Социальное благополучие и развитие ребенка

Кузьмина Наталия Германовна

Старший воспитатель  МБДОУ  

«Детский сад №72»  г.Чебоксары

Современные подходы  обеспечения  

социально-эмоционального благополучия  детей.  

        Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эмоционального благополучия  ребенка, описываются современные  подходы  образовательных отношений в детской группе и  группового  взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве  детского сада.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия и педагогической поддержки ребенка дошкольного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Одной из задач Федерального Государственного Образовательного  Стандарта дошкольного образования   является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том  числе  их эмоционального благополучия. Профессиональный  Стандарт  Педагога также гласит о том, что   педагог  должен  принимать непосредственное участие в создании психологически комфортной образовательной среды  через   поддержание     эмоционального благополучия    ребенка  в  период пребывания в  образовательной организации.  В современном мире компьютеров проблема изучения эмоционального и социального взаимодействия вызывает все больший интерес. Если раньше она в основном касалась школьников и подростков,  то сейчас актуальна и для дошкольников. В поведении  детей  мы  очень часто замечаем  отстраненность, эмоциональную черствость, низкий уровень «эмоционального интеллекта», который приводит к частым конфликтам между детьми в группе, нежеланию  ребенка участвовать в совместной деятельности, что негативно влияет на психологический климат в группе. Многие родители делают акцент на интеллектуальное  развитие  ребенка, видя  именно в этом  главную родительскую задачу, не  акцентируя  внимание на  развитие эмоциональной сферы ребенка. Вместе с тем «Эмоциональный интеллект» способствует личному успеху человека на 80 %.

  Среди факторов, определяющих  низкий эмоциональный интеллект  у детей дошкольного возраста, специалисты выделяют:

-нерациональный  режим жизнедеятельности;

-интеллектуальные и физические  перегрузки;

-авторитарность  стиля общения с ребенком взрослых  и т.д.

Все  чаще воспитатели и педагоги-психологи замечают, что дети не в состоянии распознать и почувствовать эмоции и настроение другого человека,  у многих дошкольников наблюдается тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность. 

 Как в условиях  детского сада сделать условия обучения дошкольников комфортными и уместными для их психики? И как создать положительный климат в группе?

Все это требует знания специальных приемов и технологий. Поиски  ответов на эти и другие  вопросы и стали для  нас темой для изучения. Мы стали изучать различные подходы к данной  проблеме  и строить совместную деятельность  с детьми на принципе интеграции разных видов детской деятельности. Существует  множество технологий, методик и приемов для развития  эмоционального интеллекта у дошкольников. Одной из интереснейших, на наш взгляд, методик, стало изучение и использование элементов социо- игровой педагогики, разработанных Вячеславом  Букатовым, доктором педагогических наук.

 Предлагаемый подход связан с широким использованием игр, организацией работы  детей по «малым группам» (своего рода «микросоциумам»).Внутри такой группы  возникают благоприятные условия для позитивного сравнения  своих знаний, умений, возможностей  с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Обучая и поддерживая  друг друга, дети устанавливают контакт, позволяющий им  успешнее  реализовать  замысел.  С большим интересом  дети объединяются  в команды  по каким –либо признакам, например, по  цвету волос и т.д.

Особое внимание  педагоги  доу  стали уделять  роли  «добрых групповых  традиций».

 Так в одной из  групп родилась идея создания групповой традиции- оформление и ведение альбома, который рассказывает о всех значимых событиях из жизни группы. Идея нашла  положительный отклик со стороны  детей, с большим удовольствием была  принята родителями.  Сначала это был классический фотоальбом, в котором  педагоги  вместе с детьми  размещали фотографии с различных  мероприятий, а сейчас это «Книга добрых дел». В ней хранится история  их дошкольного детства. Память о пережитых вместе событиях, общих делах и заботах  сплачивает дошкольников, стимулирует  развитие  дружеских отношений.

С целью установления комфортного социально-психологического климата  в группах введена ежедневная традиция  утреннего  сбора  или «Минуты вхождения в день», сигналом которого является колокольчик. Благодаря творческому  подходу  к организации данного режимного момента, как у детей так и у педагогов,  формируется  положительный настрой  на весь день, что благоприятно сказывается  на воспитательно-образовательном процессе. 

Одна из  любимых традиций, которая вызывает живой отклик  у детей –это создание совместных стенгазет, которые отражают  особенности детского коллектива, его предпочтения, интересы и достижения, которые меняются по мере  взросления  и развития детей. Эта традиция стала  приобретать исследовательский характер. В процессе совместной детской  деятельности  создаются условия, при которых дети имеют возможность обозначить свои личные интересы и осознать себя частью коллектива.

 В практике детского сада   используются разные формы взаимодействия  и сотрудничества с родителями, некоторые  из них переросли  в традиции. Так, например  традицией стало  проведение семейных  гостиных, которые несут культурно- досуговую и продуктивно-творческую направленность. Сеансы дарения привлекательных мелочей- еще одна традиция, которую поддерживают дети и родители. Маленькие подарки  доставляют большую радость детям и помогают   педагогу  создать в группе атмосферу равных прав.

Следующим  средством  развития эмоциональной сферы   выступили  игры и упражнения Клауса Фопеля, которые дают детям опыт позитивных социальных взаимодействий. Например, такие игры как «Ручеек» и «Магнит»-вызывают у детей особый эмоциональный отклик.

Одна из эффективных форм  совместной деятельности педагога и детей- это создание ситуаций, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог помогает  детям приобрести новый опыт. Наиболее эффективной и развивающей на сегодняшний день в детских садах  является  технология проблемного обучения, а в частности  технология детского экспериментирования,  где чаще всего изучаются  объекты живой и неживой природы.  В нашем детском саду педагог-психолог  использует элементы  социального экспериментирования и экспериментирования человеческих эмоций, где объектом изучения являются отношения ребенка с его социальным окружением (сверстниками, другими детьми, детьми противоположного пола, со взрослыми).

В этих экспериментах используются  простые предметы(воздушный шарик,  блестящие звездочки, камешек и т.д.), которые демонстрируют эффективность применения социальных приемлемых способов решения конфликтов, помогают понять многообразие  человеческих эмоций, осознанию необходимости уметь говорить с человеком о проблемах и т.д.  

Социальное экспериментирование позволяет:

-расширить  представлений детей  о базовых  эмоциях;

-совершенствовать коммуникативные навыки;

-развить  навыки сотрудничества;

-удовлетворить потребность в самоутверждении;

-«найти себя» в разных видах деятельности.

Такой подход к организации  деятельности по социально-эмоциональному развитию детей  позволяют  нам  проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов. 

Список литературы:

1.Баринова, Е.В. Учимся дружить/ Е.В.Баринова. Ростов на Дону: Феникс, 2014.—89с.

2.Букатов, В.М. Карманная  энциклопедия  социо-игровых приемов обучения дошкольников/ В. М. Букатов. —М: ТЦ Сфера,2014. —128с.

3.Пазухина, И.А. «Маленькие экспериментаторы  в детском саду./И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика.—2012.—№10. — С.52-56.

3.Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие  дошкольников .Методические рекомендации /Е. Н. Юрчук—М:ТЦ Сфера, 2008. —128с.

4.Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет./ К.Фопель —М:  Генезис,2010. — 143с.

Источник

 «УСПЕШНОЕ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

«Все мы родом из детства». А. Экзюпери

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей.  Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции  во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка  – зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении,  самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, – признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые  и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и  все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения, которая нацелена на корректировку эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе.

 Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

 Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий:

  • организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
  • контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
  • учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;
  • организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

  • поддержка индивидуальности  и инициативы детей через:

-свободный выбор ребенком деятельности,

-свободное выражение своих чувств и мыслей,

– самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая,  проектная, познавательная  и т. д.)

  • формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Не менее важным   условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые  приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно  уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть  своего  времени. Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности.  Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Проанализировав среду детского сада на предмет эмоциогенности, обозначила следующие проблемы: 

– отсутствие в группе центра эмоциональной разгрузки;

– отсутствие кабинета психолога, сенсорной комнаты в дошкольном учреждении, поэтому, на группу детского сада накладываются дополнительные задачи, обеспечения психологического комфорта;

  – большинство педагогов в детском саду, при построении окружающей среды все еще ориентированы на познавательное развитие детей.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».

   «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И.Сеченов).

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

Эмоционально-психологический климат в коллективе – это преобладающий в группе  эмоциональный  настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: общая эмоциональная атмосфера; преобладающее настроение; уровень активности детей.

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

  • хорошее настроение детей в течение всего дня;  
  • свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;  
  • доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;  
  • способность детей занять себя интересным делом;  
  • отсутствие детей-аутсайдеров;  возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;  
  • отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;  
  • информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;  
  • высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  • желание участвовать в коллективной деятельности;
  • удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

ФРУСТРАЦИЯ – появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления  

Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе. Так как, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо:

  • ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей;
  • информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции группы;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;
  • поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
  • не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно – положительных отношений между детьми и воспитателем;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они  не всегда способны   понять чужие эмоции  и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Первое  место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Совместная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье». Основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Деятельность построена в основном на обыгрывании ситуаций, беседах с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.

Стенд «Страна настроения». После знакомства с основными  понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.

«Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают  свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываются родителям.

Эмоциональные шарики «Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Цель: показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.

«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.

«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.

«Паровозик желаний». Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе.

«Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева».

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Широко применяются упражнения на дыхание. Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе.

Подборка расслабляющей музыки. Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.

Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе  и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.

Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой  день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

Театрализованный уголок –  в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

Сенсорный уголок (особенно важно для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Центр воды и песка является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение,  снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы

Источник