Социально психологическое сопровождение развития ребенка

Социально психологическое сопровождение развития ребенка thumbnail

25.06.2020
Социально психологическое сопровождение развития ребенка

25.06.2020

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка цена

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Психологическое сопровождение обучающихся.

Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества.  

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.

Поэтому в последнее время в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально–психологическое сопровождение.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачи сопровождения:

  1. Предупредить возникновение проблем развития учащегося.

  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

  3. Психологическое обеспечение образовательных программ.

  4. Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.

В соответствии с целью и задачами сопровождения создается система работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому в Службу социально-психологического сопровождения образовательного процесса входят педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник, классные руководители, воспитатели ГПД и др.

В обязанности службы входит максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию обучающихся. Важная ступень работы социально – психологической службы – это необходимость выявления психологической готовности ребенка к школе, содействия лучшей адаптации учащихся обучения в школе, а также систематический контроль переломных, переходных моментов в жизни школьников. Немаловажную роль играет своевременное выявление и устранение психологических причин нарушения межличностных отношений учащихся не только со сверстниками, но и с учителями, родителями и другими людьми.

Основные задачи службы на разных ступенях образования:

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода учащихся из начальной школы в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.

Основными видами деятельности службы являются:

1. Диагностическая деятельность:

– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе, интересах, посещаемости занятий; 
– изучение социально-психологического климата в классах.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

– определение степени готовности обучающихся к учебной деятельности;

– регулярное уточнение социального статуса семей учащихся; 
– выявление учащихся “группы риска”, через организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них карт индивидуально-профилактической работы;
– ежедневная проверка посещаемости обучающихся в школе, выяснение причин отсутствия;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой;

– выходы по месту жительства обучающихся;

– работа с родителями.

3. Консультативная и профилактическая деятельность:

– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи учащимся; 
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада, дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп, с целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.

4. Просветительская работа:

– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися; 
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности учащихся;

Читайте также:  Четвертый месяц ребенку развитие нормы воз

– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы для родителей;
– беседы с обучающимися по вопросам ЗОЖ, профилактике вредных привычек и т.п.

5. Научно-методическая работа:

– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов повышения квалификации;

– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

6. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья обучающихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ОДН, КпДН).

В целом работа строится по двум направлениям:

  1. Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, воспитании, поведении, общении обучающихся.

  2. Перспективное – нацелено на развитие личности и индивидуальности каждого обучающегося, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.

Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. Похожая статья: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

  •  удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
  • обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
  •  удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
  • превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях:

  • формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет занятия дома

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;    
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

  • профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
  • диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
  • консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
  • развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
  • коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики);
  • просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

  • сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;
  • разработка карт индивидуального развития дошкольников;
  • разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;
  • разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;
  • организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

  • установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Источник