Социальная ситуация развития ребенка в школе

Социальная ситуация развития ребенка в школе thumbnail

Социальная ситуация развития первоклассника

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с тем, что поступление ребёнка в школу совпадает с критическим периодом развития 6–7 лет, знаменующим переломный этап онтогенетического развития. В настоящее время доказано, что качественная перестройка сознания личности, смена социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности в критические периоды развития обусловливают сензитивность ребёнка к неблагоприятным воздействиям социальной среды, своеобразную цикличность в напряжении адаптационных механизмов.

При поступлении ребёнка в школу резко изменяется его социальная ситуация развития. Характеризуя её, Л. И. Божович отмечала, что, став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься учебной деятельностью как социально значимой, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. В школе возникает новая структура взаимоотношений ребёнка с окружающими. Система «ребёнок – взрослый» разделяется на системы «ребёнок – учитель» и «ребёнок – родитель». Система «ребёнок – учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Все требования, связанные с учебной деятельностью или положением школьника, очень значимы для детей 6–7 лет и вызывают у них стремление им отвечать. Хотя санкции взрослого практически не меняются, учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

Адаптация ребёнка к образовательной среде школы, как показывают результаты многочисленных исследований (Э. М. Александровская, А. Л. Венгер, Л. Н. Винокуров, И. А. Коробейников, Н. Г. Лусканова и др.), протекает у школьников 6–7 лет по-разному и отличается по скорости и устойчивости. По данным Э. М. Александровской, большинство детей (56 %) адаптируются к школе в течение первых 2-х месяцев обучения, меньшая группа детей (30 %) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Третья группа детей (14 %) испытывает сложности адаптации в течение всего года. Результаты исследований Н. Г. Лускановой, И. А. Коробейникова свидетельствуют, что признаки нарушения адаптации встречаются у 15–40 % учащихся начальной школы. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту количества младших школьников с нарушениями адаптации к образовательной среде школы. По данным Л. Н. Винокурова, число детей с пограничными нервно-психическими расстройствами в первый год обучения достигает 70 %. По сравнению с прошлым десятилетием в полтора раза (с 25 %) возросло число учащихся начальной школы, не справляющихся с учебной программой.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что нарушения адаптации школьников 6–7 лет к образовательной среде определяются особенностями их социальной ситуации развития. Они связаны, во-первых, с необходимостью овладения операциональной стороной учебной деятельности как социально значимой. Овладение социальной стороной учения происходит у младших школьников латентно. Во-вторых, с осознанием детьми трудностей в учёбе и поведении в связи с отношением к ним учителя. И, в-третьих, с отношением семьи к ребёнку и его учёбе. Об этом писали Э. М. Александровская, Н. В. Белякова, И. А. Коробейников, Г. Ф. Кумарина. Н. Г. Лусканова, Е. В. Новикова.
При организации исследования факторов адаптации первоклассников мы исходили из того, что адаптация школьника в критические периоды развития к образовательной среде – это многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития. Этот процесс детерминирован объективными и субъективными факторами и содействует формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения. К объективным факторам относится смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений. А к субъективным факторам – совокупность качеств личности в единстве когнитивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов её структуры. Они направлены на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие.

Задача определения факторов адаптации первоклассников к образовательной среде решалась с помощью факторного анализа (методом главных компонент) двух групп показателей. Первая группа показателей отражала характер социальных отношений школьников, вторая – их индивидуально-личностные особенности.

В ходе нашего исследования были определены группы факторов адаптации первоклассников к образовательной среде школы (факторы успешности адаптации, факторы риска дезадаптации, факторы дезадаптации). Дифференциация факторов на группы осуществлялась с учётом положительного или отрицательного их влияния на школьников с различным уровнем адаптации к образовательной среде (полная адаптация, неполная адаптация, затруднённая адаптация и дезадаптация).

Большинство адаптированных школьников 6–7 лет (от 57,7 % до 91,7 %) находятся в зоне с положительными значениями по таким факторам, как эмоциональная привлекательность учителя, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками, эмоциональная зрелость и умственное развитие. В этой группе у 61,6 % учеников были выявлены отрицательные значения по фактору подверженности чувствам, что свидетельствует об их добросовестности и ответственности. Сочетание этих психологических факторов обусловливает успешность протекания адаптации школьников к образовательной среде в период возрастного кризиса 6–7 лет. Следует отметить, что внутриличностными детерминантами успешности адаптации школьников 6–7 лет выступают качества личности, характеризующие её эмоционально-волевую (эмоциональная зрелость, ответственность и добросовестность) и когнитивную (умственное развитие) сферы.

Факторами риска дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональное неблагополучие, социальная стрессированность, эмоциональная реактивность, эмоциональная незрелость и подверженность чувствам. Об этом свидетельствуют положительные значения, выявленные у большинства школьников 6–7 лет с затруднённой адаптацией (от 66,7 % до 100 %), по факторам тревожности в ситуациях школьного взаимодействия, социальной стрессированности, эмоциональной реактивности, подверженности чувствам. При этом у них были зафиксированы отрицательные значения по факторам эмоционального благополучия (91,7 %) и эмоциональной зрелости (75 %).
Под влиянием факторов риска дезадаптации у первоклассников возникает затруднённая адаптация. Под затруднённой адаптацией школьника мы понимаем дисгармоничное психологическое состояние, зафиксированное сознанием школьника в определённый момент времени, интегральное ощущение неблагополучия и дискомфорта, обусловленное несформированностью одного или нескольких компонентов структуры личности (когнитивного, эмоционально-волевого, коммуникативно-поведенческого) и характеризующее личностно-функциональную незрелость школьника.

В ходе исследования было установлено, что у первоклассников психологическими особенностями затрудненной адаптации являются тревожность в ситуациях школьного взаимодействия, эмоциональная возбудимость и неустойчивость в сочетании со слабо развитым самоконтролем.
Факторами дезадаптации у школьников 6–7 лет к образовательной среде выступают дезадаптивное поведение, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, эмоциональная непривлекательность учителя, неуспешность социальных контактов с взрослыми и сверстниками и умственное развитие. Как показали результаты исследования, большинство дезадаптированных школьников 6–7 лет находятся:
– в зоне с положительными значениями по факторам дезадаптивного поведения – проявления недоверия к новым людям, вещам, ситуациям – от 59,3 % до 66,7 %.
– в зоне с отрицательными значениями по факторам эмоциональной привлекательности учителя, успешности социальных контактов с взрослыми и сверстниками, умственного развития – от 70,4 % до 85,2 %. При этом у них наиболее часто встречающимися симптомокомплексами дезадаптивного поведения являются уход в себя, враждебность к взрослым и неугомонность.

На основе полученных экспериментальных данных была разработана модель адаптации первоклассников к образовательной среде школы, направленная на профилактику факторов риска дезадаптации и возникновения такого феномена, как затруднённая адаптация.

Источник

Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими: с учителями, родителями и товарищами. К ребенку, небрежно относящемуся к учебным обязанностям, манкирующему школой, не желающему учиться, окружающие относятся иначе, чем к школьнику, прилежно исполняющему свой общественный долг.

Эти изменения в жизни ребенка обусловливают серьезные перестройки в системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Теперь система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения

ребенка к детям. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятерочное», поведение и хорошие отметки — это то, что конструирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?» Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.

Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. В дореволюционной школе учитель выступал как представитель государства не только по своей функции. Это подчеркивала и его форма (мундир). В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. Построить такую систему отношений очень трудно. По словам Гегеля, приход в школу — это приведение человека к общественной норме. В школе — закон, общий для всех. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательых для всех школьных и связанных с этим общих социальных правил.

Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он имеет теперь обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. Получая хорошую оценку за свой учебный труд, он может ждать по отношению к себе со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новое отношение с окружающими его людьми, иначе говоря, занять новое для него, характерное для школьника положение в нашем обществе. Переход к этому новому положению и составляет основную предпосылку для формирования личности.

То, что положение школьника обязывает к более ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает у него важнейшие волевые качества личности. Новые взаимоотношения и постоянное участие в серьезной, общественно значимой деятельности — учении — наполняет жизнь детей глубоким содержанием, что сказывается в характере общей направленности их личности, в их переживаниях, в особенностях их представлений.

Источник

1.1. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå

Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåñòðîéêå ñèñòåìû îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ñâÿçàííîé ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ñòàòóñ: îí ñòàíîâèòñÿ ó÷åíèêîì, ñìåíÿåòñÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ èãðîâîé íà ó÷åáíóþ. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé è ñòàâèò ðåáåíêà â íîâóþ ïîçèöèþ ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëûì è ñâåðñòíèêàì, èçìåíÿåò åãî ñàìîîöåíêó, ïåðåñòðàèâàåò âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå. Ïî ýòîìó ïîâîäó Ä.Á. Ýëüêîíèí[1] îòìå÷àë, ÷òî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ (â íåé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå âñåõ äîñòèæåíèé êóëüòóðû è íàóêè, íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñìûñëó (îíà ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó èñïîëíåíèþ (âûïîëíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûìè íîðìàìè), îíà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, ò. å. â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ.

Ïåðåõîä ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ôîíå ïðîòèâîðå÷èÿ, âîçíèêàþùåãî âíóòðè ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: äîøêîëüíèê ïåðåðàñòàåò ðàçâèâàþùèé ïîòåíöèàë ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, îòíîøåíèé, êîòîðûå ñêëàäûâàëèñü ó íåãî ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè ïî ïîâîäó èãðû. Ñîâñåì íåäàâíî âçàèìîîòíîøåíèÿ, ðåãëàìåíòèðóåìûå èãðîâîé ðîëüþ, èãðîâûìè ïðàâèëàìè, ÿâëÿëèñü èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, íî òåïåðü ýòà ñèòóàöèÿ èñ÷åðïàëà ñåáÿ. Èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê èãðå, äîøêîëüíèê âñå îò÷åòëèâåå ïîíèìàåò, ÷òî çàíèìàåò íåçíà÷èìóþ â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ïîçèöèþ. Âñå ÷àùå ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü âûïîëíÿòü íóæíóþ è âàæíóþ äëÿ äðóãèõ ðàáîòó, è ýòà ïîòðåáíîñòü ñêëàäûâàåòñÿ âî âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà. Ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ñïîñîáíîñòü âûõîäèòü çà ïðåäåëû êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è ñìîòðåòü íà ñåáÿ êàê áû ñî ñòîðîíû, ãëàçàìè âçðîñëîãî. Èìåííî ïîýòîìó êðèçèñ, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåõîäå ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, íàçûâàþò êðèçèñîì ïîòåðè íåïîñðåäñòâåííîñòè. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ïðè ïåðåõîäå îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó õàðàêòåðèçóåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îáúåêòèâíûì èçìåíåíèåì ìåñòà ðåáåíêà â ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñóáúåêòèâíûì îòðàæåíèåì ýòîãî íîâîãî ïîëîæåíèÿ â ïåðåæèâàíèÿõ è ñîçíàíèè ðåáåíêà. Èìåííî íåðàçðûâíîå åäèíñòâî äâóõ ýòèõ àñïåêòîâ îïðåäåëÿåò ïåðñïåêòèâû è çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ýòîì ïåðåõîäíîì ïåðèîäå. Âìåñòå ñ òåì ôàêòè÷åñêîãî èçìåíåíèÿ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ðåáåíêà íåäîñòàòî÷íî äëÿ èçìåíåíèÿ íàïðàâëåííîñòè è ñîäåðæàíèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî, ÷òîáû ýòà íîâàÿ ïîçèöèÿ áûëà ïðèíÿòà è îñìûñëåíà ñàìèì ðåáåíêîì è îòðàæåíà â îáðåòåíèè íîâûõ ñìûñëîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ è íîâîé ñèñòåìîé øêîëüíûõ îòíîøåíèé. Òîëüêî áëàãîäàðÿ ýòîìó ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé ðåàëèçàöèÿ íîâîãî ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà[2].

 ñâÿçè ñ ýòèì ñóáúåêòèâíûì àñïåêòîì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà, îïðåäåëåííàÿ Ë.È. Áîæîâè÷[3]êàê ñèñòåìà ïîòðåáíîñòåé è ñòðåìëåíèé ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî øêîëîé, òàêîå îòíîøåíèå ê øêîëå, êîãäà ïðè÷àñòíîñòü ê íåé ïåðåæèâàåòñÿ ðåáåíêîì êàê åãî ñîáñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü. Ýòîìó íîâîîáðàçîâàíèþ Ë.È. Áîæîâè÷ ïðèäàâàëà î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå, ñ÷èòàÿ, ÷òî «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà» è øèðîêèå ñîöèàëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ – ÿâëåíèÿ ñóãóáî èñòîðè÷åñêèå. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà êàê ñòðåìëåíèå ðåáåíêà çàíÿòü íîâîå ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå ïîçèöèîíèðîâàíèå, õàðàêòåðèçóþùåå ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì, îïðåäåëÿþùåå ïîâåäåíèå è äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è âñþ ñèñòåìó åãî îòíîøåíèé ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñàìîìó ñåáå è îêðóæàþùèì ëþäÿì. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü îáðàç æèçíè øêîëüíèêà êàê ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ â îáùåñòâåííîì ìåñòå îáùåñòâåííî-çíà÷èìûì è îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì äåëîì, ÷òî âîñïðèíèìàåòñÿ èì êàê àäåêâàòíûé äëÿ íåãî ïóòü ê âçðîñëîñòè, ïîñêîëüêó îòâå÷àåò ñôîðìèðîâàâøåìóñÿ â èãðå ìîòèâó ñòàòü âçðîñëûì è ðåàëüíî îñóùåñòâëÿòü åãî ôóíêöèè. Íà ïîÿâëåíèå âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ñóùåñòâåííî âëèÿåò îòíîøåíèå áëèçêèõ âçðîñëûõ ê ó÷åíèþ, îòíîøåíèå äðóãèõ äåòåé, ñàìà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ íà íîâóþ âîçðàñòíóþ ñòóïåíü â ãëàçàõ ìëàäøèõ è ñðàâíÿòüñÿ â ïîëîæåíèè ñî ñòàðøèìè. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ îò äîøêîëüíî-èãðîâîãî, èíäèâèäóàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîãî ñïîñîáà ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê øêîëüíî-ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì, îñîáåííî ê åå ñòîðîíàì, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûì ñ ó÷åíèåì. Ñôîðìèðîâàííîñòü âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ïðåäïîñûëîê óñïåøíîãî âõîæäåíèÿ ðåáåíêà â øêîëüíî-ó÷åáíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ âûñòóïàåò öåíòðàëüíûì êîìïîíåíòîì ñòðóêòóðû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå, îïðåäåëÿÿ äèíàìèêó îñâîåíèÿ ðåáåíêîì ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è íîâîãî øêîëüíîãî îáðàçà æèçíè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê âûõîäèò çà ðàìêè ñåìüè, ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà çíà÷èìûõ äëÿ íåãî ëèö, âîçíèêàþò íîâûå àâòîðèòåòû, ôîðìèðóþòñÿ ñëîæíûå îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè â êëàññå, èçìåíÿåòñÿ õàðàêòåð åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ ðîäèòåëÿìè, âîçíèêàåò îñîáûé òèï îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ çàäà÷åé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè («ðåáåíîê – âçðîñëûé – çàäà÷à»). Ó äåòåé ñóùåñòâåííûì îáðàçîì èçìåíÿþòñÿ âåñü îáðàç æèçíè è äåÿòåëüíîñòè, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, ñîâîêóïíîñòü ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó. Åñëè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâîâàëè äâå ñôåðû âçàèìîîòíîøåíèé: «ðåáåíîê – âçðîñëûé» è «ðåáåíîê – äåòè», òî â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå â ñèñòåìå îòíîøåíèé «ðåáåíîê – âçðîñëûé» ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ, çàêëþ÷àþùèåñÿ â åå ðàçäåëåíèè íà äâà êîìïîíåíòà: «ðåáåíîê – ðîäèòåëü» è «ðåáåíîê – ó÷èòåëü». Ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîé ïåðåñòðîéêå â ñèñòåìå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîé ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùåé äëÿ âñåé æèçíè ðåáåíêà. Ýôôåêòèâíîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, à òàêæå è âñå åãî ïîâåäåíèå îöåíèâàåòñÿ øêîëüíûì ó÷èòåëåì, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâèòåëåì êóëüòóðû, íîñèòåëåì è òðàíñëÿòîðîì îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ è íîâûõ ôîðì çíàíèé. Îöåíêà ó÷èòåëÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà õàðàêòåð åãî îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè: ñ ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè è äðóçüÿìè. Îò òîãî, êàêèå îöåíêè ïîëó÷àåò ðåáåíîê â øêîëå, çàâèñÿò åãî îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è ðîäèòåëÿìè. Îòíîøåíèå îêðóæàþùèõ ê ðåáåíêó, êîòîðûé ïîëó÷àåò âûñîêèå îöåíêè è êîòîðîãî õâàëÿò çà ïðèëåæíîå ïîâåäåíèå â øêîëå, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò îòíîøåíèÿ ê äåòÿì, ïðåíåáðåãàþùèì ó÷åáíûìè îáÿçàííîñòÿìè è øêîëüíûìè ïðàâèëàìè.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðè ïîñòóïëåíèè â øêîëó ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííûì îòíîøåíèåì «ðåáåíîê – îáùåñòâî». Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî â øêîëå âîïëîùåíû òðåáîâàíèÿ îáùåñòâà, äîìèíèðóåò ïðèíöèï ðàâåíñòâà, îðèåíòàöèÿ íà ñèñòåìó îäèíàêîâûõ ýòàëîíîâ è êðèòåðèåâ îöåíêè.

Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà ñâÿçàíà ñî ñòðîãî íîðìèðîâàííûì ìèðîì îòíîøåíèé, êîòîðûé óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ðåáåíêà è òðåáóåò îò íåãî îðãàíèçîâàííîé ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è ïîâåäåíèå, ïîä÷èíåíèÿ ñèñòåìå ñòðîãèõ, îáÿçàòåëüíûõ øêîëüíûõ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè îáùèõ ñîöèàëüíûõ ïðàâèë. Ìëàäøåìó øêîëüíèêó íåîáõîäèìî îñâîèòü íîâîå øêîëüíîå ïðîñòðàíñòâî, âûðàáîòàòü íîâûé ðåæèì äíÿ, âîéòè â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ); ïðèíÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå; óñòàíîâèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, ïîñòðîèòü íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè. Îò ðåáåíêà òðåáóåòñÿ âîâðåìÿ ïðèõîäèòü â øêîëó, ñëåäîâàòü øêîëüíîìó ðåæèìó è ñîáëþäàòü øêîëüíûå ïðàâèëà, âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ íà óðîêå è äîìà, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ò. ä. Íå âñå äåòè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè è îáÿçàííîñòÿìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ìíîãî÷èñëåííûìè ñóáúåêòèâíûìè è îáúåêòèâíûìè ôàêòîðàìè.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Ëåíà Ã. 7 ëåò, ó÷èòñÿ â ïåðâîì êëàññå.  øêîëó õîäèò îõîòíî, íà óðîêàõ çàíèìàåòñÿ ñ óäîâîëüñòâèåì. Íî ñ ïðèãîòîâëåíèåì äîìàøíèõ çàäàíèé – ïðîáëåìà. Äîìà çàíèìàòüñÿ ñîâñåì íå õî÷åò. Óâèëèâàåò îò çàíÿòèé ïîä ëþáûì ïðåäëîãîì: õî÷ó ïèòü, õî÷ó åñòü, ñïàòü, çàáîëåë æèâîò, óñòàëà ðóêà, íîãà è ò. ä. Èíîãäà îáìàíûâàåò, ãîâîðÿ, ÷òî çàäàíèé íà äîì íå çàäàëè. Ñïîêîéíûå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû ðîäèòåëåé ñ íåé óñïåõîâ íå ïðèíîñÿò, íàêàçàíèÿ òàêæå. Ïðè ïðîÿâëåíèè ðîäèòåëÿìè òâåðäîñòè â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ íà÷èíàþòñÿ èñòåðèêè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê çàíèìàåò íîâîå ïî ñðàâíåíèþ ñ äîøêîëüíèêîì ïîëîæåíèå â îáùåñòâå: ïåðåõîäèò îò ñâîáîäíîãî îò ïîñòîÿííûõ îáÿçàííîñòåé ñóùåñòâîâàíèÿ ê îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, çà êîòîðóþ íåñåò ñåðüåçíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä øêîëîé è ðîäèòåëÿìè. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå, íîâàÿ ñèñòåìà îòíîøåíèé è íîâàÿ, îáùåñòâåííî çíà÷èìàÿ äåÿòåëüíîñòü – ó÷åáíàÿ, íàïîëíÿþò æèçíü ìëàäøåãî øêîëüíèêà ãëóáîêèì ñîäåðæàíèåì è îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî ëè÷íîñòè, ñïîñîáñòâóþò ñòàíîâëåíèþ ÷óâñòâà äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä îêðóæàþùèìè, ðàçâèâàþò óìåíèÿ ñîçíàòåëüíî è îðãàíèçîâàííî äåéñòâîâàòü, óìåíèÿ êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ñèòóàòèâíûå èìïóëüñû è æåëàíèÿ, ðàçâèâàþò âîëåâûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè.

Ïîñòóïëåíèå â øêîëó çíàìåíóåò ïðîõîæäåíèå ðåáåíêîì ýòàïà àäàïòàöèè. Îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîéäåò àäàïòàöèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå, çàâèñèò äàëüíåéøåå îáó÷åíèå ðåáåíêà. Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà è ìîæåò ÿâëÿòüñÿ äëÿ íåãî ñòðåññîãåííîé, ïðèâîäèòü ê èçìåíåíèÿì ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âîçðàñòàíèþ ïñèõè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòè, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå è ïîâåäåíèå. Íà÷àëüíûé ïåðèîä îáó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî òðóäåí äëÿ âñåõ äåòåé, ïîñòóïèâøèõ â øêîëó.  îòâåò íà íîâûå ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçìó ïåðâîêëàññíèêà â ïåðâûå íåäåëè è ìåñÿöû îáó÷åíèÿ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ æàëîáû äåòåé íà óñòàëîñòü, ãîëîâíûå áîëè, âîçíèêíóòü ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïëàêñèâîñòü, íàðóøåíèå ñíà. Ñíèæàþòñÿ àïïåòèò äåòåé è ìàññà òåëà. Îòìå÷àþòñÿ è òðóäíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà, òàêèå êàê, íàïðèìåð, òðåâîæíîñòü è ñòðàõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáå, ó÷èòåëþ, íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñâîèõ ñïîñîáíîñòÿõ è âîçìîæíîñòÿõ. Îïèñàííûå âûøå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ïåðâîêëàññíèêà, ñâÿçàííûå ñ íà÷àëîì îáó÷åíèÿ â øêîëå, íåêîòîðûå çàðóáåæíûå ó÷åíûå íàçûâàþò «àäàïòàöèîííîé áîëåçíüþ», «øêîëüíûì øîêîì», «øêîëüíûì ñòðåññîì». Àäàïòàöèÿ ê øêîëå – ýòî ïðîöåññ ïðèâûêàíèÿ ê íîâûì øêîëüíûì óñëîâèÿì, êîòîðûé êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ïåðåæèâàåò è îñîçíàåò ïî-ñâîåìó. Áîëüøèíñòâî ïåðâîêëàññíèêîâ ïðèõîäÿò â øêîëó èç äåòñêîãî ñàäà. Òàì áûëè èãðû, ïðîãóëêè, ñïîêîéíûé ðåæèì, äíåâíîé ñîí, âñåãäà ðÿäîì ïåäàãîã.  øêîëå óñëîâèÿ èçìåíÿþòñÿ: çäåñü – äåÿòåëüíîñòü â äîñòàòî÷íî íàïðÿæåííîì ðåæèìå è íîâàÿ æåñòêàÿ ñèñòåìà òðåáîâàíèé. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íèì, íóæíû ñèëû è âðåìÿ.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî îò 45 % äî 52 % ïåðâîêëàññíèêîâ àäàïòèðóþòñÿ ê øêîëå çà 3 ìåñÿöà îáó÷åíèÿ. Íåóñòîé÷èâàÿ àäàïòàöèÿ çà 3–4 ìåñÿöà õàðàêòåðíà äëÿ 25–30 % ó÷àùèõñÿ. Îò 18 % äî 30 % ó÷åíèêîâ äåçàäàïòèðóþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, ñðûâ íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, óâåëè÷èâàåòñÿ çàáîëåâàåìîñòü îò íà÷àëà ê êîíöó ó÷åáíîãî ãîäà.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå äëèòñÿ â ñðåäíåì îò 2–3 íåäåëü äî ïîëóãîäà. Ýòî çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà, òèïà ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, óðîâíÿ ñëîæíîñòè îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, óðîâíÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è ò. ä. Ðåáåíîê, ïðèøåäøèé âïåðâûå â øêîëó, âñòðå÷àåòñÿ ñ íîâûì êîëëåêòèâîì äåòåé è âçðîñëûõ. Åìó íóæíî óñòàíîâèòü êîíòàêòû ñî ñâåðñòíèêàìè è ïåäàãîãàìè, íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ è ïðàâèëà øêîëüíîé äèñöèïëèíû, íîâûå îáÿçàííîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé ðàáîòîé. Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íå âñå äåòè ãîòîâû ê ýòîìó. Íåêîòîðûå ïåðâîêëàññíèêè, äàæå ñ âûñîêèì óðîâíåì èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñ òðóäîì ïåðåíîñÿò íàãðóçêó, ê êîòîðîé îáÿçûâàåò øêîëüíîå îáó÷åíèå. Äëÿ ìíîãèõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, è îñîáåííî øåñòèëåòîê, ïåðèîä ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ê øêîëå ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì, ÷òî îáóñëîâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü îñîáîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ïåðâîêëàññíèêîâ.

Источник