Социальное развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

Социальное развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ – САД №150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

СТАТТЬЯ: СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рыжикова Марина Викторовна

воспитатель

Донецк

Аннотация: В статье представлено обобщение процесса становления ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Раскрыто педагогическое содержание работы по формированию социально – личностных основ детской личности, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями воспитанников и педагогами.

Ключевые слова: дошкольное образование, социально – личностное развитие ребенка, социализация, развитие личности, образовательный процесс, социальная среда, социальная адаптация.

Проблемы социально- личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. Это следствие последних изменений в политической, экономической и социальной жизни нашего государства, результат утраты привычных нравственных устоев. Изменения в жизни людей заставляют общество вновь обозначать новую, значимую в этот конкретный момент времени систему жизненных приоритетов, смыслов.

Социально – личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во- первых, способных найти «себя» и свое место в жизни; во-вторых, принимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в – третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В течение многих лет исследований ученых в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста становится особо актуальной в теории и практике современного дошкольного образования.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. С.А.Козлова говорила, что дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Образование и социальный мир вокруг нас меняется – меняются и дошкольники. Современные дети стали способнее, чувствительнее, активнее, чем раньше. Поэтому цель – помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Степень социализации детей старшего дошкольного возраста является важным критерием его адаптации к школьной, а затем и взрослой жизни в социуме. Главную роль в том, каким вырастает ребенок, как пройдет его становление, играют люди в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, а в дошкольном образовательном учреждении педагоги.

Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения. Приход ребенка в дошкольное учреждение требует от ребенка социальной адаптации: умения находиться в новых условиях, соблюдение правил коллектива, отстаивать собственные мысли, следовать социальным нормам поведения.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» является инновационным образовательным программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, у детей формируются представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства, активная жизненная позиция.

Первым институтом социализации для дошкольника является дошкольное образовательное учреждение. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном образовательном учреждении, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Участники процесса социально-личностного развития дошкольников в дошкольном учреждении:

– музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов, формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

– педагог – психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания;

– воспитатель – родитель привлекает внимание взрослых к индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и желаниям ребенка, обучение внимательному отношению к его внутренним переживаниям, умению выслушивать и понимать;

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду по музыкальному развитию

– воспитатель – ребенок создание условий эмоционального комфорта для каждого ребенка, а также положительный эмоциональный климат в группе, воспитание культуры общения с окружающими; формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

– воспитатель – профессионал уточняет представления о собственной системе личных и профессиональных педагогических смыслов, составляет индивидуальный план профессионального роста и совершенствования; расширяет и уточняет знания воспитателей о гуманной педагогике, о возможностях внедрения ценностного подхода в работу современного воспитателя.

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

В целях повышения социального статуса дошкольного образовательного учреждения и семьи уделяется большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально – личностному направлению работы с детьми старшего дошкольного возраста составляется план работы с родителями в этом направлении, а работа с родителями проходит через различные формы работы: родительские собрания, консультации, праздники, досуги, родительские уголки. Успешность данного взаимодействия будет зависеть от уровня профессионализма педагогов. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «дорогу» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально – личностного развития:

– создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

– сбор и анализ информации об индивидуальных особенностях воспитанника (личностные качества, умения, потребности, взаимоотношения с сверстниками и т.д.);

– осуществление работы с детьми по социально – личностному развитию (разнообразие форм, методов, приемов);

– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Организация деятельности по социально – личностному развитию с детьми старшего дошкольного возраста доступна в следующих формах:

– организация образовательной деятельности;

– совместная деятельность педагога с детьми;

– совместная деятельность детей;

– индивидуальная работа воспитателя с ребенком.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимовыручка и др. В процессе участия в дидактических играх «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Пословица недаром молвится» дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся инженерами, конструкторами, дизайнерами, учителями, шахтерами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Таким образом, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное образовательное учреждение, ближайшее окружение. У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы ценностные основы личности, которые представляют собой зачатки приоритетных ориентаций взрослого. Передача взрослым и присвоение ребенком ценностей наиболее успешно осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия. Педагогическими усилиями и условиями формирования ценностных основ личности в старшем дошкольном возрасте является комплекс методов и форм совместной деятельности, направленных на активизацию взаимосвязи эмоционального, познавательного компонентов. Реализация игровых приемов в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и окружающий мир.

Список литературы:

Читайте также:  Развитие речевого аппарата у ребенка с рождения

1.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. – М., 2012. – 330 с.

2.Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.

3.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1995.

4. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника \ Дошкольное воспитание,2016 №12

Источник

Социальное развитие – это процесс, во время
которого ребёнок усваивает ценности, традиции,
культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает
окружающий его социальный мир не так, как его
воспринимают и понимают взрослые. Это происходит
в силу малого жизненного опыта, особенностей
развития, восприятия, мышления, воображения,
высокой эмоциональности. Социальное развитие
очень важно для детей дошкольного возраста. От
того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о
месте, где он живет, что он чувствует в
определенные моменты, зависит успешное
формирование социально значимых личностных
качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность
адаптации в новой системе социальных отношений,
на активное развитие его познавательных
возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со
взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с
другими, учитывать их интересы, правила, нормы
поведения в обществе, т.е. становится социально
компетентным.

Социальное развитие

При общении ребенка со взрослым каждый
оказывает влияние на другого. Ребенок постоянно
имитирует и моделирует отношения, поведение и
деятельность окружающих его людей.

При общении со сверстниками формируются
дружеские отношения с детьми, что является одной
из составляющих социального развития.

Воспитание уверенности в себе помогает ребенку
осознать свои характерные особенности,
предпочтения, понять, что он уникален и
неповторим. Педагогу важно уметь поддержать
ребенка в разных ситуациях успеха и неудач,
помогать ребенку верить в свои силы.

При организации работы по социальному
воспитанию были определены четыре блока, на наш
взгляд важных, которые помогают последовательно
ввести ребенка-дошкольника в мир социальных
отношений:

  • “Я, мое имя, мои близкие”
  • “Место, где я живу”
  • “Что я чувствую”
  • “Зачем быть вежливым”

Блок занятий о себе и о семье дает возможность
закрепить знания о себе, о значении имени,
фамилии; формирует знания о родословной.
Воспитание любви к месту, где живет ребенок,
осуществляется на занятиях на тему “Место, где
я живу”. В дошкольном возрасте ребенок должен
приобрести умение сопереживать людям,
окружающим его. Воспитание любви к Родине
выстраивается в логическую цепочку “от
близкого к далекому” – от любви к семье, к
детскому саду, к улице, городу, – до любви к
родному Отечеству. Социальное развитие тесно
связано с нравственным, эстетическим, трудовым,
умственным воспитанием. Занятия, посвященные
чувствам, помогут детям выражать свое
эмоциональное состояние. Дети дошкольного
возраста не умеют управлять своими чувствами,
это приводит к импульсивным поступкам. А
импульсивные реакции, в свою очередь, приводят к
осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми. По мере формирования личности, у
ребенка проявляется способность осознавать и
контролировать свои переживания, понимать
состояние других людей, развивается
произвольность поведения, чувства становятся
более устойчивыми.

Культурно-речевое воспитание детей – дело
большой социальной значимости. Основа культуры
общения – соблюдение этических норм речевого
поведения, в основе которых лежат нравственные
понятия: деликатность, доброта, внимание к
окружающим. С возрастом круг общения ребенка
расширяется, ситуация усложняется. Поступление в
школу связано с освоением новой роли – роли
ученика -, и новой формой общения – делового
общения. В ситуации школьной жизни возникает
необходимость усвоения ролевых позиций.
Усвоение норм речевого поведения, связанное с
новыми ситуациями, помогает ребенку
адаптироваться к новым условиям, преодолевать
трудности, с которыми ребенок сталкивается в
повседневной жизни, избегать конфликтных
ситуаций в общении со сверстниками.

Конспект совместной деятельности

Тема: “Я и моё имя”

Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого
человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к
сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно
обращаться друг к другу.

Методика проведения

Совместная деятельность начинается с
приветствия:

– Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до
того, кто сидит справа от меня, он примет мое
приветствие. Затем он дотронется соседа справа,
передавая привет ему, и так далее, пока мое
приветствие опять ко мне не вернется.

Молодцы!

– А, теперь поиграем в игру “Назови себя”.

Каждому ребенку воспитатель предлагает
назвать свое имя так, как ему больше нравится, как
его называют дома мама, бабушка, как бы ему
хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает
игру воспитатель.

Например:

Меня зовут …

Мама меня называет …

Бабушка меня называет …

В группе меня зовут …

Мне нравится, когда меня называют …

Воспитатель:

– Ребята, у вас у каждого есть имя, а знаете ли вы,
как на Руси давали имена?

Читайте также:  Развитие силы голоса у ребенка

– Очень давно, нашим предкам хотелось, чтобы их
дети были здоровыми, сильными, добрыми. И имена им
подбирали соответствующие: Любомир, Людмила,
Добрыня, Надежда, Вера, Любовь. По имени можно
узнать кто это, мужчина или женщина, мальчик или
девочка. Ребята, как можно определить по имени,
взрослый человек или ребенок? Ответы детей.

– Да, взрослого называют по имени и отчеству.
Скажите, как вас будут называть, когда вы
вырастете? Назовите, как у вас зовут маму и папу?
Дети отвечают.

– К другу, брату, сестре можно обращаться по
имени, к взрослому – по имени и отчеству.

– Каждое имя имеет свое значение. Например:
Сергей – высокий, Руслан – лев, Ирина – мир
(воспитатель рассказывает обо всех значениях
имен, какие есть в подгруппе).

Игра “Клубочек

– У меня в руках волшебный клубочек. Я его
передаю своему соседу справа, но у себя оставляю
ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется
ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно назвать
ребенка, которому передаешь, очень ласково по
имени.

– Молодцы!

– В заключение, поиграем в игру “Солнечный
зайчик
“.

– Солнечный зайчик заглянул вам всем в глаза,
закройте глазки. Он побежал дальше по лицу, нежно
погладьте зайчика на лбу, на носу, на ротике, на
щечках, на подбородке. Гладьте его аккуратно, не
спугните. Солнечный зайчик забрался на животик,
погладьте его там. Солнечный зайчик любит и
ласкает каждого из вас, подружитесь с ним.

Конспект совместной деятельности

Тема: ” Злость”

Цель:

1. Развивать навыки социального поведения.

2. Формировать позитивное отношение к
сверстникам.

3. Развивать способность к эмпатии.

Методика проведения

– Ребята, давайте определим какое у вас сейчас
настроение. Окрашиваем воду таким цветом, какое у
вас сейчас настроение.

– Теперь, давайте друг друга поприветствуем.

Назови меня любимым цветком

Дети встают в круг. Каждый ребенок называет
рядом стоящего ребенка любимым цветком.

– Ребята, как вы думаете, почему люди бывают
злыми? Ответы детей.

– Почему я злюсь?

– В каких ситуациях?

Высказывания детей: когда меня обидят, стукнут,
когда мама не разрешает гулять, Когда мама не
покупает то, что я попрошу.

– А почему мама бывает сердитой?

Дети рассказывают, в каких ситуациях их мама
сердится: когда ее сын или дочь не слушается,
когда в школе получил двойку, когда ребенок не
убирает игрушки.

– Скажите, а злиться – это плохо?

– А вот если кошку обидел человек, наступил на
хвост, как вы думаете, что она чувствовала. Да она
чувствовала боль, пыталась себя защитить. Кошка
злится, царапается.

– Да, она распушила свой хвост и набросилась на
обидчика, она злится, но она защищает себя.

– А если Сережа больно ударил Витю, а Витя дал
сдачу, что чувствуют оба мальчика?

– Они оба злятся. Даже может завязаться драка. Но
Витя злится потому, что пытается защитить себя.
Получается, что в некоторых случаях злость можно
оправдать (самозащита, умение постоять за себя).
Высказывания детей.

– Теперь поиграем в игру “Бой“.

– Представьте себе, что вы с кем-то поссорились:
брови у вас сдвинуты, в руках шарф, которым вы
размахиваете. Вы наступаете на своего противника
и начинаете с ним сражаться шарфами, но по
правилам:

  • можно начинать бой только по сигналу
    колокольчика;
  • можно касаться шарфом только тела и ног;
  • заканчивать бой по сигналу колокольчика.

Играет несколько пар детей.

– Еще можно победить свою злость при помощи
крика, т.е. просто покричать, можно побить
подушку, показать страшную злую рожицу.

– Я вам предлагаю еще один способ победить свою
злобу. Возьмите картинку, представьте, что это
ваша злость, которая сидит в вас, когда вы на
кого-то сердитесь (на картинке схематично
изображена страшная рожица). Сомните эту
“злость”, порвите, сделайте с ней все, что
хотите, а потом выбросите в ведро.

– Вот вы и избавились от своей злости и стали
вновь добрыми, ласковыми, приветливыми детьми.

– А теперь поиграем в игру “Доброе
животное
“.

– Возьмемся за руки и представим, что мы одно
животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все
вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох,
вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется
его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг
назад, тук – шаг вперед, тук – шаг назад.

– Молодцы! Спасибо.

Литература

1. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
– Ярославль, 1996.

2. Козлов С.А. Мой мир. – М., 2000.

3. Крюкова С.В., Слободяник И.П. Удивляюсь, злюсь,
боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.

4. Шилова Т. Страхи – это серьезно. М., 1997.

Источник