Социально личностное развитие ребенка методы и приемы
Выступдение на региональном семинаре
«Методы личностного развития дошкольников».
Методы личностного развития дошкольников.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Основная цель педагогов– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Социализация через игру
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Другие социальные факторы развития ребенка
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Актуальность. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в слож-ном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая ихинтересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.
В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.
Концепция модернизации Российского образования подчёркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
В процессе реализации опыта прогнозировала:
приобретение детьми социального опыта, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки.
овладение навыками толерантного поведения в обществе, что является основой поведения в старшем возрасте.
развитие интереса дошкольников к истории родной семьи и страны;
повышение уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ по данной теме;
увеличение процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы в частности;
расширение творческих способностей педагогов;
Являясь приоритетным в работе социально – личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования.
В последние годы широко использую программы:
1. «Я- человек» (С. И. Козловой и др.)
2. «Основа безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркиной)
3. На будущее планирую работу по программе «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгера)
Исходя из материалов программ запланировала следующие цели и составила план работы по направлению:
– Создавать условия для полноценного социального развития;
– Продумывать виды и формы педагогической деятельности по образовательным областям, в том числе специальные мероприятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, потребность в сопереживании;
– Определять уровень развития каждого ребенка на основе диагностик.
Следует отметить, что социально – личностное развитие происходит успешно при условии его включения в различные моменты образовательного процесса (НОД, совместная деятельность воспитателяребенкасамостоятельная деятельность детей и при работе с родителями) .
Кроме этого разработала технологическую карту мероприятий, которая позволяет учесть в течении дня всю запланированную деятельность.
Большое значение в работе в становлении личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
В работе с детьми использую сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно и грустно (сказка «Как грузовичок друга искал») ; что нужно быть вежливым (сказка «О не воспитанном мышонке») ; рассказы (Л. Толстого «Два товарища», К. Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно», А. Барто «Вовка добрая душа», Н. Калинина «Разве так играют? ») .
Учу детей постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Весь этот материал берём из сказок, фольклорных и литературных произведений и повседневных, бытовых жизненных событий. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, в выполнении игровых упражнений, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими. Основной вид деятельности ребёнка – это игра. И посредством детской игровой деятельности удовлетворяем важнейшие социальные потребности ребёнка: самостоятельность, инициативность, умение играть рядом, договариваться и так далее. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального игрового мира – это основное достижение игры, такие игры как «Моя семья», «В гостях», «Магазин игрушек», «Супермаркет», «Дом моделей» и так далее.
Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учу детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, умозаключения, такие как «Подумай, отгадай», «Кто больше знает», «Ответь на вопросы», «Как Буратино стал вежливым» и так далее.
С багажом знаний полученным в результате проведённой деятельности у ребёнка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно зашагает по жизни.
Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно. Основная наша цель – помочь детям войти в современный мир.
Педагогические технологии социально-личностного развития детей осуществляю поэтапно:
Начала свою работу со сбора информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;
перспективное планирование работы;
систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.
В группе создано воспитательно-образовательное пространство, в котором дети умеют и любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельны в выборе деятельности и партнёров.
В своей работе в нашей подготовительной группе наибольшей эмоциональный отклик находят у ребят такие ситуации как:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-личностного развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать? »
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Были организованы ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку».
4. Ситуации типа «Мы дружим со школьниками»
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».
5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Как правило социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению.
Таким образом, реализация задач раздела «Социально-личностное развитие» играет значительную роль в развитии личности дошкольников и готовит его для перехода в школу.
Мы делаем всё, чтобы наши дети шли по жизни с открытым сердцем и живым умом, с добром и уважением, стали патриотами нашей планеты Земля.
Спасибо за внимание.
Используемая литература:
1. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.
2. О социализации дошкольников // Дошкольное воспитание, №4/2006.
3. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006.
Источник
Формы и методы работы по формированию социально-личностного развития дошкольников.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Ребёнку дошкольного возраста необходима квалифицированная помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социально-личностное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Современное общество требует инициативных молодых людей, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Задача педагогов дошкольных учреждений – правильно и умело помочь детям приобрести социальные навыки.
Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями.
Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является городская библиотека «Радуга». Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей стала причиной сотрудничества детского сада с библиотекой. Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки мы обговариваем в начале каждого года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты.
Начиная со старшей группы мы водим детей в библиотеку на экскурсию, на тематические мероприятия по ПДД. Сотрудники библиотеки проводят для наших воспитанников всех возрастных групп тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей с тем или иным писателем. Прошли такие занятия как: «По страницам книг А.Барто», «Путешествие по сказкам», «Знакомство с русскими былинами», «Сказки В.Сутеева». На этот год запланированы тематические мероприятия: «С чего начинается Родина?», «Знакомство с русской матрешкой», «Книга-наш друг».
Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств №10». Воспитанники этой школы приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших деток с игрой на таких инструментах, как баян, аккардеон, фортепиано, гитара, домра. Вместе мы проводили конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Наши дети читали стихи, а воспитанники музыкальной школы исполняли музыкальные номера.
Третий год мы участвуем в конкурсе рисунков «Я рисую музыку», которую организовывают педагоги школы искусств. В этом году больше 20 наших детей были призерами этого конкурса. Наши дети ходят в школу искусств на экскурсии, в ходе которых им показывают концерты исполнителей вокалистов.
Каждый год педагоги школы искусств проводят мероприятия с детьми и родителями «Развитие музыкальных способностей ребенка». Такие мероприятия мы организовываем с целью выявления музыкальных способностей детей, многие наши воспитанники посещают музыкальную школу.
Ближайшим социальным партнером для нас является и СОШ №120. Каждый год ребята из подготовительной группы ходят в школу на экскурсию. Педагоги школы готовят для них занятие, проверяя готовность детей к школе, спортивные состязания, проводят по школе экскурсию.
Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами и уже начиная со средней группы мы работаем по программе «Здравствуй, музей!», сотрудничая с музеем имени Врубеля, с Омским государственным историко-краеведческим музеем, с Государственным областным художественным музеем «Либеров-центр». Педагоги посещают семинары, посвященные методике работы по этой программе. Во всех группах дети работают в рабочих тетрадях, рассчитанные на возрастные категории детей. Также сотрудники музея проводят выездные занятия на базе д/с. В каждой возрастной группе своя тематика занятий: «Сказочный мир Васнецова», «Мы по городу идем», «Ребятам о зверятах», «Морской пейзаж в картинах Айвазовского», «Знакомьтесь: художник. Профессия «художник». Язык изобразительного искусства. Известные омские художники», «Путешествие в страну мамонтов». О животных ледникового периода, обитавших на территории Омского Прииртышья», «Как рос и строился Омск». Знакомит детей с историей основания первой Омской крепости и ее основателях». Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети выполняют различные задания по изобразительной деятельности.
Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные сотрудниками музея помогают расширять представления дошкольников об искусстве, учат видеть и любить прекрасное, закладывают основы эстетики.
Неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому другим направлением работы по социально-личностному росту дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
В работе по социально-личностному развитию дошкольников и сотрудничеству с родителями мы применяем наряду с традиционными и нетрадиционные формы работы, в первую очередь это-досуговые мероприятия.
Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми, среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми.
В прошлом году родители проводили тематические занятия о своих профессиях.
Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. Проведение таких досуговых мероприятий помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Как правило в массовых досуговых мероприятиях у нас принимают участие все дети и большое количество родителей. Каждый год проходит традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводят не только воспитатели, но и родители.
Для нашего сада стала традиционным и проведение военно-патриотической игры «Зарница», где проводят игры с каждым отрядом папа-военный.
Данная деятельность направлена на:
1) Сплочение семьи
2) Приобретение родителями и детьми опыта совместного культурного досуга и позитивного общения
3) Формирование социального развития детей
4) Развитие коммуникативных навыков детей
5) Создание условий для проявления творческого потенциала детьми и родителями
Каждый год проходит также «Осенняя ярмарка» с народными играми, песнями, частушками. Самые яркие впечатления по опросам детей и родителей оставил Флешмоб к Всемирному дню здоровья, который танцевали на закрытии спартакиады дети, воспитатели, родители.
Одной из форм работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в нашем детском саду является проведение «Недели открытых дверей». Родителям было предложено стать не просто сторонними наблюдателями образовательного процесса, а быть активными участниками. В эту неделю родители проводили утреннюю зарядку, непосредственно-образовательную деятельность. Совместная работа сближает воспитателей и родителей, родителей и детей. У многих родителей открываются таланты и способности, о которых те и не подозревали. Атмосфера становится более доброжелательной. Родители начинают проявлять интерес к жизни группы, к результатам и продуктам детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Неделя открытых дверей прошла успешно, это позволило нашему детскому саду стать еще более открытым для родителей и общественности. Еще более укрепились доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Мы считаем, данная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста способствует достижению поставленной цели- успешной социализированности ребенка в обществе.
7
Источник