Социальное развитие ребенка дидактические игры

Социальное развитие ребенка дидактические игры thumbnail

Подборка дидактических игр по  социально-личностному развитию

Для детей 6-7 лет.

«Угадай настроение по картинке»

Цель: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях.

На столе раскладываются картинки с изображением людей разного возраста и разным эмоциональным состоянием на лицах.

Кто изображен на картинке?

Какое у него настроение?

Почему так думаешь?

Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.

«Угадай настроение»

Цель: обобщение представлений детей об эмоциональном состоянии.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)

После определения «настроения» каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, показывает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

«Добрый – злой»

Цель: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.

В течении определенного времени детям читаю сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и т.п.

На столе лежит «раскладушка» с двумя полями: черным и красным. Разложить положительных героев на красное поле, отрицательных – на черное.

«Хорошо – плохо»

Цель: учить детей анализировать поступки других.

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.

Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.

«Чего не стало»

Цель: развитие зрительной памяти.

На столе разложены картинки на тему «Эмоции».

Дети рассматривают их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку или меняет картинки местами. Дети говорят, какой картинки не стало или что изменилось.

«Наш город»

Цель: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.

Подобраны четыре группы картинок:

  • На одной изображены жители города;
  • На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т.п.)
  • Транспорт (трамвай, автобус и т.п.)
  • Здание города (почта, магазин и т.д.)

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.

По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники  группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.

«Мы – разные»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.

Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Воспитатель задет вопросы:

  • Кто из нас самый высокий?
  • У кого самые темные (светлые) волосы?
  • У кого на голове есть бант?
  • У кого на одежде есть пуговицы?
  • У кого в одежде есть синий цвет?
  • У кого одинаковая обувь? И т.п.

«Поделим игрушки»

Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.

Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?

Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть по очереди и т.п.

Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

На фланелеграф  фигурки мальчика и девочки. Перед детьми карточки с изображением предметов одежды. Дети раскладывают одежду соответственно тому, кто ее носит.

«И я тоже»

Цель: учит детей расслабляться.

Я буду говорить, что делаю, а вы, если со мной согласны, отвечаете: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.

  • Утром я встаю…
  • Умываюсь…
  • Чищу зубы…
  • Завтракаю…
  • Выхожу на улицу…
  • Сажусь в грязную лужу…
  • А я самый аккуратный…
  • Я на улице гуляю…
  • Всех ребят я обижаю…(комментарии)
  • Нынче я был на охоте…
  • Ел лягушек я в болоте…
  • Я люблю веселиться…

«Вежливый трамвайчик»

Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.

В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.

Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Источник

Вера Строганова
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально – компетентная личность.

Для этого в групповой комнате я оформила игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы.

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В нём имеются пособие «Кукла-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

Кукла – мирилка в виде солнышка. При нажатии на нее, она говорит фразу «Я тебя люблю!» К ней прикреплена небольшая картотека мирилок. Детям очень нравиться их повторять.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Дидактическая игра «С кем дружить?»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

В левой стороне фланелеграфа девочка. Справой стороны фланелеграфа фото детей с разным выражением лица: злым, веселым, смеющимся, грустным, плачущим. Дети выбирают с кем девочка захочет дружить по их мнению, объясняют свой выбор.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

В уголке находится альбом «С Днём рождения!» На каждой страничке альбома я изобразила яблоню в разное время года, а точнее по месяцам. В октябре на веточках капельки дождя, в декабре – комки снега, в мае – птичьи гнезда, в июне – цветы и т. д. Фото детей прикреплены на веточках дерева (на капельках, на гнездах, на листочках) Ребенок видит в какое время года, в каком месяце у него день рождение, какие изменения а природе в это время происходят.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Альбом «Моя семья».

Цель: Закреплять знания детей о самом себе, о членах семьи : имена, отчества и фамилии; родственные отношения; формировать доброжелательное отношение чувство любви и заботы к своим близким.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Дидактическая игра «Кому и что подарить»

Цель: Развитие умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать в подарок каждому члену семьи предмет, который имеет к нему отношение. Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Варианты: Одежда, обувь, косметика, электроприборы.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: Учить детей давать характеристику членам своей семьи.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать члена семьи (папа, мама, бабушка и т. д.) и дать ему характеристику, какой он? (заботливый, любящий, храбрый, красивый, и т. д.) Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Прилагательное обозначается символами (верблюд – выносливы, елка – стройная, лев – храбрый и т. д.).

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

С этой целью в группе создан «Уголок настроения».

Методическое пособие «Мое настроение»

Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Ход: Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль. Жёлтый круг – спокойное настроение, без эмоций. Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.

Планируем в раздевалке сделать уголок настроения, чтобы дети в утренние часы, по приходу в детский сад и, уходя из него, отмечают своё настроение. Родители будут иметь возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка.

Социальное развитие ребенка дидактические игры

С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Детям задаются вопросы: Кто он? Он какой? Почему такой? А ты таким бываешь? К чему это может привести? А что будет потом? Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию

оно вызовет,«А что будет потом?», делать нужные выводы.

Социальное развитие ребенка дидактические игры

Игра «Маскарад»

Цель: Развитие умения составлять портрет, изменяя выражение лица в зависимости от чувств и эмоций человека.

Ход: Дети составляют портреты сказочных персонажей. Изменяют положение бровей, глаз, рта на лице, передают различные эмоции людей: радость, грусть, злость, страх, испуг, удивление, восторг и т. д. (Как вариант можно сделать и составлять портрет дедушки, бабушки, мамы, папы, детей)

Социальное развитие ребенка дидактические игры

Дидактическая игра «Эмоции»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций – разные выражения лица : радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака, НЛО.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение?

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

«Коврик злости» Ребенок вытирает ноги пока не улыбнется и пройдет у него

злость.

Социальное развитие ребенка дидактические игры

«Стаканчик для гнева» . Ребенок весь свой гнев и злость спускает в стаканчик и закрывает его.

Социальное развитие ребенка дидактические игры

В группе имеется методическое пособие в виде дерева «Добрые дела круглый год». Каждый ребёнок на свою веточку со своей фотографией за добрые дела, сделанные ими в течение недели получает листочек (капелька, листочек желтый, красный – осенью, снежинка – зимой, цветочек – весной, зеленый листик – летом) Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

«Уголок уединения».

Уголок сделан в домике – палатке. Очень удобно переносить в разные части группы.

Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Социальное развитие ребенка дидактические игрыСоциальное развитие ребенка дидактические игры

«Подушка – барашек» – ее можно просто пообнимать, прижаться к ней.

Для снятия агрессии имеется «Подушку для битья». Когда ребенок дерется, мы объясняем, что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно. «Стаканчик для гнева».Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

«Наушники» – чтоб изолироваться от звуков, побыть наедине с собой.

В заключение хочу подчеркнуть. Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Источник

Подборка дидактических игр по  социально-личностному развитию

Для детей 6-7 лет.

«Угадай настроение по картинке»

Цель: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях.

На столе раскладываются картинки с изображением людей разного возраста и разным эмоциональным состоянием на лицах.

Кто изображен на картинке?

Какое у него настроение?

Почему так думаешь?

Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.

«Угадай настроение»

Цель: обобщение представлений детей об эмоциональном состоянии.

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)

После определения «настроения» каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, показывает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

«Добрый – злой»

Цель: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.

В течении определенного времени детям читаю сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и т.п.

На столе лежит «раскладушка» с двумя полями: черным и красным. Разложить положительных героев на красное поле, отрицательных – на черное.

«Хорошо – плохо»

Цель: учить детей анализировать поступки других.

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.

Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.

«Чего не стало»

Цель: развитие зрительной памяти.

На столе разложены картинки на тему «Эмоции».

Дети рассматривают их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку или меняет картинки местами. Дети говорят, какой картинки не стало или что изменилось.

«Наш город»

Цель: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.

Подобраны четыре группы картинок:

  • На одной изображены жители города;
  • На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т.п.)
  • Транспорт (трамвай, автобус и т.п.)
  • Здание города (почта, магазин и т.д.)

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.

По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники  группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.

«Мы – разные»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.

Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Воспитатель задет вопросы:

  • Кто из нас самый высокий?
  • У кого самые темные (светлые) волосы?
  • У кого на голове есть бант?
  • У кого на одежде есть пуговицы?
  • У кого в одежде есть синий цвет?
  • У кого одинаковая обувь? И т.п.

«Поделим игрушки»

Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.

Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?

Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть по очереди и т.п.

Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

На фланелеграф  фигурки мальчика и девочки. Перед детьми карточки с изображением предметов одежды. Дети раскладывают одежду соответственно тому, кто ее носит.

«И я тоже»

Цель: учит детей расслабляться.

Я буду говорить, что делаю, а вы, если со мной согласны, отвечаете: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.

  • Утром я встаю…
  • Умываюсь…
  • Чищу зубы…
  • Завтракаю…
  • Выхожу на улицу…
  • Сажусь в грязную лужу…
  • А я самый аккуратный…
  • Я на улице гуляю…
  • Всех ребят я обижаю…(комментарии)
  • Нынче я был на охоте…
  • Ел лягушек я в болоте…
  • Я люблю веселиться…

«Вежливый трамвайчик»

Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.

В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.

Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

Источник