Социальное развитие детей раннего возраста в доме ребенка

Социальное развитие детей раннего возраста в доме ребенка thumbnail

/Проекты Сибмамы/Сибмама/Благотворительное движение

Социальное развитие детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка – очень современная и актуальная задача не только для работников учреждения, но и общества в целом.

В корне проблемы лежит материнская депривация – состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей и в первую очередь эмоциональное обеднение ребёнка. В условиях материнской депривации, которую переживают дети, лишённые любви и ласки близких людей с первых дней жизни, не формируются такие базовые личностные качества, как ощущение любви и приятия окружающих, способность к адекватному общению.

Как правило, у детей домов ребёнка выражено эмоционально-социальное недоразвитие уже на первом году жизни. В связи с этим отмечается задержка познавательного и речевого развития. В конечном счете у детей слабо развиваются социальные умения.

При очень хороших материальных условиях в доме ребёнка, грамотно организованной работе с детьми, малышам тем ни менее не хватает новых впечатлений (стимулов развития из внешней среды), разнообразия социального опыта, а также длительных, устойчивых личностно-ориентированных контактов.

Дети – существа социальные. Они уже рождаются со способностью и потребностью в социальном контакте.

В условиях закрытого учреждения у детей домов ребёнка имеется возможность попасть в “ зону риска” по отставанию в нервно-психическом развитии, которое может выражаться в нарушении социального поведения и даже в социальной дезадаптации, т. е. неумению жить полноценно в социуме.

К сожалению, количество детей в домах ребёнка города не уменьшается, а увеличивается. Эти дети тоже жители нашего города. И будущее их – рядом с нами.

Помогать детям в трудной жизненной ситуации – такую непростую задачу поставили перед собой молодые женщины Сибмамы. Они окружили теплом и постоянной заботой всех детей дома ребёнка №2. Почти ежедневно эти женщины бывают в доме ребёнка, решая разные проблемы детей. Хотелось бы перечислить некоторые начинания:

  • проведение замечательных праздников Осени и Ёлки. В результате дети получили много положительных эмоций от общения в совместных играх, танцах, от подарков
  • проведение индивидуального празднования всех дней рождений (с воздушными шарами угощениями, подарками)
  • участие в решении индивидуальных проблем детей (оплата дорогостоящих диагностических процедур)
  • приобретение детской литературы, дидактического материала для занятий с детьми
  • сюрпризная прогулка с катанием на лошадке, индивидуальные прогулки и посещения детей.
  • фотосъемка детей создание индивидуальных альбомов.

Эти и многие другие дела этих замечательных женщина делают своё дело. Дети получают дополнительную эмоциональную подпитку, особую заботу, тепло и искреннюю любовь, индивидуальное общение.

Работники дома ребёнка понимают и ценят такую последовательную социальную и эмоциональную поддержку нашим детям. Такие тесные и продолжительные отношения с искренними людьми формируют у наших детей доверие к другим людям и удовлетворенность собой.

Благодаря такому позитивному поведению женщин Сибмамы, наше учреждение становится более открытым для разных общественных связей, для друзей, а самое главное для детей. Ведь чувство защищённости и доверия у детей вырастает из отношений с другими людьми. Сами по себе эти чувства развиться не могут. Они развиваются в зависимости от отношения к ним других людей.

И прекрасно, что рядом с работниками дома ребёнка есть люди, готовые немедленно откликаться и реагировать на сигналы отчаяния, потребности или радости, идущие от детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

20.01.06
Заместитель главного врача по педагогической работе
Дубакина Татьяна Николаевна.

  

Источник

Определённый тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой растёт и развивается ребёнок, начинает своё формирование уже в первые годы жизни. Изменения микросоциальной среды влекут за собою изменение в поведении, что приводит к множеству проблем в раннем возрасте. Такое развитие так называемого «адаптационного синдрома» в ряде случаев неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья ребёнка.

Формирование приспособительных возможностей организма тесно связано с эмоционально-социальной и познавательной сферой психики ребёнка. Лёгкую и успешную адаптацию обеспечивает эмоциональное равновесие и формирующийся на этой основе высокий уровень познавательной деятельности в новых условиях.

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала.

Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду три основных случая: 1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы; 2) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу; 3) ребёнок отдаётся на усыновление или переводится в детский дом. Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.

Термин «адаптация» означает «приспособление». Это универсальное свойство всего живого, и наблюдается оно как в растительном, так и в животном мире. Это, так называемая, биологическая адаптация. Чем выше ступень эволюционной лестницы, на которой находится организм, тем выше его адаптационные возможности.

Качественным отличием человека от всех остальных живых организмов является его существование в социальной среде. Для человека социальная среда такой же объективный фактор воздействия, как и все остальные условия (климат, температура, питание и др.). Предварительная ориентировка человека на будущие изменения, осознанная установка на перестройку поведения в связи с изменившимися социальными условиями определяется как социальная адаптация, необходимый компонент жизнедеятельности человека. В определённой микросоциальной среде (работа, семья и т. д.) у человека проявляются черты поведения, адекватные тем или иным социальным условиям. При социальной адаптации роль пускового механизма играет кора головного мозга, обеспечивающая все сложные поведенческие акты человека.

Если человек здоров и его эмоциональное отношение к жизни положительно, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Если возникает необходимость каких-то изменений (человек идёт в гору, у него учащается сердцебиение и дыхание) и заинтересованные системы начинают работать более интенсивно. Это состояние обозначается как напряжённая адаптация.

Если возможности системы адаптационных механизмов не превышаются, то такое напряжение приводит к новому уровню физиологической адаптации, т. е. к реакциям, адекватно отвечающим потребностям данной ситуации. Если же адаптационные возможности организма превышаются, т. е. функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах, то это формы патологической адаптации. При повышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса.

Как формируются у ребёнка способности к адаптации? В какой степи это качество врождённое, а в какой приобретается в процессе развития? Само рождение ребёнка − яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки деятельности всех основных систем организма − кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врождённый уровень готовности адаптационных механизмов. В течение дальнейшего роста и развития ребёнка система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование.

Способности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека.

Рождаясь, ребёнок попадает в среду, преобразованную человеком, В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности, ребёнка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды.

Ряд реакций ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, формируется по типу динамического стереотипа. В течение первого полугодия жизни возникают реакции на режим, на способ вскармливания, на микроклимат окружающей среды. С 6 по 9 месяцев формируются реакции динамического стереотипа на способы подхода к ребёнку (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают и т. д.). В возрасте 9–10 месяцев (при семейных условиях воспитания) по типу динамического стереотипа формируется ещё одна реакция − привязанность к взрослому. У ребёнка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только при участии взрослого постоянно находящегося с ним.

Стереотип на определённое лицо доминирует до 1 года 4 месяцев − 1 года 6 мес., а затем он постепенно ослабевает, т. к. у ребёнка повышается ориентированная реакция, активное стремление к новым людям, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве.

В условиях Дома ребёнка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определённому взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые достаточно часто сменяют друг друга. Поэтому отсутствие стереотипа на определённое лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды. Выработанные у ребёнка формы поведения, адекватные для данных микросоциальных условий, можно считать физиологической стадией социальной адаптации.

Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям происходит тогда, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня.

Характер и особенности течения первых 2-х периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести.

Лёгкая адаптация. При лёгкой адаптации отмечается незначительное снижение аппетита. Но уже вскоре ребёнок съедает положенную норму; восстанавливается сон; эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются. При этом взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Ребёнок практически не болеет.

Лёгкая адаптация отмечается в основном у детей младше 8–9 мес. или старше 1 года 6 мес., с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3-го года жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками. В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребёнка ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита проходит более длительно, наблюдается период угнетения ориентировочной активности и задержка речевого развития, эмоциональное состояние неустойчиво. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести, как правило, возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и текущей без осложнений).

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей в возрасте от 9 мес. до 1 года 6 мес. Следует отметить, что подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них есть отклонения в состоянии здоровья.

Тяжёлая адаптация характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки. При 1-ой форме ребёнок заболевает в первые дни после поступления и затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение 1-го года пребывания в Доме ребёнка.

Чаще всего в Доме ребёнка регистрируется 2-ая форма тяжёлой адаптации, характеризующаяся длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с состояниями, близкими к невротическим. Наблюдается стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон нарушен на протяжении длительного времени, засыпание медленное, а пробуждение сопровождаются плачем. У этих воспитанников снижена ориентировочная активность, ребёнок, как правило, стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение. В отношении к взрослым он, как правило, избирателен. Зачастую такой ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. Темп нервно-психического развития замедляется и такой ребёнок отстаёт в развитии речи и игровой деятельности. Адаптация в такой форме протекает, как правило, у детей более старшего возраста — после 1 года 6 мес., имеющих в анамнезе сочетание вредных воздействий с сильным влиянием факторов, снижающих функциональную активность коры головного мозга.

Учитывая всё сказанное, легко понять, что отягощенные беременность и роды матери, депривация и частые заболевания ребёнка, а также неправильные воспитательные воздействия отражаются на функциональном состоянии ЦНС уже в раннем возрасте. Это особенно ярко проявляется со 2-ой половины 2-го года жизни в доме ребёнка при предъявлении повышенных требований к активной психической деятельности. Особенно ярко выраженные отрицательные явления в поведении детей ведут к возникновению невротических состояний. Тяжёлая адаптация может быть определённым тестом, позволяющим предсказать поведение ребёнка в стрессовых ситуациях в дальнейшем.

Литература:

1.                        Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение,1981.-187С.

2.                        Книга для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.: ил.

3.                        Руководство для врачей домов ребенка/ [Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.]; Под ред. Л. В. Дружининой–М., Медицина 1987. –318с.

4.                        Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.                        Тонкова-Ямпольская Р. В. Фрухт Э. Л. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка. Москва. Просвещение, 1989 г., — 1989г. –192с.

Основные термины (генерируются автоматически): динамический стереотип, легкая адаптация, тяжелая адаптация, ранний возраст, социальная адаптация, ребенок, эмоциональное состояние, адаптация, физиологическая адаптация, тяжесть, среда, социальное поведение, социальная среда, реакция, правило, период компенсации, ориентировочная активность, месяц жизни, головной мозг, взрослый.

Источник

Библиографическое описание:


Толкова, Н. М. Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка / Н. М. Толкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14674/ (дата обращения: 30.12.2020).

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, — дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о воспитанниках дома ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития ребенка [3]. Несмотря на то, что детям, растущим в доме ребенка, уделяется особое внимание, следует все же признать, что воспитание малышей вне семьи является вынужденным, обусловленным какими-либо критическими обстоятельствами. Серьезность решения этой проблемы связана прежде всего с поиском рациональных методов и приемов воспитания, позволяющих не только компенсировать отсутствие родителей, но и использовать положительные стороны жизни малыша в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация (возникновение совместных, эмоциональных проявлений и переживаний по поводу восприятия одних и тех же предметов, наблюдений, проведения режимных процессов, освоения окружающего и т.). Рациональная организация педагогического процесса, в основе которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его психической жизни посредством организации различных видов деятельности (предметной, познавательной, игровой и т. д.), направлена на формирование в ребенке личности, на развитие у него уже на ранних этапах детства потребностей духовного характера. Невнимательное отношение к этой стороне жизни малышей отрицательно влияет на их развитие, поэтому должно быть исключено из практики детских учреждений.

Первое условие: организация среды. Необходимо учитывать, что дети в доме ребенка в течение длительного времени живут в условиях одного и того же группового помещения, поэтому важным условием развития ребенка в целом и навыков общения в частности является организация развивающей среды, с продуманным эстетическим оформлением, а также создание удобства и «домашнего» уюта. Желательно, чтобы групповая комната, ее оборудование соответствовали потребности ребенка в освоении пространства; подбор игрушек способствовал возникновению соответствующих возрасту игр, т. е. чтобы дети занимались развивающими видами деятельности (игры с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, с водой и песком, рассматривание картинок, наблюдения явлений живой и неживой природы и т. д.). Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для движения. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол — барьер, около которого дети не только двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Из мелких пособий, обеспечивающих двигательную активность, необходимы мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Рекомендуют в доме ребенка создание специальной «домашней» комнаты, куда детей будет приглашать старший воспитатель, логопед, врач, где один ребенок или группа из трех-четырех детей играют рядом с работающим взрослым, потом им что-нибудь показывают или рассказывают, все вместе пьют чай. После чая все вместе моют посуду, вытирают, ставят на место, затем идут «домой» — в группу. Дети уходят спокойно, так как знают, что скоро придут сюда опять. В такой обстановке у детей будут формироваться новые понятия («идти в гости», «домой» и т. п.); они видят, как работает взрослый, сидят рядом с ним за высоким столом. Каждый ребенок чувствует внимание к себе, домашнее тепло, уют. Такая организация вносит в жизнь детей необходимое разнообразие, дает ребенку возможность отдохнуть от коллектива, пообщаться с взрослым.

Второе условие: организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях. С детьми раннего возраста необходимо проводить занятия, в процессе которых характер общения преобразуется и выходит на новую форму общения взрослого с ребенком (ситуативно-деловую):

1)      занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем;

2)      занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию;

3)      занятия по развитию общих движений: гимнастика, подвижные игры;

4)      музыкальные занятия [2,с. 88].

Воспитатель должен проводить занятия очень эмоционально, живо, не требуя от детей ответов, а вызывая у них естественное желание ответить. Воспитателями широко используются приемы неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность. Прежде всего нужно создать эмоциональный настрой: еще до появления предмета, воспитатель спрашивает: «Кто там?», затем внезапно появляется предмет, внезапно же исчезает. Если дети не называют предмет, сам воспитатель называет его несколько раз правильным словом и облегченным: «кукла» — «ляля». Пряча предмет, он говорит: «Ай, нет!», а показывая снова: «А-а — вот он». А также широко используется наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь. Важно вызывать активную реакцию детей. Все занятия с детьми раннего возраста должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого должна вызывать у ребенка положительные эмоции, интерес, помогать установить контакт между воспитателем и ребенком. На музыкальных и физкультурных занятиях предусмотрены активные движения, на других занятиях дети выполняют поручения (принести игрушку) или инструкцию (спрячь игрушку в домик), подражают персонажу (прыгают, как зайчик, мяукают, как котенок). В ходе занятия каждый ребенок обязательно отвечает на вопросы, высказывается сам. Наибольшая активность возникает у ребенка при повторном предъявлении материала. Поэтому при обучении следует предлагать детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы), а кроме этого, повторять занятия (новое — через 2–3 дня, повторное занятие — через 4–6). Чтобы интерес к занятиям не исчез, желательно через некоторое время — частично или полностью — заменять демонстрационный материал, изменять место проведения занятия. После того как дети освоят новое содержание игрового материала, его можно предлагать для самостоятельной деятельности под контролем воспитателя. С теми детьми, кто недостаточно хорошо освоил новое, элементы занятия повторяются в процессе индивидуального общения на фоне самостоятельной деятельности детей группы. Основной формой организации занятий являются занятия с небольшой группой(4–6 человек). Деление детей на группы надо проводить не механически: в каждую подгруппу включаются дети с более или менее одинаковым уровнем развития. Время для занятий выбираются так, чтобы воспитатель и няня уже освободились от проведения других режимных процессов, а дети были в бодром, хорошем настроении.

Третье условие: развитие общения при осуществлении режимных процессов. Режимные процессы в доме ребенка используют для формирования общения со взрослыми и сверстниками. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:

–          воспитатель должен быть внимателен к нуждам детей, их состоянию;

–          воспитатель должен учить детей ласково обращаться друг с другом, побуждать их помогать друг другу (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу, принести стул младшему ребенку и т. д.);

–          приучать детей выполнять установленный порядок, заботясь о других (разговаривать в спальне тихо, не мешая тем, кто спит; уметь подождать, когда воспитатель занят с другим ребенком; помогать няне и воспитателю);

–          воспитатель должен объяснять ребенку (в доступной ему форме) связь между действиями и явлениями;

–          воспитатель должен знакомить ребенка с различными качествами и свойствами предметов;

–          обогащать словарный запас ребенка;

–          речь взрослых не должна быть шаблонной т. е. должна быть живой и разнообразной.

Постоянство и единство требований к ребенку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определенных правил: проводить их постепенно, не заставляя детей ждать обеда или своей очереди, чтобы одеться, и т. п.- все это очень утомляет их. Посадив ребенка за стол, нужно сразу дать ему пищу; раздевание перед сном и сборы на прогулку проводят небольшими подгруппами, остальные дети в это время занимаются или играют. К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельно есть, раздеваться, задвигать после еды стульчик, благодарить. Следует терпеливо, многократно показывать детям, как удобнее держать ложку, сидеть за столом, вытирать салфеткой лицо. Все свои действия воспитатель сопровождает словами (поясняя, одобряя, указывая и пр.). Очень важно создать у детей эмоционально-положительное отношение к кормлению, туалету, обливанию, укладыванию спать.

Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:

1)      в самой области общения;

2)      в области любознательности детей;

3)      в сфере их эмоциональных переживаний;

4)      при формировании любви к взрослому и дружеских притязаний к ровесникам;

5)      в сфере овладения речью.

Чтобы обеспечить включение механизмов формирования общения, Лисина М. И. предлагает соблюдать следующие рекомендации:

–          относиться к ребенку как к личности. Это означает, что любую процедуру следует сопровождать беседой и комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребенку, включать одобрения и порицания действий, если бы малыш совершал их с полным сознанием;

–          организовать контакты взглядов. Это — один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять;

–          подкреплять улыбки ребенка. Улыбка — самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру.

–          учить детей играть вместе или рядом друг с другом;

–          учить сочувствовать и сопереживать сверстнику;

–          подкреплять положительные контакты сверстников [1,с.50].

Четвертое условие: организация эмоционально — практического общения. Взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. В результате такой деятельности взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику [4, с.113]. Переход детей к коммуникативному взаимодействию становится возможным благодаря целенаправленной организации детского общения, которую осуществляют педагоги:

–          воспитатель должен учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности (Пр.: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «попроси машинку у Васи»);

–          педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чувства, причем как положительные, так и отрицательные;

–          воспитатель может развивать в ребенке способность к сопереживанию, желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением.

Одна из наиболее эффективных форм развития субъективного взаимодействия детей в условиях дома ребенка — игровая деятельность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Для развития у детей коммуникативных навыков, рекомендуется использовать игры, направленные на решение одновременно нескольких задач:

–          создание положительных эмоций, развитие эмпатии («Назови себя», «Тихий разговор» и т. д.);

–          достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия («Пирамида любви», «Катаем мяч», «Менялки игрушек» и т. д.);

–          снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому («Волшебное перо», «Гамак», «Тихий час для мышат» и т. п.);

–          помогают испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества («Слушаем сердце», «Кораблик» и т. д.). Становление общения детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, с взрослыми и сверстниками растягивается на несколько лет. Этот процесс складывается во многом стихийно. Взрослый в своем общении с детьми должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы. В доме ребенка потребность каждого из детей в общении со взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должна быть удовлетворена. Общение ребенка со взрослым осуществляется в результате выполнения следующих педагогических условий: организация среды, организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях, развитие общения при осуществлении режимных процессов, организация эмоционально-практического общения.

Литература:

1.         Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Я. Царегородцева // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 3, С.47–51.

2.         Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: кн. для работников дома ребенка; Р. В. Тонкова — Ямпольская [и др.]. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.

3.         Павлова, Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. Н. Павлова. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

4.         Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д., 2005. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дом ребенка, воспитатель, занятие, взрослый, двигательная активность, процесс, ранний возраст, друг, психическое развитие ребенка.

Источник