Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи и интеллекта

Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи и интеллекта thumbnail

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение – это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими, рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  формам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в познании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее объем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В общении со сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения  со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.

Таким образом, общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь для того, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

Источник

Социальное
общение

как условие развития речи и
интеллекта

Общение
– один из важнейших факторов общего
психического развития ребенка. Только
в контакте со взрослыми людьми возможно
усвоение детьми общественно-исторического
опыта человечества.

Общение
характеризуется также особой потребностью,
не сводимой к другим жизненным потребностям
ребенка. Последняя определяется через
продукт деятельности как стремление к
оценке и самооценке, к познанию и
самопознанию.

В
общении потребность изменяется по
содержанию в зависимости от характера
совместной деятельности ребенка ее
взрослым. На каждом этапе развития
потребность в общении конституируется
как потребность в таком участии взрослого,
которое необходимо и достаточно для
решения ребенком основных, типичных
для его возраста задач.

Различают
несколько этапов развития потребности
в общении ребенка со взрослым:

Потребность
во внимании и доброжелательности
взрослого. Это достаточное условие
благополучия ребенка в первом полугодии
жизни.

Нужда
в сотрудничестве или в соучастии
взрослого. Такое содержание потребности
в общении появляется у ребенка после
овладения им произвольным хватанием.

Нужда
в уважительном отношении взрослого.
Она возникает на фоне познавательной
деятельности детей, направленной на
установление чувственно не воспринимаемых
взаимосвязей в физическом мире. Дети
стремятся к своеобразному «теоретическому»
сотрудничеству со взрослым, выражающемуся
в совместном обсуждении явлений и
событий предметного мира. Только
понимание взрослым важности для ребенка
этих вопросов обеспечивает такое
сотрудничество.

Потребность
во взаимопонимании и сопереживании
взрослого. Эта потребность возникает
в связи с интересом детей к миру
человеческих взаимоотношений и
обусловлена овладением детьми правилами
и нормами их отношений. Ребенок стремится
добиться общности взглядов со взрослым.
Это позволит малышу использовать их
как руководство в своих поступках.

В
раннем возрасте у детей выделяются
четыре формы общения со взрослым:
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное и
внеситуативно личностное.

Основными
событиями на этапе развития речевого
общения являются: во-первых, изменение
содержания общения и развитие
соответствующих этому функций речи как
средства общения; во-вторых, овладение
произвольной регуляцией речевыми
средствами.

Изменение
содержания речевого общения.

Удовлетворение
познавательных интересов детей приводит
к углублению их знакомства с окружающим
и к вовлечению в сферу их внимания мира
людей – объектов и процессов социального
мира. При этом перестраивается и форма
общения детей – она становится
внеситуативно-личностной. Ее отличительные
признаки:

·  
внеситуативно-личностное общение
протекает на фоне игры как ведущей
деятельности;

·  
содержанием потребности детей в общении
является их потребность во взаимопонимании
и сопереживании взрослого, так как
совпадение мнений и оценок ребенка со
взглядами старших служит для детей
критерием правильности этих оценок;

·  
среди мотивов общения ведущее место
занимают личностные, олицетворенные
во взрослом как субъекте, имеющем свои
особые моральные качества, нравственные
достоинства, всестороннюю богатую 
индивидуальность;

Можно
предположить, что в связи с этим у
дошкольников происходят изменения в
самой материи речи, характере используемой
детьми лексики, конструкции предложений,
в общей выразительности речи.

Овладение
произвольной регуляцией речевой
деятельности.

В
раннем возрасте от ребенка нелегко
добиться произнесения даже тех слов,
которые он хорошо усвоил. Смущение при
виде взрослого является одним из
факторов, который почти безусловно
угнетает речь детей. Молчание или речь
шепотом часто служат главным указанием
на робость, испытываемую детьми.

По
данным А. Г. Рузской, до самого дошкольного
возраста сохраняется угнетение речи
при виде нового человека, что обнаруживается
иногда не в отсутствии речи, а в обеднении
ее содержания. Это означает, что при
разговоре с близкими взрослыми дети
менее ситуативны, более доверительны,
проявляют более развитые интересы, чем
при разговоре с посторонними людьми,
когда ребенок как будто спускается на
одну-две ступеньки ниже во всех своих
проявлениях. Однако с возрастом дети
все более овладевают произвольной
регуляцией речи, и это составляет
непременное условие их обучения в
детском саду и в особенности их подготовки
к обучению в школе.

Таким
образом, этап развития речевого общения
состоит, главное, в том, что дети овладевают
понятийным наполнением слова и потому
научаются применять его для передачи
партнеру все более сложной и абстрактной
по содержанию информации. Одновременно
дети научаются произвольно регулировать
вербальную функцию, вследствие чего
она превращается в самостоятельный вид
деятельности.

Некоторые
особенности развития речи ребенка из
многодетной семьи

Число
детей в семье, интервал между их появлением
на свет и порядковый номер рождения,
начиная с первого, самого старшего
ребенка, – все это оказывает влияние на
психическое развитие ребенка в многодетной
семье. В частности, чем больше детей в
семье, чем выше порядковый номер рождения
малыша, чем меньше интервал между
появлениями детей на свет, тем, как
правило, ниже интеллект ребенка.

Появление
в семье каждого нового ребенка изменяет
ее структуру и взаимодействие между ее
членами. Так, снижается качество общения
детей с родителями: общение с родителями
заменяется общением со старшими братьями
и сестрами.

В
нормальной обыденной жизни ребенок
окружен вниманием и заботой ближайших
взрослых, и, казалось бы, не должно быть
поводов для беспокойства. Однако и среди
детей, воспитывающихся в семье, наблюдается
весьма высокий процент психических
заболеваний, в том числе неврозов,
появление которых обусловлено не
наследственными, а социальными факторами,
т.е. причины заболевания лежат в сфере
человеческих взаимоотношений.

Формирующийся,
таким образом, внутренний, неразрешимый
и невротизирующий ребенка конфликт
имеет несколько тесно связанных друг
с другом уровней:

-социально-психологический,
мотивированный неудачами общения и
затруднениями в достижении социально
значимой позиции;

-психологический,
обусловленный несовместимостью с
некоторыми сторонами отношения родителей
и угрозой потери «я»;

-психофизиологический
как следствие невозможности отвечать
(соответствовать) повышенным требованиям
и ожиданиям взрослых.

Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *

Источник

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн показали[11, 29,60], что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Если у животных, вплоть до антропоидов, решающее значение в развитии имеют две формы опыта: родовой (он заложен в нервной организации и передается по наследству) и индивидуальный (он приобретается в ходе жизни и приспособления к окружающие среде), что у человека доминирующую роль играет третья форма опыта, полностью отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого усвоения – обучения в широком смысле слова – и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения – у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие, говорил Л. С. Выготский.

Ребенок при рождении – это человек лишь в потенции. Он реализует свои возможности и действительно становится человеком только благодаря тому, что окружающие взрослые люди передают ему свой опыт и учат его, как стать человеком. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда (как при слепоглухоте) или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются (как при госпитализме), то нормальное развитие психики замедляется или прекращается вовсе. В условиях достаточного по количеству и полноценного по качеству общения с окружающими людьми дети быстро осваивают то, что знают старшие, а потом сами вносят свой вклад в копилку человеческого опыта.

Поскольку исторически сформировавшееся содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.). Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах.

Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (А. Н. Леонтьев, 1975).[29] Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач (М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, 1979).

Различают четыре этапа развития потребности в обращении ребенка со взрослым.

I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

Первый этап, подготовительный – довербальное общение.

Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере, две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 мес. у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

1) общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;

2) содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых;

3) ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

4) основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом – стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;

4) основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз – предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.

Второй этап- возникновение речи.

Основное содержание второго этапа составляют два события: возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые вербализации. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый – он требует от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых случаях действие не только локомоторное или предметное, но и вербальное. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания.

Таким образом, можно считать: практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление вербальной функции.

Многие исследователи считают, что отрицательное влияние на вербальное развитие оказывает также речь, однообразная в звуковом отношении, не окрашенная яркими эмоциями и не адресованная прямо ребенку (Г. М. Лямина, 1964, Н. М. Аксарина, 1964[38,2]) На этой основе выдвигается понятие речевой питательной среды (А. Н. Гвоздев, 1948), благоприятствующей становлению у детей речи.

Третий этап – развитие речевого общения.

Третий из выделенных нами этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научаясь с большим искусством применять его для общения (а нас интересует именно эта первая функция речи – межиндивидуальная).

Какие же основные события следует выделить на третьем этапе речевого общения? Мы отмечаем две основные линии, по которым развивается речевое общение в раннем и дошкольном возрасте: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

Исследования свидетельствуют о смене трех форм общения на протяжении третьего этапа. Первая из них – ситуативно-деловое общение. В первое время после возникновения, речь, подобно другим средствам общения, остается ситуативной: ребенок обозначает словом элементы данной наглядной ситуации (предметы, действия с ними), слово становится неким условным голосовым указательным жестом.

Основные параметры внеситуативного познавательного общения следующие:

1) в рамках этой формы контакты детей со взрослыми связаны с познанием и активным анализированием ими объектов и явлений физического мира, или «мира предметов»;

2) содержанием потребности детей в общении является их потребность в уважительном отношении взрослого;

3) среди разных мотивов общения ведущее положение занимают познавательные, воплощенные для ребенка в эрудиции и осведомленности взрослого человека;

4) основным средством общения здесь служит речь, так как только слово позволяет детям преодолеть рамки частной ситуации и выйти за пределы сиюминутного времени и места.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей – объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей – она становится внеситуативно-личностной. Ее отличительные признаки:

1) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, но зачастую имеет вид отдельных, самостоятельных эпизодов;

2) содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

3) среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекты, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность;

4) основными средствами общения, как и на уровне третьей формы, служат речевые операции.

Источник