Социально личностное развитие ребенка в семье

Юлия Новикова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Аннотация. В статье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников в условиях взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, социально-личностное развитие, социально-коммуникативное развитие, педагогическая деятельность, дошкольное образование, игровая деятельность.

Социальное развитие (социализация)процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из:

• трудовых навыков;

• знаний;

• норм, ценностей, традиций, правил;

социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет высокие требования к уровню сформированности социально-коммуникативных качеств личности ребенка. Современное общество нуждается в активных, инициативных, коммуникабельных личностях, способных на самостоятельные поступки и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующих с окружающим миром.

Комплексные исследования последних лет (Г. М. Андреева, Ю. Н. Галагузова, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и потребность инноваций в процессе педагогического управления им. Выготский Л. С., в теории культурно-исторического развития психики, обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2, с. 103].

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е. А. Аркина, Л. Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В. В. Абраменковой, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Целью нашей работы является: исследование эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в вопросе социально-личностного развития дошкольников.

Социализация личности начинается с первых лет жизни. В раннем возрасте, в процессе взаимодействия с близкими ему взрослыми ребенок постигает первые уроки социализации, формируются начальные представления об обществе, правилах поведения в социуме. Семья является главной общественной площадкой, на которой непрерывно происходит передача социальных и культурных ценностей, формируются первичные моральные и нравственные качества личности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. О. В. Солодянникова отмечает, что ребенок перенимает от родителей множество личностных смыслов, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности. Однако данные представления о мире и себе не всегда являются для него конструктивными. В ситуациях неправильного взаимодействия родителей с ребенком (например, без учета его личностных особенностей) у него возникает негативный образ себя, вследствие чего искажается и его мировосприятие [7,38].

Первым институтом социализации для ребенка является детский сад. Именно в дошкольном учреждении ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Дошкольное образование в Республике направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста[1, п. 1.8]. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» нацеливает педагогов ДОУ на формирование у дошкольников представлений о нормах и ценностях, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников [2,22].

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Опираясь на возрастные особенности дошкольников педагоги ДОУ проводят целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию социально-коммуникативныхкачеств и потребностей ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс имеет большую эффективность при расширении использования в работе с дошкольниками игровой деятельности. Так как именно игровая деятельность позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать больше условий для проявления им самостоятельности, активизации его познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности [5,477].

Читайте также:  Рост и развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется:

Развивается мотивационно – потребностная сфера;

• Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;

Развивается произвольность поведения;

Развиваются умственные действия.

К сожалению, из результатов анкетирования, индивидуальных бесед мы можем сделать вывод, что родители, имеют слабое представления о ценности игры, в силу каких-либо причин сами они редко играют с детьми дома. Главной задачей дошкольного образования родители видят в обучении детей, как можно раньше, счету и чтению. А. С.Макаренко отмечал: «у ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра». Принятие родителями этого высказывания как истины, как девиза для совместной деятельности с детьми, Является

Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.

К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:

• открытость детского сада для семьи;

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах.

Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, взаимоуважения, признания роли каждого из участников воспитательного процесса в становлении и развитии личности ребенка.

В нашем дошкольном учреждении используются различные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников:

• Наглядная пропаганда. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки, в которой организован родительский уголок. Информационное наполнение уголка яркое, привлекающее внимание. Педагоги ДОУ регулярно обновляют консультативную информацию,создают стенды: «Наше творчество», «Наши достижения», фото отчеты проведенных совместных мероприятий и акций.

• Родительские собрания проходят в группе, используются различные формы организации (круглые столы, педагогические гостиные). Так на февраль текущего учебного года в нашей группе (1 младшая группа) запланировано родительское собрание, в ходе которого родителям будет предложено поиграть в сказку «Мишка в детском саду». Целью проведения театрализованной игры является снижение тревожности родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ.

• Дни открытых дверей у нас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

• Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместный досуг (Веселые старты, День Нептуна, Новогодняя сказка и др., где последние выступают полноправными участниками. Родители принимают активное участие в пошиве костюмов, изготовлении декораций, большая работа проводится по разучиванию стихов, песен, изготовлению подарков. С большим удовольствием все большее количество родителей принимает участие в районных конкурсах рисунков, творческих работ и др. Нами была организована и проведена экологическая акция «Берегите птиц!» в ходе которой родители совместно с детьми изготавливали из бросового материала кормушки для птиц.

• Так как современные родители не на минуту не выпускают из рук всевозможные гаджеты, мною было принято решение о создании консультативной, информационной группы в интернет ресурсе ВКонтакте, что способствует сплочению и неформальному общению родителей.

Семья и дошкольное учреждение – это два кита, совместная эффективная деятельность которых способствует успешному социально-личностному развитию ребенка.

Ни один человек не рождается готовым членом общества. Несформированная в дошкольном возрасте социальная компетентность может привести к отчужденности, тревожности, низкой успеваемости в школе, эмоциональной глухоте, враждебности, агрессивности, применению физической силы. Поэтому только грамотно спланированная совместная работа педагогического коллектива и родителей воспитанников по социализации дошкольников способна дать плодотворные результаты.

Наша общая задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Источник

Татьяна Гицевич
Влияние семьи на социально-личностное развитие дошкольников

Самые лучшие дети бывают

у счастливых родителей.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад – две сферы жизни ребёнка. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка до года

В начале пути рядом с ребёнком находятся самые главные люди в его жизни- родители.

На определённом этапе пути ребёнок поступает в детский сад. Детский сад первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, содержательную жизнь, то это, конечно, ему на благо. Взаимоотношения”детский сад- родители”, самые нелёгкие. Это пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня.Так как контингент родителей в детском саду разный: по социальному уровню, образованию. Немало семей, где родители принимают активное участие в жизни и воспитании ребёнка, видят преимущество детского сада в том, что там их чадо получит опыт, научится дружить, приобретёт основы коллективизма, подготовиться к учёбе и к школе.

Есть категория родителей, которые ведут себя отчуждённо. Ощущается потребительское отношение к саду. Такие родители считают, что детский сад- место, где обязаны по долгу воспитывать их детей.Иногда некоторые мамы спрашивают: “У вас есть в группе трудные дети?”Отвечаю:” Трудных нет, но некоторые просто несчастны”. И в этом есть вина семьи. Так как за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность.

Педагоги прошлого (Я. А. Коменский; К. Д. Ушинский и др.)были убеждены, что главными воспитателями ребёнка являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребёнка, педагоги должны предоставить специальные пособия и дидактические материалы. Нельзя говорить ни о каких новых конструктивных формах сотрудничества семьи и детского сада, пока детский сад будет оставаться “закрытым для родителей”. Опыт нашего сада убедил в том, что одной из исключительно важных форм осуществления контакта с семьёй является индивидуальная работа. Именно благодаря индивидуальному общению и подходу к семьям детей, намного легче наметить пути педагогического воздействия на ребёнка, завоевать авторитет и создать благоприятные условия для взаимопонимания и развития.

Важно определить положение ребёнка в семье. Это можно сделать через его рисунки по темам” Мой дом”, “Моя семья“.

В нашей практике используется тема”Нарисуй семью животных“.Ведь на вопрос:”Кого ты больше любишь: маму или папу?”, ребёнок обычно уходит от ответа. И поэтому уместно провести анализ рисунков. Этот конкурс- тест можно провести и с родителями.

Из жизни ребёнка в детском саду родителей в первую очередь интересует питание, сон, поведение, успехи на занятиях. Помощь, которую желали бы получить родители от воспитателей, заключается в консультировании по проблемам развития и обучения ребёнка, а также в подготовке ребёнка к школе. Поэтому мы в своей работе планируем на учебный год беседы, консультации и др. Выставляются наглядные формы в виде тематических стендов. Оформляются фотовыставки,например:”Поделись улыбкою своей”, “Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья”, “Вместе весело играть”, “Мои родители- первоклассники”, “Мой папа солдат”,”Моя мама самая лучшая (красивая, весёлая, добрая, умная и т. д. ,и т. д. Успешно внедряем форму проведения родительских собраний “Пресс-конференция”, где принимают участия не только воспитатели, но и специалисты, связанные с проблемами детства (психолог, логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель). Мы отказались от лекционной формой проведения, и стараемся сделать их динамичными, вовлечь каждого родителя в обсуждение поставленных проблем. Новой формой работы, которая помогает формировать социально- личностные качества, является”День открытых дверей”. В этот день царит атмосфера доброжелательности. Приобщение семей к добрым делам играет большую роль во внутрисемейных отношениях и воспитании. Совместно изготавливаем поделки, атрибуты для игр и праздников. Перед новогодним праздником устраиваем” Мастерскую Деда Мороза”, где вместе мастерим украшения для группы. Эффективно проводим семейные клубы-“Игротека”.Это яркое, динамичное мероприятие, где проводятся конкурсы, игры, чаепития. Пробуем внедрить “Дни здоровья”, то есть организовать выходы в парк, на природу. Устраиваем дни волонтёров. В рамках программы проводится “обживание” группы в начале года, завершающееся новосельем. Родители приходят с подарками и поздравлениями. На сегодняшний день можно сказать, что уже сложилась определённая система сотрудничества с семьёй. Это помогает развить у детей социально- личностные качества. Показателем уровня развития ребёнка являются внутрисемейные отношения, что определяет готовность детей к обучению в школе и последующее их развитие.

Литература.

1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. -М. “Владос”,2014. 2. Немов Р. С. Психология. – М.:”Владос,2013.

3. Программа и руководство для воспитателей старшей группы детского сада. -М. “Просвещение”2013.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Пособие для работников ДОУ. -М.:”Аркти”2014.

Источник

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Сама по себе социализация направлена не столько на обучение, сколько на воспитание личности, приобретение социальных навыков.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Читайте также:  Психическое и физическое развитие ребенка на первом году жизни

Проблема социально-личностного развития и воспитания дошкольников – один из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.  

Обязательный минимум требований к социально-личностному развитию воспитанников:

  • Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
  • Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь свое личное мнение, выбирать друзей, игрушки, вид деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, взглядам, желаниям;
  • Приобщению детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами своих мнений и действий;
  • Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражений собственных переживаний;
  • Формирование у детей социальных навыков – освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно.

  • Сбор информации об индивидуальных личностях особенностях воспитанников;
  • Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • Систематическая работа по социально-личностному развитию;
  • Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой предлагает реализовать решение задач социально-личностного развития воспитанников в следующих образовательных областях: «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Педагоги должны ясно понимать, что при планировании любой деятельности с детьми необходима максимальная интеграция всех 10 областей. Современный подход к развитию воспитанников требует новаторства, повышенной ответственности и гибкого подхода приобщении детей к общепринятым нормам.

Необходимо исключить из практики нравственный формализм, когда знания расходятся с практикой взаимоотношений детей с окружающими людьми. Дошкольник активно в мир социальных отношений, приучается их выполнять. Происходит это в соответствующих возрасту видах деятельности.

Организуя игру, труд, общение детей, приобщая к безопасному поведению, необходимо создать максимум для регуляции отношений со сверстниками, воспитание у детей личностных качеств.

Решению задач социально-личностного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Существенное значение имеет эмоциональная регуляция поведения соответствующего нормам морали.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников  играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, специалистов. Воспитатели формируют  представления детей о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социально партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы  с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники, но и конечно же должен работать сайт и блог ДОУ.

МБДОУ – детский сад № 42 «Лукоморье» активно участвует в экспериментальной деятельности. Первый эксперимент по программе «Здоровье творение» основной целью предполагал сохранение и восстановление здоровья. Уже в 2008 году штат ДОУ дополнили ставки педагога-психолога, социального педагога.

С этого периода начались наши первые шаги по социализации детей ДОУ. Уже в те годы мы понимали необходимость решения этой задачи. Социальный педагог в тесном контакте с педагогом-психологом организовали кружок «Социально-психологическая адаптация детей в окружающем мире», в которых красной нитью проходило направление: забота о здоровье и социально-эмоциональном развитие.

Министерства образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

Кафедра педагогики начального и дошкольного образования

    «Актуальные проблемы социально-личностного развития дошкольников»

Работа выполнена

 студенткой 2 курса

заочного отделения

педагогического факультета

 Мешковой Оксаной Валерьевной

г. Орехово-Зуево

2014г.

Источник