Социальная среда развития ребенка это условие

Ирина Богданчикова
Создание условий для социального развития детей

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагают на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сожжет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели детского учреждения и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции.

Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта,необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:

• Трудовых навыков;

• Знаний;

• Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Сегодня мы обращаемся к личности ребенка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на ее формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем учреждении ведется работа по созданию следующих условий:

• Использование в практике работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.

Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-пространственный мир детского учреждения включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах дошкольного образования, наши педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

• Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; в дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

• высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов групп дошкольного образования, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в дошкольном учреждении строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно – практические конференции, методические недели. Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум – особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения – обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в возрасте 4 лет

Социальное развитиеосуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в учреждении создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами групп дошкольного образования разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

o «Здоровый малыш»

o «Моя дружная семья»

o «Я- россиянин»

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности.Традиционными для нашего учреждения стали: тематические недели, экспериментирование, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду, формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

В группах созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. В непосредственно образовательной деятельности дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва. Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.

Система нравственно – патриотического воспитания, способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Читайте также:  Центр развития ребенка в минске фрунзенский

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. Такая форма взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.

Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим детям.

Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Чапаевск

СООБЩЕНИЕ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Подготовила: заместитель директора по УВР, воспитатель

И. Г. Богданчикова

г. о. Чапаевск, 2016 г.

Источник

Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка – это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром.Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.

Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.

Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.

Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.

Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.

Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные,следующие задачи:

Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;

Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;

В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;

В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для реализации этих задач используются следующие методы:

• консультации;

• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;

• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;

• анкетирование;

• беседы;

• наблюдения;

• анализирование детских работ;

Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом.Для этого рекомендуется:

Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;

Во-вторых, провести беседу.

Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Читайте также:  Роль отца в психическом развитии ребенка калина холмогорова

Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка – дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении

Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.

К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).

С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем – давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.

Библиографический список:

1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. –Уфа: ВЭГУ, 2005

2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995

3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000

5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3

6. КураеваЛ. Г.Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997

7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979

8. Никандров Н. Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000

9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06

10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993

11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). – Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.

12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000

13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс – https://lektsii.net/2-9855.html

Источник