Социально педагогическая диагностика развития личности ребенка

Подготовила Новикова Н.А.

Диагностика личностно-социального развития школьника

Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.

В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.

Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;

Самооценка и самоотношение;

Ценностные суждения и отношения.

 Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:

Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;

Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.

Методика 1.  Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)

Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.

Вопросы для беседы с ребенком:

  1. Что ты любишь больше всего на свете?
  2. Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
  3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь.
  5. Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
  6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?

 Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в  структуре образа «Я» ребенка:

  • Опосредованное познание себя, своих возможностей;
  • Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
  • Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.

Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего  благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или  наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов.

В таблицу оформляют пять психологических характеристик:

  • Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
  • Легкость  в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
  • Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
  • Адекватность половой идентификации (все рисунки)
  • Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)

Форма протокола

№ п/п

Ф.И. ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечание

Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.

В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Определение признаков эмоционального неблагополучия

(При наличии одного такого  признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры

Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка

  • Маленькие узкие плечи;
  • Вся фигура малого размера;
  • Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной;
  • Рисунок у нижнего края листа, в нижней части;
  • Карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения

  • Выделенное в сравнении с фигурой лицо;
  • Отсутствие основных деталей лица, рта;
  • Человек нарисован схематично, из отрезков, палочек;
  • Человек и голова в профиль;
  • Руки, фигура в оборонительной позе

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

  • Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом;
  • Стирание какой-либо детали;
  • Штриховка какой-либо части фигуры;
  • Прорисована линия основания: пол, земля;
  • Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии;
  • Темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентификация

  • Одежда, атрибуты противоположного пола;
  • Фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная идентификация

  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»;
  • На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка.

1-й вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).

Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на  самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?

Анализ результатов производится в баллах:

5-я ступенька – 5 баллов;

4 -я – 4 балла;  

3-я – 3 балла;

2-я – 2 балла;

1-я – 1 балл.

Если показатели в сумме дают:

 14-15 баллов – завышенная самооценка;

От 9 до 13 баллов – адекватная;

От 8 до 3 – заниженная.

Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)

Читайте также:  Карточки для развития ребенка 1

Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В ходе наблюдения за  поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.

Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:

  • Никогда – 1 балл;
  • Редко – 2 балла;
  • Иногда – 3 балла;
  • Как правило – 4 балла;
  • Часто – 5 баллов.

По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.

Оценочная шкала означает:

2 – почти всегда;

1 – в большинстве случаев;

0 – иногда;

1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);

2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).

Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося

Фамилия, имя обучающегося _________________________

Возраст  ________________________________________

Показатели личностно-социального развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Р – Р  

Р – У

Р – С

Р –Р

Р – У

Р – С

Р – Р

Р – У

Р – С

Идет на контакт

Откликается на просьбы и замечания

Действует сообща

Принимает помощь

Устанавливает дружеские отношения

Действует под руководством

Действует самостоятельно

Проявляет инициативу

Контролирует свое поведение

Конфликтует

 Улаживает разногласия

Признает правила

Сочувствует

Подчиняет свои интересы интересам другого

Соблюдает очередь

Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями

Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.

Уважаемые родители! Вам  предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!

Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Никогда

Редко

Часто

Почти всегда

Всегда

1

2

3

4

5

6

1.Вежлив

2. Внимательно слушает другого в разговоре

3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.

4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками.

5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их.

6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей.

7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки.

8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми.

9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными  нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.)

10.Контролирует свои действия.

11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям.

12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников.

13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи.

14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится.

15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!»

16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков.

17.Принимает помощь от сверстников и взрослых.

18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому.

19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности.

20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству.

21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть.

Источник

Что такое социально-педагогическая диагностика

  1. Содержание и особенности социально-педагогической диагностики.
  2. Основные методы социально-педагогической диагностики.
  3. Социально-педагогическая диагностика детей группы риска.
  4. Социально-педагогическое изучение семьи.
  5. Содержание и особенности социально-педагогической диагностики

Диагностическая деятельность социального педагога охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность социального педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.

Социально-педагогическая диагностика включает:

  • исследование уровня социального развития подопечных, степень готовности личности активно функционировать в различных сферах системы общественных отношений, особенности ближайшего окружения детей и характер взаимоотношений, складывающихся в нем, коммуникативные навыки подопечных, а также их социометрический статус.

Социальный педагог изучает и социальную ситуацию развития ребенка, выявляет факторы социального риска, затрудняющие процесс социализации личности. Кроме того, социально-педагогическая диагностика предполагает изучение социальной инфраструктуры микрорайона для организации социально-педагогической работы по месту жительства.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога»

Принципы социально-педагогической диагностики:

В основе социально-педагогической диагностики лежат общепедагогические принципы диагностической деятельности. К таким принципам относятся:

  • принцип объективности, требующий безоценочного и непредвзятого отношения к диагностируемому;
  • принцип процессуальности, предполагающий, что социальный педагог рассматривает диагностируемые явления или качества в их развитии, фиксирует изменения объекта исследования;
  • принцип целостности, требующий  рассматривать объект изучения как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов;
  • принцип персонализации предусматривает учет при проведении диагностики особенностей социальной ситуации, в которой находится диагностируемый, опора на его индивидуальные качества личности;
  • принцип компетентности означает применение правила безопасности для испытуемого используемых методик, конфиденциальности при работе с результатами диагностики, доступности педагогу диагностических процедур и методов, обоснованности выводов, сделанных по результатам диагностики.
  1. Основные методы социально-педагогической диагностики

Методы социально-педагогического исследования- это способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социальной ситуации развития ребенка, его поведении, ценностях, взаимодействии с окружающим миром.

Группы диагностических методов в социальной педагогике:

Читайте также:  Генитальная стадия психосексуального развития ребенка

В социально-педагогической диагностике используются группы методов, заимствованные из психологии, педагогики, социологии.

К педагогической группе методов принадлежат педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка.

К числу психологических методов относят личностные опросники, тестирование, социометрию.

 К социологическим методам принадлежат опросы, анкетирование, экспертные оценки.

 К непосредственно социально-педагогическим методам диагностики относят паспортирование, социально-педагогическое документирование, социально-педагогический мониторинг.

 Исследователи выделяют в социальной педагогике комплекс методов социально-психологической диагностики, который помимо указанных выше методов включает эксперимент, метод полярных профилей, контент–анализ.

Использование метода наблюдения в социально-педагогической диагностике очень важно. Несмотря на то, что этот метод является достаточно трудоемким в применении, наблюдение позволяет собрать широкие сведения о подопечных социального педагога. Особенно значимым наблюдение является в изучении ребенка и его семьи. С помощью наблюдения социальный педагог может выявить особенности поведения ребенка в классе, в семье, специфику его отношений с родителями и педагогами, выделить определенные черты характера подопечных, уровень материального положения семьи. Наблюдение ведется в соответствии со специальным планом, где фиксируются все наблюдаемые факты, наблюдение проводится с целью накопления фактов и их дальнейшего анализа.

Требования к проведению наблюдения:

  • Этот метод может проводиться по заранее разработанной программе, где выделены цель, критерии и показатели по которым  будет осуществляться наблюдение, критериев наблюдения не должно быть много.
  • Должна быть продумана форма фиксации наблюдаемых явлений (протокол наблюдения, заметки, специальные таблицы), получаемые сведения педагог должен анализировать и сравнивать с уже полученными.

Достоинства и недостатки наблюдения:

Наблюдение в социально-педагогической деятельности имеет неоспоримые достоинства, т.к. социальный педагог может наблюдать ребенка и семью непосредственно в привычной для них среде, посетив квартиру подопечных, либо понаблюдать за ребенком в процессе обучения, на уроках, в ходе внеурочной деятельности.

 Однако, эмоциональное состояние социального педагога, его личный опыт и особенности могут повлиять на интерпретацию результатов наблюдения, присутствие педагога на уроках или посещение семьи на дому также приводит к изменениям поведения подопечных, чем обусловливает трудности наблюдения и влияет на его результаты.

Как отмечает Н.М. Борытко: «Вместе с тем следует признать, что даже грамотно проведенное наблюдение не обеспечивает в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся. Сфера наблюдения ограничена, данным методом можно изучать далеко не все. К примеру, наблюдения дают очень мало информации для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами диагностики»

В ситуациях, когда, к примеру, проблемы или недостатки воспитания, тщательно скрываются семьей, на помощь приходит метод опроса, диагностической беседы. Такую беседу социальный педагог проводит с учителями, родителями, ребенком. Беседа является методом психолого-педагогического исследования, при помощи которого можно выявить мотивационную, эмоционально-волевую сферу подопечных социального педагога, а также ценности, убеждения, интересы, отношения к окружающим людям.

Требования к диагностической беседе:

  • Социальный педагог должен четко продумать структуру предстоящей беседы;
  • Специалист должен знать как он начнет беседу и как ее закончит;
  • Социальный педагог должен продумать примерный перечень вопросов, которые он затронет в беседе. Желательно записать эти вопросы, чтобы воспользоваться в ходе беседы.
  • Многие исследователи советуют избегать чрезмерной формализации беседы, которая может повлиять на снижение интереса к ней.

Метод анкетирования в социально-педагогической диагностике:

Анкетирование также  является самым распространенным методом диагностики в социально-педагогической деятельности. Как метод сбора информации путем письменного опроса респондентов, анкетирование является наиболее эффективным и гибким способом получения и обработки данных. В анкетах используются вопросы о социально-демографических аспектах подопечных (пол, возраст, образование, профессия, тип семьи), о фактах сознания (выявление мнений, планов на будущее, ожиданий), о фактах поведения (поступки, действия,  результаты деятельности), об уровне информированности в какой-либо области (игровые ситуации, знание конкретных событий, фактов).

Виды анкет:

Открытая анкета содержит вопросы без вариантов ответов. В закрытой анкете приводятся варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный. Полузакрытая или смешанная анкета предполагает наличие как вариантов ответа, так и возможность дать самостоятельный ответ.

Например, школьные социальные педагоги могут использовать анкеты: «О состоянии здоровья школьников», «Анонимная анкета о выявлении агрессивного поведения обучающихся», «Я и мои друзья», «Я и мой класс» и др.

Метод паспортирования в социально-педагогической диагностике:

Паспортирование является «родным» методом диагностики в социально-педагогической работе.

Социальному педагогу приходится использовать разные виды паспортов в своей работе. Это- социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, социальный паспорт семьи, паспорт неформальной подростковой группы.

Социальный паспорт класса составляется классным руководителем и сдается социальному педагогу, который анализирует информацию и составляет на основе  данных паспортов классов социальный паспорт школы. Социальный паспорт класса составляется 2 раза за учебный год и содержит информацию о месте работы родителей, домашнем адресе, количестве детей из многодетных, неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, количестве детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой, состоящих в органах системы профилактики и на внутришкольном учете.

Социальный паспорт школы может включать информацию ооб учителях и специалистах, работающих в школе, общем количестве обучающихся, количестве детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, получающих бесплатное питание, количестве детей, обучающихся на дому,  количество детей «группы риска», количестве детей, состоящих на учете ВШУ, ИДН, наркологическом кабинете. Также паспорт школы может включать данные о кружках и секциях, работающих в школе.

3. Социально-педагогическая диагностика детей «группы риска»

Принципы изучения детей и подростков «группы риска», которые неразрывно взаимосвязаны и предполагают:

  • изучение индивидуальных особенностей детей в системе многочисленных связей и разнообразных отношений;
  • объективность;
  • диалектичность и динамичность личности;
  • педагогический оптимизм.
Читайте также:  Центр развития ребенка азбука в иркутске

Диагностика ребенка «группы риска» имеет несколько задач:

  • выявить наиболее благоприятные для обучения и воспитания особенности и возможности ребенка;
  • вскрыть недостатки его личности и дефекты организма;
  • определить эффективность используемых средств его обучения и воспитания.

В процессе изучения взаимоотношений учащегося с микросредой выявляются самые общие оценки личности:

  • поведение учащегося вполне соответствует микросреде, его развитие обусловлено этим микросоциумом;
  • поведение учащегося выше, лучше моральных условий его микросреды;
  • поведение учащегося ниже нравственного уровня его микросреды.

Социально-педагогическая диагностика детей «группы риска»:

Можно использовать следующие методики:

  • Опросник для родителей Т.М. Ахенбаха
  • Опросник для учителя Т.М. Ахенбаха.
  • Опросник для детей 12-18 лет Т.М. Ахенбаха;
  • Опросник для учителей М.В. Бодунова;
  • Карту наблюдений Стотта;
  • Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей.

Опросник Томаса Ахенбаха, направленный на диагностику девиантного развития у детей 4-18 лет  представляет собой стандартизованный опросник, созданный как инструмент, измеряющий степень отклонения различных типов детского поведения от  адаптивных возрастных норм. Опросник может проводиться в трех формах: для родителей, для учителей, для подростков.

Карта Д. Стотта – это систематизированное наблюдение за поведением ребенка с целью установления трудностей в поведении и адаптации. Карта состоит из описания фрагментов поведения, которые группированы в 16 синдромов нарушения развития:

  • недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
  • депрессия;
  • уход в себя;
  • тревожность по отношению к взрослым;
  • враждебность по отношению к взрослым;
  • тревожность по отношению к детям;
  • недостаток социальной нормативности; 
  • враждебность по отношению к другим детям;
  • неугомонность;
  • эмоциональное напряжение;
  • невротические симптомы;
  • неблагоприятные условия среды;
  • умственная отсталость;
  • сексуальное развитие;
  • болезни и органические нарушения;
  • физические дефекты.

Заполняет “карту наблюдений” учитель или другой хорошо знающий ребенка человек, от которого требуется только подчеркнуть соответствующие поведению ребенка фрагменты. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий “коэффициент дезадаптированности по сумме баллов по всем синдромам

Анкета для учителей М. В. Бодунова

Анкета содержит раздел оценки учителем успешности ученика (средние годовые и полугодовыечетвертные оценки; средние оценки за год по гуманитарным и точным дисциплинам) и раздел экспертной оценки степени выраженности личностных особенностей ученика. В анкету входит перечень следующих свойств личности:

  • активность;
  • общительность;
  • эмоциональность;
  • уровень умственного развития;
  • доброжелательность;
  • добросовестность;
  • настойчивость;
  • отвлекаемость;
  • тревожность;
  • импульсивность;
  • робость.

Выраженность этих свойств учитель оценивает по семибалльной шкале. По степени выраженности признака каждая группа разделяется на подгруппы со слабой, средней и сильной выраженностью. В группу со слабой выраженностью входят дети с оценкой по шкале в 1 – 2 балла. Среднюю группу составляют дети с оценкой  3 – 5 баллов. Группу с высокой выраженностью признака составляют дети с оценкой 6 – 7 баллов.

4.Социально-педагогическое изучение семьи

Целью социально-психологического изучения семьи социальным педагогом является установление семейного диагноза – выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении семейной проблемы, дисфункции, расстройства, а также выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит решение проблемы и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода работы с семьей.

Диагностика семьи имеет свои трудности:

 Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Отсутствием единого подхода к пониманию сущности и структуры семьи, ее проблем. Пока не выработана единая теория, которая могла бы стать основой для социально-психологического исследования семьи, вместо нее имеется значительное количество психологических школ, течений и направлений с различными, нередко трудносопоставимыми подходами.

Скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье событий, их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Показаниями к социально-психологическому изучению семьи могут служить:

  • наличие разнообразных нарушений в семье: острые семейные конфликты, массивные нарушения коммуникации, семейная дисфункциональность, психическая травматизация личности в семье;
  • отклонения в поведении ребенка, его социально-психологическаядезадаптация;
  • неспособность семьи самостоятельно справиться с проблемами, обусловленными воздействием неблагоприятных социальных факторов;
  • обращение членов семьи за помощью к социальному педагогу.

В практике диагностики семьи используют общие и специальные методы социально-психологического исследования семьи.

К общим методам относятся наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

К специальным относятся методики позволяющие изучить семью в целом или отдельные аспекты ее жизнедеятельности.

Общую информацию о семье позволяет собрать «Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей»

На выявление особенностей воспитания ребенка в семье направлены три известные методики: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, опросник  «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера.

Для определения взаимотношений в семье, получения информации о восприятии ребенком других членов семьи и своего места среди них, чаще всего используется методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана

Для изучения общей эмоционально-психологической атмосферы семьи можно использовать методику Э.Г. Эйдемиллера «Типовое состояние семьи» .

Методика «Экокарта», позволяет выявить место изучаемой семьи в социуме, ее внешние и внутренние ресурсы. Цель методики – схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений, эмоциональные и материальные ресурсы семьи могут быть наглядно представлены с помощью этой методики

Источник