Социально правовые аспекты развития личности ребенка
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка. Международные нормативно-правовые акты.Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”, и в силу этого дети д. б. объектом особой защиты и помощи.
В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.
Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Национальное законодательство РБ по защите прав ребенка.За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая гос. политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с м/н документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Принята новая редакция Закона РБ от 1993 г. “О правах ребенка”. В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона РБ “О правах ребенка” создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. С 1999 г. формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства.
Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы “Дети Беларуси». Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, соц. обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства
Вместе с тем на фоне социально-экономических изменений и сложностей в стране не удалось в полной мере разрешить проблемы улучшения положения детей, защиты их прав и интересов. Ухудшается материальное положение семей, воспитывающих детей, увеличивается число неблагополучных семей, не снижается социальное сиротство. В обществе получают распространение алкоголизм, насилие и жестокость в отношении детей, их безнадзорность.
2007 г. был объявлен Годом ребенка. Каждый пятый житель нашей страны – ребенок. Детей воспитывает 1млн. 486 тыс. семей. Из них 62,0% семей имеют 1 ребенка, 32,3% – 2, 5,7% – 3 и более детей. В стране 355 неполных семей, в которых более 400 тыс. детей воспитываются или отцами, или матерями (большей частью матерями).
Ежегодно более 4 тыс. детей отбираются у родителей, лишающихся родительских прав. И ежегодно сами родители отказываются от 340 до 550 детей. В стране более 32 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 50% проживают в семьях. В стране около 6% от общего количества детей имеют нарушения в психофизическом развитии, детей-инвалидов – 29 тыс. человек.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2580; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Право
— это совокупность устанавливаемых и
охраняемых государственной властью
норм и правил, регулирующих отношения
людей в обществе. От рождения и до полного
физического и нравственного становления
ребенок нуждается в поддержке, помощи,
защите. И от того, насколько своевременны
и эффективны охрана и защита ребенка,
зависит его будущее. Ответственность
за жизнь, здоровье, воспитание и развитие
детей несут их родители, общество,
государство. При этом общество создает
социально-экономическую среду, где
семья и каждый отдельный индивид могут
полноценно существовать и всесторонне
развиваться. Государство же, в виде
специально созданных органов, призвано
обеспечить соблюдение прав и свобод
человека, выполнение им своих обязанностей
перед обществом, законность и порядок.
Но главной средой жизни ребенка была и
остается его семья, которая осуществляет
свою основную функцию – воспроизводства
и формирования новых поколений при
поддержке общества и под защитой
государства.
Социально-правовая
защита прав ребенка – это комплекс
правовых, социально-экономических,
психолого-медицинских мер, предпринимаемых
государством и обществом для обеспечения
оптимального физического, психического
и социального развития растущего
человека.
Общее
положение детей в Республике Беларусь.
В
национальном докладе «О положении детей
в Республике Беларусь» в 2005 году отмечены
следующие тенденции, характеризующие
положение детей в нашей стране:
–
снижение численности детей;
–
низкие доходы многие семей, отсутствие
собственного жилья или потребность в
улучшении жилищных условий;
–
рост числа внебрачных детей;
– ухудшение
состояния здоровья детей;
–
увеличению числа детей, рожденных от
ВИЧ-инфицированных матерей;
–
детская смертность;
–
большое количество детей-инвалидов,
детей с особенностями психофизического
развития;
–
социальное сиротство;
–
проявление насилия и жестокости со
стороны родителей;
–
наличие детей-беженцев.
Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
Семья
– наиболее благоприятная среда для
ухода за ребенком и его воспитания. Ее
уникальный характер как воспитательной
среды выражается в том, что в семье
происходит интенсивный контакт ребенка
с родителями и другими взрослыми членами
семейной группы. Теория и практика ухода
за
детьми
доказывает: для нормального развития
ребенку необходимо активное общение с
физически, социально зрелыми людьми.
Дети, изолированные от мира взрослых,
самое главное – от родителей отстают
в своем развитии. Непосредственное,
«лицом к лицу», духовное общение является
характерной
особенностью семьи как особой
психологической общности. Без
эмоционального развития невозможно
нормальное взаимодействие ребенка с
другими людьми вне семьи, с обществом
и природой. Если у ребенка в семье
превалируют отрицательные эмоции
(страх, недоверие, мстительность), его
вхождение в социальный мир может стать
социально опасным.
В
семье закладываются основы личности,
физического, нравственного и духовного
здоровья. В семье осуществляется
подготовка к будущей семейной жизни,
формируется культура поведения и
внешнего вида, осуществляется развитие
культурных интересов и потребностей.
В дошкольные годы ребенок почти полностью
отождествляет себя с семьей, открывая
и свое собственное «я», и других людей
воспринимая преимущественно через
призму суждений, оценок, поступков
родителей. Для ребенка дошкольного
возраста не существует мир, а есть лишь
окружение, которое и определяет его
поведение. Таким образом, решающим
фактором развития личности ребенка
являются обстоятельства жизни и семейное
воспитание. Сила семейного воспитания
связана с наличием трех специфических
факторов:
1)
интимный, доверительный характер
нравственно-психологического климата
семьи, основанный на взаимных родственных
связях и привязанностях, выражающихся
в глубокой кровной любви к детям
и
ответном чувстве детей к родителям;
2)
многоролевая структура семейного
коллектива, обусловливающая многогранность,
постоянство и длительность его
воспитательного влияния;
3)
наличие естественных условий для
включения детей в самые разнообразные
внутрисемейные отношения и деятельность.
Качество
семьи и семейного воспитания во многом
зависит от структуры семьи. Структура
семьи определяется:
–
количеством поколений;
–
количеством и полом детей;
–
наличием обоих родителей.
Педагогам
учреждений дошкольного образования
необходимо знать тип семьи для того,
чтобы дифференцированно работать с
ней. Современные исследователи семьи
предлагают различные классификации
типов семей, в основе которых лежат
разные основания (количество брачных
партнеров, количество поколений, степень
удовлетворенности супругов своим
браком, соответствие брачно-семейных
отношений общественным нормам, степень
психологической комфортности, признак
благополучия). Типы семей попризнаку
благополучия:
–
благополучные семьи;
–
семьи «группы риска»;
–
неблагополучные семьи;
–
асоциальные семьи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Сущность социально-правовой защиты прав ребенка
Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. От рождения и до полного физического и нравственного становления ребенок нуждается в поддержке, помощи, защите. И от того, насколько
своевременны и эффективны охрана и защита ребенка, зависит его будущее. Ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и развитие детей несут их родители, общество, государство. При этом общество создает социально-экономическую среду, где семья и каждый отдельный индивид могут
полноценно существовать и всесторонне развиваться. Государство же, в виде специально созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свобод человека, выполнение им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок. Но главной средой жизни ребенка была и остается его семья, которая осуществляет свою основную функцию – воспроизводства и
формирования новых поколений при поддержке общества и под защитой государства.
Социально-правовая защита прав ребенка – это комплекс правовых, социально-экономических, психолого-медицинских мер, предпринимаемых государством и обществом для обеспечения оптимального физического, психического и социального развития растущего человека.
Общее положение детей в Республике Беларусь.
В национальном докладе «О положении детей в Республике Беларусь» в 2005 году отмечены следующие тенденции, характеризующие положение детей в нашей стране:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
– снижение численности детей;
– низкие доходы многие семей, отсутствие собственного жилья или потребность в улучшении жилищных условий;
– рост числа внебрачных детей;
– ухудшение состояния здоровья детей;
– увеличению числа детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей;
– детская смертность;
– большое количество детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития;
– социальное сиротство;
– проявление насилия и жестокости со стороны родителей;
– наличие детей-беженцев.
Основные международные нормативные правовые документы о защите прав ребенка.
В 1923 году Лигой Наций была принята Женевская Декларация прав ребенка, которая стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 году Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ, принятый ООН в 1989 г., — Конвенция о правах ребенка. Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе каждым государством, подписавшим Конвенцию, разрабатываются национальные нормативно-правовые документы.
Государственная политика Республики Беларусь по вопросам соблюдения и защиты прав ребенка.
После ратификации в 1990 году Конвенции ООН о правах ребенка Республика Беларусь приняла на себя обязательство привести действующее законодательство в соответствие с требованиями этой Конвенции. В результате 19 ноября 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Этот документ имеет законную силу, но в 2000 г. принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка». В Республике Беларусь сформировалась государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика
направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказание им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшее улучшение их положения. Государство гарантирует родителям финансовую и материальную поддержку в воспитании детей и обеспечивает доступность образовательных услуг для всех слоев населения. Виды пособий семьям, воспитывающим детей, весьма многообразны:
• по беременности и родам;
• женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности;
• в связи с рождением ребенка;
• по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
• по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
• по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случае болезни матери;
• по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
• при санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;
• на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом и др.
В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть учреждений дошкольного образования.
Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребенка.
Основные права детей в Республике Беларусь
Важнейшими правами детей в Республике Беларусь являются:
1. Право на жизнь.
2. Право на жизнь в семье.
3. Право на охрану здоровья.
4. Право на образование.
5. Право на жилище.
6. Право на имущество.
7. Право на защиту и помощь.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Актуальность
исследования. Происходящие
коренные изменения во всех сферах жизни
нашего общества: обострение социальных
и национальных противоречий, нестабильность
в экономике, изменение приоритетов в
образовании – существенно высветили
проблемы воспитания подрастающего
поколения. Почти перестали действовать
организованные детские объединения,
существовавшие в России в советский
период. Значительно увеличилось
количество детей, требующих специального
педагогического внимания: сироты,
инвалиды, из многодетных семей, жертвы
войн, беженцы, беспризорные, безнадзорные
и другие.
Такие дети нуждаются
в особом внимании, улучшении бытовых
условий, разнообразии досуга, общении,
способствующих полноценному развитию
наравне с другими детьми.
Для успешной
интеграции их в полноценное сообщество
всех детей, необходимыми условиями
являются:
защита прав и
интересов со стороны государства;
ослабление
негативных последствий влияния социальной
среды;
– создание новых
учреждений, ориентированных на
специфические
проблемы детей с
различными формами дезадаптации.
Вопросы защиты
прав ребенка, забота о его жизни, развитии,
образовании и воспитании сегодня
становятся общечеловеческими.
В аспекте современной
научной терминологии эта проблема
определена как социальная защита
ребенка. Она регулируется соответствующими
правовыми нормами. Взаимодействие этих
двух аспектов проблемы выводит на
социально-правовую защиту детства и
отдельного ребенка.
В состав прав детей
входят и их личные права.
К ним относятся:
право на охрану здоровья; на участие в
играх и развлекательных мероприятиях,
соответствующих возрасту ребенка; право
на свободное
участие в культурной и творческой жизни,
на занятия искусством; на отдых и досуг;
на свободное выражение своего мнения;
на свободу мысли, совести и религии; на
свободу ассоциаций и мирных собраний;
на личную жизнь; на пользование благами
социального обеспечения, включая
социальное страхование; на защиту от
насилия, грубого или небрежного отношения.
Права детей на
свое место в обществе регулируются
такими международными, федеральными и
государственными документами, как
«Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция
ООН о правах ребенка» (1989), «Федеральная
программа «Дети России» (1995) и другие.
Правительством Российской Федерации
в период с 1991 г. принято около 250
постановлений, направленных на улучшение
положения детей в стране.
Охрана детства
призвана решать двуединую задачу:
социально-правовую защиту, что включает
в себя принятие законодательных актов,
создание специализированных социальных,
образовательных, медико-социальных и
других учреждений для детей, и
психолого-педагогическую, включающую
в себя создание достойных условий для
развития, воспитания, творчества, досуга,
выбора жизненного пути в образовательных
и воспитательных учреждениях.
Это требует от
педагогов не только знаний по
социально-правовой защите детства, но
и переориентации их подготовки на
гуманистические ценности, соотносимые
с их педагогической деятельностью.
Современная
педагогика ориентирована на необходимость
раннего выявления детей с проблемами
в развитии и поведении, что требует
подготовки педагогов дошкольных
учреждений и школ к воспитательной
работе, по оказанию детям помощи в
социализации и адаптации, в их
социально-правовой защите.
Противоречия в
социальных и межличностных отношениях
значительно затрудняют процесс их
социализации и адаптации и увеличивают
его продолжительность. Этим обстоятельством
и вызывается
необходимость в
специально организованной деятельности
общества по оказанию социально-педагогической
. поддержки детей в процессе их
социализации.
Проблема эта не
нова и имеет разные аспекты своего
решения в научных исследованиях.
Идеи подготовки
социальных работников (в том числе
социальных педагогов) и волонтеров
раскрыты в трудах зарубежных и
отечественных педагогов: Л.Билквиста,
А.Вагнера (Швейцария), Р.Виттингтона,
Р.Рамзея, Д.Сноу (США), Н.Юнсона (Швеция);
В.Б.Бочаровой, М.А.Галагузовой,
С.М.Григорьева, И.А.Зимней, ЛЛ.Олиференко,
В.А.Сластенина, Е.Н.Соро-чинской (Россия).
Теоретически
обосновали проблемы довузовской
профессиональной подготовки
социальных-педагогов Ю.К.Бабанский,
М.П.Кашин, В.В.Краев-ский, В.С.Леднев,
Б.Т.Лихачев, А.М.Сохор, М.Н.Скаткин.
Теоретические
положения социальной педагогики
сформулированы в работах В.Б.Бочаровой,
В.Д.Семенова, А.В.Мудрика, в которых
освещаются вопросы зарождения, становления
и развития социальной работы в нашей
стране и за рубежом.
Социализация и
связанная с ней социально-правовая
защита личности предусматривают
обязательный учет в этой деятельности
особенностей быта, устоев, обычаев,
традиций среды, в которых человек живет.
Разработке этих проблем посвящены
работы Г.Н.Волкова, Э.Измайлова,
Н.С.Сарсенбаева, Я.И.Ханбикова, дагестанских
ученых – исследователей народной
педагогики Ш.А.Мирзоева, З.М.Магомедовой,
А.М.Магомедова, Т.Саидова, З.Я.Якубова и
др.
Однако анализ
научной литературы по исследуемой
проблеме показал, что вопросам социальной
защиты, социализации детей-сирот,
детей-инвалидов вплоть до середины 80-х
годов не уделялось должного внимания.
Первые работы по социальной защите и
реабилитации детей в российской
педагогике появились в 1988-1992 гг.
Интерес для нашего
исследования представляет именно этот
аспект проблемы, раскрытый в трудах
И.А.Горчакова, Е.А.Горшкова, И.Димова,
Н.П.Иванова, Е.М.Рыбинского, Л.А.Смывина
(педагоги); Н.Г.Аристова, И.Ф.Дементьевой,
Г.Г.Герасимова (социологи); И.В.Дубровина,
М.И.Лисина, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан,
А.Г.Рузской, Н.Н.Толстых (психологи);
Ю.А.Королева, А.М.Нечаева (юристы) и др.,
в той или иной мере освещающих механизмы
социальной защиты и реабилитации детей.
При всем этом
анализ литературы показывает, что
вопросы социальной защиты различных
социальных групп населения, в том числе
и детей, в экономическом, финансовом,
медицинском, правовом отношениях
остаются пока слабо исследованными.
Изучение состояния проблемы показывает,
что в условиях Республики Дагестан
социально-педагогические аспекты
подобной деятельности еще находятся в
начальном периоде своей организации и
научного обоснования между нарастающим
количеством детей, требующих особого
социального, правового и педагогического
внимания и защиты и отсутствием таких
научно обоснованных механизмов, такой
поддержки в обществе и системе образования.
Такое
состояние проблемы вывело нас на
актуальность научных поисков по теме
исследования «Социально-правовая
защита детей как условие их социализации».
Предмет исследования
– социально-правовая защита детей и
подростков как условие их социализации.
Объект исследования
– процесс социализации детей и подростков.
Цель
исследования –
выявить особенности влияния
социально-правовой защиты детства на
эффективность социализации детей.
Гипотеза
исследования. Эффективность
процесса социализации и адаптации
социально незащищенных детей существенно
повысится, если:
– четко и ясно
определить содержание, формы и методы
социально-правовой защиты детей,
адекватные народным традициям, характерным
социальным условиям республики Дагестан;
обозначить
конкретные требования к
личности педагога, работающего с детьми,
требующими специальной защиты их прав
и интересов;
– создать в
учреждениях реабилитации детей условия,
близкие к
взаимоотношениям родителей
и детей в полноценных семьях.
Задачи исследования:
выявить и оценить
состояние социально-педагогической
реабилитации и адаптации детей в
Российской Федерации и Республике
Дагестан;
– определить
оптимальные пути социализации и адаптации
детей,
нуждающихся в особом внимании;
– экспериментально
обосновать содержание, формы и
методы
социально-правовой защиты
детей и подростков как условие
их
социализации и адаптации;
– выявить механизмы
оптимальной подготовки учителей,
социальных
педагогов и воспитателей
к педагогической деятельности в
учреждениях
реабилитации и
социально-правовой защиты.
Методологической
основой исследования являются
психолого-педагогические и философские
идеи гуманизации и демократизации
социального воспитания, документы
Правительств Российской Федерации и
Республики Дагестан по вопросам
социально-правовой защиты детства,
исследования в области детской психологии
и дезадаптации, закономерности
этнопедагогики.
В ходе исследования
применялись следующие методы: научных
исследований, литературы по философии
образования, социологии воспитания,
этнопедагогической, периодической
печати Кавказа и Дагестана; личные
беседы соискателя с людьми различных
профессий: учителями, юристами,
психологами, социальными работниками,
со студентами, школьниками, родителями;
включенное наблюдение; сочинения и
конференции студентов Дагестанского
государственного педагогического
университета по
теме исследования; методе работы органов
и учреждений социальной защиты с
детьми-сиротами, инвалидами, беженцами,
детьми «группы риска» по их социализации
и адаптации к условиям окружающей среды;
метод опыта подготовки будущих учителей
социальных педагогов к работе по
социализации и адаптации детей,
опытно-экспериментальная работа, методы
педагогической квалиметрии.
Научная
новизна и теоретическая значимость
исследования состоят
в том, что:
– рассматриваются
особенности региональной модели
организации
социально-правовой
защиты детства;
– социально-правовая
защита детей определена как стержневой
фактор
социализации детей, испытывающих
на себе социальное давление и насилие;
– выявлены оптимальные
пути решения первоочередных
проблем
Республики Дагестан по
социализации и социально-правовой
защите детей,
требующих особого
педагогического внимания, созданы
национальные
программы, подготовка
социальных педагогов, детская
реабилитация^*
усиление влияния
народных традиций;
– определены
содержание, формы и средства оптимальной
подготовки
будущих учителей, социальных
педагогов и воспитателей к работе
по
социально-правовой защите детей
и на основе народных традиций.
Практическая
значимость исследования:
разработаны
педагогические рекомендации по
организации социально-правовой защиты
детей и подростков помогут значительно
повысить эффективность работы центров
реабилитации;
обоснованные в
работе условия подготовки будущих
учителей к социально-педагогической
работе по социализации детей позволят
повысить качество профессиональной
подготовки специалистов в вузе;
выявленные формы
использования традиций народной
педагогики в подготовке будущих учителей
и воспитателей к работе по адаптации
социально незащищенных детей к условиям
окружающей жизни дадут
возможность усилить
связи общественности с центрами детской
реабилитации.
Достоверность результатов исследования обеспечена
методологической
обоснованностью исходных теоретических
положений, комплексным применением
методов научно-педагогического
исследования; охватом, системным анализом
большого количества материалов —
литературы, анкет, сочинений, собственных
наблюдений, бесед, встреч и др. результатами
опытно-экспериментальной работы.
Основные выводы конструктивного
характера опираются на анализ результатов
собственной опытной работы автора.
На
защиту выносятся следующие положения:
социально-правовая
защита социально незащищенных детей
является стержневым;
эффективность
социально-правовой поддержки социально
незащищен -ных детей значительно
увеличится, если опираться на народные
традиции в регионе.
– подготовку
социальных педагогов к социально-правовой
защите
детей необходимо ориентировать
на региональную модель реабилитации
детей,
нуждающихся в социальной поддержке.
Исследование
проводилось в три
этапа (2000-2006
гг.).
Первый
этап (2000-2002
гг.) носил поисковый характер: изучение
философской, социологической и
психолого-педагогической литературы
по теме исследования, директивных
материалов Правительств Российской
Федерации и Республики Дагестан. Проведен
анализ состояния проблемы в Республике
Дагестан. Определены объект, предмет,
цель, задачи, гипотеза исследования,
разработан рабочий план исследования.
Второй
этап (2002-2004
гг.) охватил, в основном, работу по
ознакомлению с опытом социально-педагогической
деятельности различных учреждений
(общеобразовательных, социальной защиты,
правоохранительных и др.) Дагестана по
социализации и адаптации социально
незащищенных
детей, организацию
собственного опыта по подготовке
студентов – будущих учителей – к
социально-педагогической работе с
нестандартными детьми в ходе учебной,
научной работы, а также педагогической
и социально-педагогической практики.
Третий
этап (2004-2006
гг.) был посвящен завершению опытной
работы (анализ, обобщение результатов,
математическая обработка, формулировка
выводов и педагогических рекомендаций),
апробации результатов исследования, а
также ретроспективному анализу
собственной предыдущей деятельности
по социально-правовой защите детей и
их семей.
Апробация
и внедрение результатов
исследования осуществлялась
в ходе выступлений на заседаниях кафедр
общей и теоретической педагогики,
психологии и коррекционной педагогики
Дагестанского государственного
педагогического университета, на
научно-практических конференциях
преподавателей и сотрудников ДГПУ
(2000-2006гг.), родительских собраниях в
средней школе № 15 г.Дербента РД.
Апробация основных
выводов осуществлялась в процессе
собственной” педагогической
деятельности в Даггоспедуниверситете
(лекции и практические занятия по курсам
«Социальная педагогика», «Методика*
воспитательной работы», по разработанному
авторскому спецкурсу «Методика воспитания
нестандартных детей», руководство
дипломными и курсовыми работами, а также
социально-педагогической практикой
студентов факультета иностранных языков
Дагтоспедуниверситета).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник