Социальное развитие детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Татьяна Алексеевна Лепешкина
Консультация «Социальное развитие детей раннего возраста»
“Социальное развитие детей раннего возраста“
Введение
Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализацииустанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Понятие “социализация” связано с такими понятиями как “воспитание”, “обучение”, “развитие личности“. Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте
Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.
В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:
• усовершенствование самостоятельности детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
• расширение ориентировки в ближайшем окружении;
• обучение умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:
• формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
• обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.
• формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
• формировать представления о явлениях общественной жизни.
2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – в семье, которые могут способствовать его социально – психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья – это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка,половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами “радуется”, “сердится”, “испугался”, “жалеет”. В речи появляются оценочные суждения; “плохой, хороший, красивый”.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом.Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет “обследовать” его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.
Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально – практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать “дисциплину расстояния”, и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу.При этом они пользуются простыми словами : “на” (возьми, “дай”, “пусти”, “не хочу” и др.
Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку,что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.
Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.
В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система “Я”. Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.
3. Игры, направленные на социальное развитие
Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.
Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что – нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитиеребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: “Я – сам”, “Я и другие”, “Я и окружающий мир” в процессе целенаправленного обучения.
Формирование своего “я”
Игра “Испечем оладушки”
Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает “испечь оладушки”: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать,говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки,
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки,при этом говорит: “Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый., испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!”
Игра “Топни ножкой”
Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой,и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни,Катя, ножкой,
Топ – топ топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
2. Формирование представление о других.
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей,эмоционально комментируя происходящее: “Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза “Чух-чух, у-у-у!”, побуждает детей повторить их.
По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
Игра “Я – ты”
Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения “я”, “ты”, называть свое имя и имя сверстника.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркал зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: “Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, побуждает детейпосмотреть на себя в зеркале: “Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня!И после непродолжительной паузы: “Кто это?” (побуждая ребенка употребить местоимение “я” и назвать свое имя – “Я, Петя”). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня”. Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя (“я”, затем на сверстника (“ты”). То же должен сделать и ребенок.
Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.
3. Формирование представлений об окружающем мире
Игра “Возьми игрушку”
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству детей.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке.Обращается к детям с вопросом: “Что это?” Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает.Например: “Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости.Например: “Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает”.
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Игра “Матрешка”
Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.
Ход игры:взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?”, открывает его, достает матрешку,говорит: “Ой, кто это? Кто там?”, открывает его, достает матрешку,говорит: “Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?” Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку,просит раскрыть ее: “Давай, посмотрим, что там “Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. ” Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?”
Игра повторяется.
Заключение
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.
Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Источник
Ковалева Анжелика Николаевна
Социализация детей раннего возраста дома ребёнка через устное народное творчество
Социализация – это процесс вхождения человека в социальную среду. По своему содержанию – это развитие и становления личности.
Выделяют три сферы, в которых развитие личности, прежде всего,осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение и умножение социальных связей человека с внешним миром. По характеру своего протекания, социализация личности относится к длительным процессам «с неопределённым концом», хотя и с определённой целью. Начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, поэтому наверстать упущенное в определенный период жизни человека бывает иногда невозможно.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Необходимо стремится к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнкомдолжны обеспечивать ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно стараться обеспечить ребёнкукак можно шире и разнообразнее возмож-ности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира. Но в тоже время в процессе ранней социализации необходимо приучать ребёнка к ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.
Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение учреждением одного из основных институтов социализации – семьи. В связи с этим возникают определенные факторы, затрудняющие социализацию малышей,назовем наиболее значимые:
– «ничей» ребёнок;
– ориентировка на официально принятые нормативы;
– отклонения в состоянии здоровья;
– дефицит индивидуального общения;
– ограничение социальной активности;
– недостаточное включение в различные виды практической деятельности;
– общение со сверстниками имеет «принудительный характер»;
– жёсткий регламент жизнедеятельности ребёнка;
– дефицит моделей и образцов социального поведения и другие факторы.
Потребность в общении со взрослым является одной из ведущих в дошкольном детстве. Именно в нем происходит социальное развитие ребёнка, создаются формы социального приспособления. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребёнка взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит индивидуального общения отрицательно влияет на развитие у малыша чувства привязанности, замедляет развитие познавательной активности, не способствует преодолению страха в незнакомых ситуациях, выработке исследовательского поведения.
Поэтому, мы считаем, что всем сотрудникам, работающим непосредственно с детьми дома ребёнка, в первую очередь необходимо решать следующие задачи социализации: воспитание чувства безопасности и доверия к миру, а так же развитие отношений с окружающим миром через организацию взрослым игры и предметной деятельности детей. Для этого в доме ребенка созданы все необходимые условия и только от подготовки и желания взрослого зависит правильное и полноценное их использование.
Мудрость русской народной педагогики в речевых приемах работы по активизации и успокоению малышей с использованием в проведении занятий и режимных моментов песен, потешек, прибауток и др. мы уже достаточно подробно рассматривали в рамках октябрьской медико-педагогической конференции, поэтому остановимся более подробно на таком устном народном творчестве как – сказка.
Сказка для ребёнка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. Как ничто лучше сказка, созданная народной мудростью, позволяет налаживать взаимоотношения как между детьми, так и между взрослым и ребёнком. Использование сказки является и своего рода терапией, которую мы рассматриваем как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность в которой он постигает обычную жизнь, образцы поведения, мир чувств, переживаний.
Сказкатерапия решает многие задачи социализации и коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в депривации, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. В доме ребёнка особенно актуален такой аспект сказкотерапии, как способ передачи знаний о жизни.
Обратимся немного к истории. Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки.
Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Томас Вейс, в книге «Как помочь ребёнку», говорит о том, что «…В формировании мотивов в период раннего детства направляющим должно быть «добро». А где как не в сказках впервые ребёнок постигает это понятие.
Для детей дома ребенка сказка – уникальная возможность в игровой форме преодолевать отставание по развитию речи, слухового и зрительного восприятия. А развитие навыков общения у детей с различной социальной недостаточностью необходимо осуществлять по следующей схеме, которая была предложена известными российскими учеными Лильиным Е. Т. и Доскиным В. А.:
• обучение умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят;
• обучение детей адекватно реагировать на простые жесты и указания взрослых;
• обучение ребёнка умению выбирать из разных предметов или картинок то, что обозначил взрослый;
• обучение пониманию и умению выполнять задания, обозначенные глаголом;
• обучение детей правильно понимать и выполнять задания взрослых, в которых есть вербальные определения признаков предмета;
• обучение детей правильно понимать и выполнять вербальные задания, связанные с обозначением местонахождения предмета;
• обучение ребёнка пониманию разных грамматических форм.
Все эти задачи можно легко решать используя устное народное творчество. Каждому этапу эмоционального развития малыша соответствует свой тип сказки,но начинаем мы с:
– монотонных ритмичных потешек, песенок и стихов, в которых позднее выделяется кульминационный момент;
– далее включаем в работу потешки совместно с действиями ладошками и руками;
– следующий этап – простейшие сказки, позволяющие связать слово и действие.
Первые три года жизни ребенок особенно активно осваивает окружающее пространство и свое тело – его границы и возможности. Поэтому, первые сказки, с которыми знакомится ребенок, совершенно особенные. В них либо вообще нет главного героя, либо главный герой играет пассивную роль, – с ним что-то происходит, но он сам не влияет на течение событий. В этих сказках пока нет сил зла, с которыми борется главный герой, пространство в этих сказках по своему эмоционально-смысловому значению, как правило, однородно и нейтрально. Примером таких сказок могут быть сказки, в которых в результате повторяющейся стереотипной ситуации происходит появление новых персонажей,то есть так называемые кумулятивные сказки: “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”. В этих сказках уже действуют люди разного пола и возраста, в них есть дом и лесные животные.
Совершенно неважно, откуда приходят звери к теремку, куда катится колобок. Только несколько позже в таких сказках, как “Маша и медведь”, “Соломенный бычок – смоляной бочок”, “Снегурочка и лиса” пространство теряет свою однородность, оно начинает делиться на свое и чужое, знакомое и незнакомое.
Сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
С помощью сказки можно создать мир, в котором ребёнку будет интересно и безопасно. Старайтесь не ограничивать этот мир пределами только группы. При знакомстве детейсо сказкой важно соблюдать последовательность этапов: знакомство с персонажами сказки; знакомство с главным героем сказки; первичное рассказывание сказки; вторичное рассказывание сказки; простейший анализ сказки; стимулирование «подсказок» и речевых проявлений детьми при повторном рассказывании сказки воспитателем.
Основополагающим моментом в работе со сказкой является – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций. Подкрепляйте свои слова предоставлением ребёнку возможности обследования, получения звукоподражательных и осязательных ощущений, эмоций радости, грусти, страха, обиды и др. Каждый ребенок должен ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
Источник