Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Социально личностное развитие ребенка 4 лет thumbnail

Консультация для родителей «Личностное развитие дошкольника 4-5 лет».

В начале моего выступления хотелось бы сказать о понятии личность и дать ему определение. Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение. Отметим, что практически все исследователи сходятся во мнении, что развитие личности напрямую зависит от влияния социальной среды, т.е. жизни среди людей. Человеческие особенности передаются ребенку путем социального наследования – в процессе воспитания, обучения, общения со взрослыми и сверстниками. Период 4-5 лет дошкольника основан на подражании, сопровождаемый закреплением наблюдаемых форм поведения сначала в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Подражание может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, которое заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В среднем дошкольном возрасте характер ребенка складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы оформляются такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения.

Использованная литература:

1.     Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Харвест, 1999. – С. 45

2.     Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – М.: Владос, 1995. – Кн.1. – С. 142

3.     Собкин B.C. С чего начинается личность. – М.,1976. – С. 168.

Источник

Елена Берсенева
Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет»

Актуальность

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации.Данная проблема рассматривается многими науками: философией, социологией, психологией, физиологией и другими.

Педагогика и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психологическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными

(углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Человек, появляясь на свет, является существом исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность, как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в жизни страны.

Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность

и прочее, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, когда

зарождаются основы социально – личностного развития.

Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей, прочно закрепляется такая позиция «Я и общество».

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Дошкольное образование вышло на новый уровень. В государственном документе «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»содержится новый раздел: «социализация».

Она направлена на достижение следующих целей:

1. усвоение детьми первоначальных представлений социального характера;

2. включение детей в систему социальных отношений,через решения следующих задач:

развитие игровой деятельности;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.

«Социализация» интегрируется со всеми остальными содержаниями образовательных областей, как известных, привычных,традиционных:

«Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы» и т. д., так и новыми,появившимися в последнее время: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.

В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации образовательного учреждения. В данном случае дошкольное образовательное учреждение, как институт социализации.

Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.

Наш детский сад работает по государственной документу «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

Ознакомление с социальной действительностью является раздел

«Ребёнок и окружающий мир».Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. В разделе «Явления общественной жизни»стержневой темой является жизнь и труд людей:

«Семья»

«Детский сад»

«Родная страна»

«Труд взрослых».

Источник

Вера Бражкина
Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Эмоциональные трудности мешают различной деятельности, препятствуют общению ребёнка с окружающими. Поэтому необходимо уделять особое внимание проведению работы по социально-коммуникативному развитию детей.

Согласно ФГОС, социально-коммуникативное развитие направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В социально-коммуникативное развитиевходит три составляющих:

1. Социализация.

2. Безопасность.

3. Труд.

В средней группе «Социализация»решает следующие задачи:

-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям

-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.

-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками,желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.

-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.

Мероприятия,проводимые по данной теме:- беседы: “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре”;

– чтение: В. Осеева “Волшебное слово”, С Маршак “Урок вежливости”, В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо?”;

-дидактические игры и упражнения: “Вежливый ручеек”, “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место», «Эмоции»;

-рассматривание картин и иллюстраций на тему “Хорошие и плохие поступки”.

– организованная образовательная деятельность

– театрализация сказок, игры-инсценировки

– сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Семья, Дом», «Магазин», «Зоопарк» и т. д.

«Безопасность».

Задачи:

-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.

-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Мероприятия:- беседы: “Наш друг светофор”, “Опасные предметы дома и на улице”, “Осторожно гололед”, “Нельзя разговаривать с незнакомцем”, “Как вести себя в детском саду”;

– дидактические игры: “Если возник пожар”, “Опасные предметы”, “Собери светофор”, “Лучший пешеход”, “Петух и лиса”;

– чтение: “Сказка о глупом мышонке”, С. Михалков “Светофор” и т. д. ;

– формирование элементарных правил поведения в природе;понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

«Труд»

Задачи:

-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

-Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).

-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Мероприятия:

– дежурства

– Общественно – полезный труд (убирать на место игрушки, ухаживать за комнатными растениями, самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой)

– Труд в природе.

– Беседы: “Научим Петрушку вести себя за столом”, “Послушная ложка”, “Мойте руки перед едой”, “Подружка – расческа”, “Мамы разные нужны, мамы разные важны”.

– Дидактические игры: Кому что нужно для работы”,”Вырастим цветок для мамы”, “Накроем стол для кукол”.

– Чтение: К. Чуковский “Мойдодыр”, А. Барто “Девочка чумазая”, С. Михалков “Про девочку Юлю, которая плохо кушала”.

Для достижения поставленных задач в совместной деятельности с детьми применяются, приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.К ним относятся:

– ритуалы и традиции группы, дня;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день или день любимой игрушки;

– условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому (воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия);

– символика группы (эмблема, гимн, флаг, отличающие её от других групп детского сада.

социальные знаки (повязка у дежурного по столовой, по занятиям);

– игровые обучающие ситуации («Отмечаем опасные места в группе»);

– мониторинг успехов детей («Дерево хороших поступков»);

– участие в районных и городских акциях.

Также в социально-коммуникативном развитии детей участвуют и их родители.Для этого можно организовать:

­ Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

­ Вечера вопросов и ответов;

­ Родительские гостиные;

­ Тренинги по запросам родителей;

­ Клубы по интересам;

­ Родительские конференции;

­ Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

­ Творческие выставки и фотовыставки;

­ Тематические вечера и викторины;

­ Совместные досуги;

­ Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

­ Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

­ Совместное создание мини-музеев.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Психолого-педагогические условия социально-личностного развития детей 4-5 лет

Выполнила: Рожкова Е.Ю. Педагог-психолог Психолого-педагогические условия соц...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Рожкова Е.Ю. Педагог-психолог Психолого-педагогические условия соц

Описание слайда:

Выполнила: Рожкова Е.Ю. Педагог-психолог Психолого-педагогические условия социально-личностного развития детей 4-5 лет

2 слайд

Понятие «Условие» В психологии «условие» - совокупность внутренних и внешних

Описание слайда:

Понятие «Условие» В психологии «условие» – совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты. Педагогические условия это – совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева).

3 слайд

Понятие «Социально-личностное развитие» Социально-личностное развитие в дошко

Описание слайда:

Понятие «Социально-личностное развитие» Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. (Бабунова Т.М.)

4 слайд

Особенности социально-личностного развития детей 4-5 лет Возрастает интерес и

Описание слайда:

Особенности социально-личностного развития детей 4-5 лет Возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения потребностей. Способен заметить эмоциональное состояние другого человека. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Проявляется самостоятельность в элементарном выполнении отдельных поручений.

5 слайд

Появляются ролевые взаимодействия. Начинают появляться постоянные партнеры по

Описание слайда:

Появляются ролевые взаимодействия. Начинают появляться постоянные партнеры по игре. Формируется способность контролировать свои эмоции. Развивается способность проявить сочувствие, сопереживание. В игровой деятельности

6 слайд

Психолого-педагогические условия Применение широкого спектра методов взаимоде

Описание слайда:

Психолого-педагогические условия Применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса. Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности для диалога взрослых и сверстников. Создание социокультурных ситуаций для общения детей пятого года жизни. Обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на самостоятельное приобщение детей к ценностям общества.

7 слайд

Психолого-педагогические условия Учет социальной ситуации развития ребенка в

Описание слайда:

Психолого-педагогические условия Учет социальной ситуации развития ребенка в семье. Учет направлений, позиций родителей к детям (направленность воспитательной деятельности родителей, родительские установки и типы поведения). Учет психологического доверия к родителям. Активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей.

8 слайд

Психолого-педагогические условия Поощрение познавательной активности ребенка.

Описание слайда:

Психолого-педагогические условия Поощрение познавательной активности ребенка. Личностно ориентированное общение взрослого и ребенка в разнообразных видах деятельности. Контроль за освоением знаний детьми под руководством педагога; своевременная коррекция этих знаний.

9 слайд

Психолого-педагогические условия Важно! Побуждать детей прислушиваться к собс

Описание слайда:

Психолого-педагогические условия Важно! Побуждать детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Побуждать ребенка к занятию активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими.

10 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Курс повышения квалификации

Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-629699

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник