Социально личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

– НОД;

– совместная деятельность воспитателя с детьми;

– совместная деятельность детей;

– индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра – это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр – игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс – игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс – народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения – контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки  развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы  предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения»,    «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Источник

              Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит  через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие

 Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.
При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте  ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

 Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Источник

Пояснительная записка.

Разработка проблемы становления  внутреннего мира ребёнка  в педагогической науке и практике получила сравнительно недавно.  Долгое время главными критериями и ориентирами  успешности педагогической работы с ребёнком были уровень развития детей, степень овладения ими  знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки  новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир.     Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни  делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Необходимо отметить, что наряду с ориентацией  на приобретения знаний характерной особенностью образования  дошкольников являлась его ярко выраженная социальная направленность. Воспитывая с ранних лет в ребёнке коллективиста, мы тем самым пытались противостоять естественным процессам  формирования психики, концентрации сознания ребёнка  на собственных нуждах и потребностях. Противоречия между биологическими и социальными началами в человеке обуславливают возникновение движущих  сил для  его развития.  По мере освоения  человеком социальной действительности, накопление социального опыта происходит  становление его как субъекта. Однако на ранних  онтогенетических этапах  приоритетной  целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать этого в воспитании нельзя. Результатом противодействия природной сути ребёнка  может стать её подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен строить воспитательный процесс не вопреки  возрастным особенностям( приобретениям) детей, а с учётом их Это понимание в  определённой мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребёнка представлений о себе, Своём сущностном «Я».

            В первые семь лет ребёнок проживает  три основных периода  своего        развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом      навстречу  общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Ребёнок не оказывается перед окружающим миром один на один.  Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение.

Ребёнок развивается, не пассивно  воспринимая от взрослых  информацию о себе, а главным образом  в процессе  деятельности, общения.

       Поведение дошкольника, так или иначе,  соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.  Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способности приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.

      В процессе взаимодействия с  внешним миром дошкольник, являясь  активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.

      Основой построения программы является её ориентация на  природную любознательность дошкольника,  в том числе на его интерес к себе, восприятие ребёнка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

ОСНОВНЫЕ    РАЗДЕЛЫ  ПРОГРАММЫ.

 Учитывая вышеизложенные особенности, программа поэтапного социально- личностного  развития ребёнка – дошкольника, его движение по пути самопознания  представлена  в следующих разделах:

        1. Я среди других.

        2. Что я могу.

        3.  Я и другие.

Базисной для всех этапов  является идея: « К познанию мира – через познание себя».

     Раздел «Я среди других». Решается задача  познания ребёнком  себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них.

     Раздел « Что я могу?»  Представлены игры, занятия и тренинговые  упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

     Раздел « Я и другие». Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребёнком  своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных  социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребёнку нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я- концепции».  

Источник