвигаться ближе к вам, если хочет пообщаться. А также просится на руки, если устал, хочет спать или болеет. У него активно развиваются процессы подражания и элементарные бытовые навыки. Малыш стремится к порядку и иногда сам кладет игрушку или предмет на место. Уход мамы из дома воспринимает как трагедию – нервничает, плачет и пытается «найти». В 9 месяцев деткам особенно важно получать от родителей знаки любви, чувствовать положительное отношение и надежность.
10 месяцев. В этом периоде у детей на первый план выходят навыки подражания. Они повторяют за взрослыми все, что видят – бытовые действия, разговоры по телефону и т.д. Также на новый уровень переходят игры и занятия, становятся более социализированными. Малыш с удовольствием «кормит» свои игрушки, начинает играть в ролевые игры, по-прежнему любит прятки, «ладушки» и другие пальчиковые игры. Также продолжает изучать свойства окружающего мира и свои способности, улучшая свои социальные навыки и расширяя эмоциональную палитру.
11 месяцев. Малыш подолгу и с удовольствием играет самостоятельно. Его эмоциональный фон становится более спокойным и уравновешенным. Он стремится к самостоятельности и укреплению социально-эмоциональных связей со взрослыми. Продолжает играть в ролевые игры с подражанием «взрослым» действиям.
12 месяцев. Особенность этого возраста – конфликт между стремлением к самостоятельности и пока ограниченными способностями. Из-за чего малыш становится капризным, плачет, если ему что-то не удается. Это период начала «кризиса первого года». Ребенок также учится «манипулировать» поведением взрослых и замечает, на какие его «сигналы» охотнее и быстрее реагируют родители. Если вы будете быстрее «отвечать» на его слезы или истерики, то он будет использовать их как способ привлечения внимания. Детки продолжают активно подражать взрослым, а также развивают свою самостоятельность, с радостью выполняют простые бытовые поручения и просьбы. Начинает развиваться эмпатия – кроха переживает и пытается «пожалеть», видя, что мама плачет.
Как вы можете помочь в развитии навыков
Любые навыки лучше развиваются в специальной поддерживающей среде. И вы можете создать такую среду, чтобы усовершенствовать социально-эмоциональное развитие своего сына или дочери. В этом помогут следующие стратегии:
- Оказывайте помощь и поддержку. Помогайте малышу в том, что ему хочется. Для этого вам потребуется внимательно распознавать «сигналы» своего ребенка. Например, ваш 10-месячный малыш во время еды может хватать вас за руку, пытаться выхватить ложку, сопротивляться и так далее. Первой реакцией может быть раздражение. Но, если вы внимательно посмотрите на эти сигналы и подумаете, что они означают, то поймете, что ребенку хочется самостоятельно держать ложку. Конечно, сам он еще не сможете нормально поесть в этом возрасте. Но вы можете дать ему в руки другую ложку, а сами продолжите его кормить. Так, вы удовлетворите потребность крохи, поднимите ему настроение и укрепите связь между вами.
- Развивайте навыки, стимулируя их. Детки ежедневно учатся чему-то новому, особенно в первый год жизни. И вы можете их мягко «подталкивать», делая несложные вызовы и помогая. Например, если ваш кроха учится переворачиваться со спины на живот, то вы можете спровоцировать более быстрое обучение. Для этого положите игрушку за его головой, предварительно показав и рассказав малышу, что вы ее туда положите. Тем самым вы сделаете «вызов», и малыш будет еще сильнее стараться перевернуться, чтобы добраться до игрушки. Обязательно хвалите ребенка за его достижения и восхищайтесь ими.
- Будьте ласковы и заботливы. Объятия, ласковые слова, ношение на руках, пение, «беседы» с малышом дают ему понять то, что он любимый и «особенный» для своих родителей. Внимание и ласку легко проявлять, когда ребенок спокоен и в хорошем настроении. Но такие «условия» бывают не всегда. Иногда вам придется проявлять терпение и выдержку, чтобы поддержать кроху, когда он в плохом настроении, капризничает, часто плачет или злится. Но это того стоит – ребенок поймет, что вы любите его таким, какой он есть.
- Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности. Каждый раз, реагируя на плач или другие сигналы своего малыша, вы позволяете ему ощущать доверие и чувство безопасности. Он чувствует вашу любовь и знает, что вы всегда рядом и поддержите его. Такое доверие развивает чувство уверенности в себе и ощущение контроля. Также в этом помогает стабильность, предсказуемость ежедневных событий и распорядок дня. Старайтесь каждый день выполнять все важные действия в одном и том же порядке. Например, придумайте ежевечерний ритуал перед укладыванием малыша или утренний ритуал перед выходом на прогулку.
Развивая эмоционально-социальные навыки своего ребенка, вы помогаете ему понять и почувствовать, кем он является на самом деле. Это формирует его личность, чувство собственного достоинства, самоценность и способность поддерживать позитивные, «здоровые» отношения с окружающими.
Источник
Возрастные возможности эмоционально-социального развития ребенка от рождения до 1 года
Каждый месяц делает свой вклад в эмоционально-социальный рост ребенка.
На втором месяце происходит интенсивное психоэмоциональное развитие младенца: малыш идентифицирует себя с матерью, чувствует себя ее частью, не отделяет свое “я” от нее, только у нее на руках чувствует себя безопасно и комфортно, стремится к постоянному контакту с ней, много времени проводит на руках.
Именно на руках у матери ребенок успокаивается, не требует к себе внимания, спокойно относится к любым перемещениям, сменам позы, охотно наблюдает за окружающей средой, дает знать о себе лишь тогда, когда чувствует дискомфорт. Всматривается в лицо человека, наклонившееся над ним, концентрирует на нем внимание в течение короткого времени, координирует работу глаз и действия рук: хорошо фиксирует взгляд, следит глазами за предметом, который двигается, старается схватить его.
На третьем месяце ребенок проявляет больше терпения, чем раньше, в течение короткого времени может подождать, чтобы его покормили, переодели, взяли на руки. Возникает способность заниматься самостоятельно (до 10-15 минут), хотя большую часть времени малыш проводит на руках у взрослого (в первую очередь матери). Продолжается интенсивное развитие различных сторон эмоционально-социального становления малыша, обогащаются его впечатление от знакомства с окружающим, ориентации в пространстве, знакомства с собственным телом, усложнением эмоциональной жизни и социальной адаптации, разнообразием форм общения с людьми.
Четырехмесячный ребенок становится уверенным и уравновешенным, исчезает внезапный плач без видимых причин. Младенец проявляет значительно больше настойчивости в овладении социальными навыками, становится оптимистичнее. Продолжительность времени, в течение которого ребенок может спокойно заниматься самостоятельно, возрастает до 30 минут (продолжительность может существенно колебаться зависимо от индивидуальных особенностей ребенка). Возросшие возрастные возможности существенно обозначиваются на проявлениях психоэмоциональной жизни четырехмесячного ребенка – они обогащаются, усложняются, становятся более разнообразными.
Младенец, которому исполнилось пять месяцев, сообщает матери, когда хочет на руки. На протяжении 15-30 минут может заниматься самостоятельно. Ребенок склонен к подражательному поведению: повторяет элементарные предметные действия. Проявляет интерес не только к родным взрослых, находящихся в пределах родного дома, но и к чужим во время прогулок.
Пятимесячный ребенок подвижный, веселый, любознательный, оказывает широкий спектр эмоций, диференциирует состояние и настроение взрослых, в течение короткого времени самостоятельно взаимодействует с предметами, охотно общается с родными и близкими.
Шестимесячный ребенок способен при отсутствии рядом матери самостоятельно заниматься в течении 40 минут, выказывает сосредоточенность, определенную терпеливость, положительное самочувствие. Охотно играет с родными и близкими в прятки. Активизируется его стремление к познанию социальной окружающей среды и самого себя. Возросшие возможности сказываются на умении ребенка знакомиться с окружающей средой, ориентироваться в пространстве, исследовать тело (свое и окружающих), проявлять эмоциональное отношение, адаптироваться к новому, общаться с окружающими.
Возросшие возможности расширяют степень свободы младенца, которому исполнилось семь месяцев, позволяют ему время от времени самостоятельно достигать желаемого, создают иллюзию доступности окружающей среды. Неспособность малыша осознать ограниченность своих возможностей и нереальности желаний приводят к увеличению случаев его недовольства, плача, гнева, капризов.
Совершенствуется способность ребенка знакомиться с окружающей средой, собственным телом, адаптироваться к новому, передавать свое эмоциональное состояние, общаться с людьми.
Возрастают возможности восьмимесячного ребенка исследовать окружающее пространство самостоятельно (преимущественно с помощью ползания). Малыш путешествует по всей квартире, интересуется всем, что попадается на пути.
Малыш начинает меньше времени проводить на руках у матери, хотя и стремится играть рядом с ней, держать ее в поле своего зрения. Довольно часто капризничает или плачет, поскольку не осознает, насколько его желания не соотносятся с возможностями. Устанавливаются активные связи и отношения ребенка с родными взрослыми, налаживаются совместные предметные действия с ними.
Увеличивается время, в течение которого девятимесячной ребенок занимается самостоятельно и не стремится находиться на руках у матери. Он просится на руки только тогда, когда хочет есть, спать или плохо себя чувствует. У малыша все ярче проявляется поведение “следования” (передвигается ближе к матери, держит ее в поле зрения) и “подражания” (повторяет взрослых).
Возникают первые бытовые навыки: ребенок может по собственной инициативе положить игрушку, предмет или вещь на место. Малыш понимает, когда мама уходит из дома – начинает капризничать, нервничать, успокаивается лишь тогда, когда не находит ее нигде в квартире. Для него важны проявления родительской любви и надежности, конфликты с матерью и отцом переживаються как трагедия.
Характер эмоциональной жизни и социального поведения девятимисячного младенца в значительной степени определяется ростом его автономности, способности осваивать пространство не только с помощью взрослого, но и в определенной мере самостоятельно.
У ребенка, которому исполнилось десять месяцев, существенно расширяется репертуар подражаемой деятельности. Повторяя действия взрослых, он “чистит зубы”, “говорит по телефону”, “размешивает кашу в кастрюле”, “чистит обувь”, “вытирает тряпкой стол” и др.
Развивается игровая деятельность: малыш охотно занимается пирамидкой, играет в ладушки, прятки, доганялки, кормит куклу или игрушечного зверька.
Десятимесячный ребенок в основном овладел элементарными представлениями об окружающем мире: они углубились, расширились, систематизировались, что положительно сказалось на его эмоциональной жизни и социальном поведении.
Одинадцятимисячный ребенок может в течение длительного времени заниматься сам. Он выглядит взрослее, искуснее, сообразительнее, уравновешенее, чем в предыдущие месяцы, происходит дальнейшее развитие его подражательного поведения; возникают первые простые сюжетные игры: ребенок укладывает спать куклу, баюкает ее, кормит.
Стремление к самостоятельности, осложнению внутренней жизни ребенка, обогащению и расширению его социального опыта сказывается на характере его поведения, отношении к окружающим людям, предметно-практических действиях.
Ребенок, которому исполнилось двенадцать месяцев, довольно ловкий, терпеливый, находится в основном в хорошем настроении. Периодически дает о себе знать противоречивость между его возросшей самостоятельностью и ограниченными возможностями реализовать свое стремление к независимости, что проявляется в капризности. Активно развивается подражательное поведение, ребенок пытается самостоятельно есть и одеваться, охотно выполняет поручения взрослого.
Содержанием эмоционально-социального развития от рождения до 1 года является воспитание у младенца умений знакомиться окружающими людьми и самим собой, эмоционально адекватно реагировать на жизненные события, адаптироваться к социуму и общаться с окружающей средой.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Общая характеристика
2. Физическое развитие
3. Эмоционально-социальное развитие
4. Познавательное развитие
5. Развитие речи
6. Экологическое развитие
7. Художественно-эстетическое развитие
Источник