Социально личностное развитие ребенка в процессе игры

Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить в совместной деятельности и общении с другими людьми. Значительную роль в социально – личностном развитии дошкольников, отводим игровой деятельности, и считаем, что через игру, можно  обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Анализирование  проблемы позволяет мне выдвинуть гипотезу, что социально – личностное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно, в процессе игровой деятельности.

Цель: развивать социально – личностные отношения между детьми в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  • формировать у детей чувство собственного достоинства и своих прав;
  • формировать социальные навыки: умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации;
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к окружающему миру;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • создать предпосылки для активной игровой деятельности;
  • раскрыть творческий потенциал детей.

 Социально – личностное развитие включает в себя такие аспекты, как положительное отношение к себе, другим людям, к окружающему миру и т.д.

Опираясь на типовую программу Васильевой, подобрала ряд наиболее интересных занятий и игр для социально – личностного развития детей. Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Роль игры в жизни детей», с демонстрацией наиболее интересных и занимательных игр, наглядного материала, познакомила родителей с развивающей средой группы, предложила консультации, темы для беседы и игровые тренинги для проведения игр в домашних условиях. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Очень важной частью работы по формированию социально – личностного общения между детьми, являются психологические игры и доверительные беседы. Цель которых, двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности, развитие умения понимать настроение друг друга, умение слушать собеседника, умение соблюдать дистанцию общения. Например, в играх «Дружная семья», «Угадай – ка», «Комплимент», «Ласковое имя» – закрепляются умения невербального общения, развивается чувство близости с другими детьми. Например, в доверительных  беседах «Что такое обида?» или «Почему человек злится?» у детей формируется адекватная оценка негативных поступков, дети учатся выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.   Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями, способствуют становлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формировании потребности в общении, формировании чувства общности.

При совместных играх детей главной целью является установление партнёрских отношений, развитие навыков общения, формирование адекватного восприятия как действительности и других людей, так и себя. Совместные игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам, согласовывать свои действия с действиями ровесника. В таких играх ребёнок учится управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, проявлять уважение к говорящему, сравнивать своё мнение с мнением собеседника, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли, ориентироваться в ситуации общения, договариваться, планировать свои действия, уступать. Необходимо предоставлять детям больше свободы в организуемых играх, поддерживать их инициативу.

Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации.Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений, стихотворений, рассказов, сказок.Играть можно с театральными куклами, с плоскостными и объёмными игрушками, использовать костюмы, маски, декорации, пальчиковый театр, и даже самодельные пластилиновые фигуры, в которых ребёнок действует за этого персонажа и изображает интонации эмоциями, мимикой, жестами, создавая конкретные образы.

Читайте также:  Потешки и стишки для развития речи ребенка

Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни, это готовый пример поведения, решения сложных ситуативных задач. Со сказочными героями дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Ребёнку легче представить себя в роли животного, потому что сказочный мир  животных более доступен пониманию ребёнка. Такие игры дают возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, воинов, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Так же предлагаю детям игры – импровизации, сказки и рассказы с открытым концом, где дети могут самостоятельно разыграть сюжет без предварительной подготовки. Такие игры требуют от детей совместный выбор темы, обсуждения, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами, развивает у детей чувство ответственности за другого человека, умение договариваться, устанавливать новые контакты, считаться с мнениями, желаниями и взглядами сверстников.

Предлагаю детям импровизировать на темы взятые из жизни(смешной случай, интересное событие, хорошие поступки), через которые развивается положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная социальная компетентность детей. Подготовила и провела серию занятий на тему «Добрые дела». Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков, как положительных, так и отрицательных образов.

Социальные роли – любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности с помощью различных средств выразительности. Дошкольники могут самостоятельно распределять роли, проигрывать их, использовать нужные атрибуты. Основная задача каждого ребёнка по согласованию с партнёром определить своё место в последовательности действий, выполнять свои действия в нужном ритме и темпе, что развивает способности детей к согласованию целей, к осуществлению  взаимоконтроля и коррекций действий, а так же умение понимать состояние и мотивы поступков других. Это в дальнейшем поможет ребёнку грамотно строить свои взаимоотношения с партнёрами, сверстниками и взрослыми.

Социально – личностному развитию способствуют так же подвижные и хороводные игры. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании, обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, договариваться на языке действий, чувствовать состояние сверстника. В таких играх создаются оптимальные условия для развития  у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Таким образом, в процессе создания и реализации игрового замысла дети получают полное представления об окружающем мире, конфликтные ситуации принимают конструктивные решения.

Поэтому игры необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Источник

Ирина Красильщикова
Социально-личностное развитие детей через игры

Статья на педагогическую тематику.

Статья. “Социально – личностное развитие детей через игры

Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска “Детский сад №244 комбинированного вида”

Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.

Цель: развитие навыков общения детей через игры.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства. Детский сад – начало социальной жизни ребёнка. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков.

Читайте также:  Показатели психофизического развития ребенка таблица

Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет Игра. Игра является наиболее эффективным средством укрепления уверенности ребёнка в себе, понимании им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Решение задач социального развития ребёнка в сюжетно- ролевой игре предполагает тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родители могут знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, взаимоотношениями людей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры детей, так как до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Присмотритесь,как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игра даёт возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагогам необходимо использовать коммуникативные игры по типу «Утро добрых встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые события дня. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям работа педагога с воспитанником реализуется через:

дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку). Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют дидактические игры природоведческого содержания. Развитиюкоммуникативной компетентности ребенка способствуют: специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п., а также игры – драматизации, театрализованные игры. Для развития социальных навыков у детей работа педагогов строится через: проведение дидактических игр (выбери что правильно, а что неправильно, игр – тренингов “Спасаем друзей”, специальных игр на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.

Важную роль в социально – личностном развитии воспитанников играют подвижные игры, которые являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Целью всех данных игр является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим. Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.

Источник

Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до… » Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило – не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Читайте также:  Если ребенок левша задержка в речевом развитии

Игра “Волшебные конфеты”. Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

«Головомяч». Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их  головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Игра «Встаньте все те кто…» Ведущий дает задание:”Встаньте все те, кто …

– любит бегать,- радуется хорошей погоде,

– имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

–  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): – Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

–  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

– Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 «Художник слова». Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет – его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

 «Я  хороший – я  плохой». Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

 «Найди друга». Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг   найден,   игроки   меняются   ролями.

 «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников    игры.    Ведущий    раскидывает    рукавички   с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Рычи  лев,  рычи;  стучи,  поезд,  стучи». Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,  пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче,   изображая  при  этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,   и  все  валятся  на  пол.

 «Прогулка  по  ручью». На полу  мелом  рисуется  ручеек,   извилистый,   то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему,  расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся  – попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

 «Поводырь». В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Мы хорошие». Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.

Источник