Социальная ситуация развития ребенка в подростковом возрасте
Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья.
4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи
Подросток , отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново – теперь уже на уровне возрастной отчужденности – строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.
4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.
Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Новообразования – достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Самое важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).
Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам – начало кризиса 1-го года – ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации “Мы”, теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее “языком нянь”. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.
Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы – восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.
Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен “Я сам”. Л.С. Выготский назвал это новообразование “внешнее Я сам”. Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения “Я”. До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.
Основные психологические новообразования дошкольного возраста:
возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;
ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;
сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;
ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.
Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:
1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
2. Возникновение первичных этических инстанций: “Что такое хорошо и что такое плохо”. Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. “Красивое не может быть плохим”. Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.
3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип “данного слова”). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: “Ты какой?” Он ответит: “Я большой”. Если спросить ребенка семи лет: “Ты какой?”, он ответит: “Я маленький”.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:
Учебная деятельность и ее субъект.
Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:
o содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;
o содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;
o содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;
o содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;
o содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.
Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя (“Кем я был?” и “Кем я стал?”) в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Центральное новообразование подросткового возраста – возникновение представления о себе как “не о ребенке”; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.
Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:
· в интеллектуальной сфере – самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
· в социально-моральной сфере – помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
· в романтических отношениях со сверстниками другого пола – формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
· во внешнем облике – следование моде в одежде, в поведении, в речи (“модные словечки”).
Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:
· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
· желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
· наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников
В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста – самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, – это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более “взрослую” позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя “это будущее представляется ему еще очень туманно”. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.
Еще одно новообразование , возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла “самоопределением”. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное новообразование , связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Самоопределение – центральное новообразование раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Источник
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
Подростковый возраст – период от 10–11 до 14–15 лет – зачастую называют переходным, критическим, переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.
Социальная ситуация, на первый взгляд, остается прежней: подросток продолжает жить в той же семье, ходит в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни в предшествующий период. Однако меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, формируются новые ценностные ориентации, подросток по-новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его отношения к семье, школе, сверстникам. Все это обусловливает новую социальную ситуацию. Такое обращение ребенка к самому себе, в частности, связывается с его физическим развитием.
Период ускорения физического развития и полового созревания подростка называют пубертатом (от лат. pubertas, pubertatis – возмужалость, взрослость), или пубертатным периодом.
Происходит заметное увеличение скорости роста, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, кардинальные изменения отмечаются во всех органах и системах организма. В среднем
у девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода происходят примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Как правило, у мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет, у девочек – на 11 лет 8 месяцев. Необходимо помнить, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости физического развития и полового созревания подростков.
Физическое развитие подростков оказывает заметное влияние на их поведение и психологические особенности. В подростковом возрасте, что отмечает И. В. Дубровина, нередко встречается чередование периодов повышенной активности, значительного роста энергии (отсюда – повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности (увеличивается количество ошибочных действий, подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо – постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил). Происходящие в психомоторике изменения приводят к временным нарушениям координации движений у подростков, в результате они нередко что-то ломают, разрушают; ухудшается почерк, речь становится косноязычной. Подростки тяжело переживают подобные метаморфозы, они чувствительны к насмешкам по этому поводу.
Следует помнить, что подростковый возраст – это сензитивный период для овладения многими наиболее сложными движениями, двигательными навыками, важными для спорта, хореографии, трудовой деятельности. Если и данный период не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем, как указывает И. В. Дубровина, это не компенсируется или компенсируется с большим трудом.
Бурные изменения в организме подростков вызывают их повышенный интерес к своей внешности. Они вынуждены адаптироваться к своему меняющемуся телу, построить и принять новый физический “Я-образ”. Подростки постоянно сравнивают себя с другими и с идеалом; обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним обликом, вызывают тревожность и неуверенность в себе. Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки – излишним весом и высоким ростом. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, несовпадение своего физического “Я” с эталонами красоты имеет громадное значение для самооценки подростков.
пример
Рано созревающие мальчики, согласно исследованиям И. С. Кона, имеют определенные преимущества по сравнению с поздно созревающими: они чаще становятся лидерами, увереннее чувствуют себя со сверстниками, имеют более благоприятный “Я-образ”, высокий уровень притязаний. Поздно созревающие мальчики, как отмечает Г. Крайг, нередко отличаются зависимостью и незрелым поведением; они имеют низкий социальный статус среди сверстников, а взрослыми воспринимаются как менее компетентные.
Для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рано созревшая девочка может быть непопулярной среди своих сверстников: она выше всех ростом, созревает на четыре – шесть лет раньше, чем мальчики ее класса, ей не с кем обсудить происходящие с ней физиологические и эмоциональные перемены. В то же время она может быть более уверена в себе и спокойна, особенно если привлекает внимание старших мальчиков.
Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола, желание нравиться, новые интересы, потребности, влечения; происходит развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Подростки много говорят и думают о сексе, особую остроту этот вопрос приобретает для девочек в 12–13 лет, для мальчиков в 14–15 лет.
Пубертат и сопровождающие его изменения внешнего вида могут привести к нарушению поведения подростков, вплоть до невротических реакций. Не случайно подростки значительно чаще, чем люди других возрастов, становятся жертвами синдрома дисморфофобии.
Синдром дисморфофобии – убежденность в наличии конкретного физического недостатка, когда некоторые несовершенства или особенности внешности превращаются в бред мнимого уродства.
Подросткам может, например, казаться, что у них слишком узкий лоб (“такой может быть только у гориллы”, “умные люди всегда имеют большой лоб” и т.п.), нос искривлен (“как у Бабы-Яги”), неправильная форма лица и т.д. Причем интересно, что бред мнимого уродства касается только хорошо сформированных частей тела и обычно локализуется в области лица. Подростки часами проводят время у зеркала, пытаясь всяческими ухищрениями скрыть свой мнимый недостаток.
Девочки-подростки, становясь жертвами современного культа стройности, склонны преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудания к вредным диетам, что иногда может привести к симптомам нервной анорексии.
Нервная анорексия – это эмоциональное расстройство, характеризующееся навязчивыми идеями относительно собственного веса, что приводит к отказу от еды и устойчивой потере аппетита.
Даже находясь на грани истощения, девочки все равно отказываются от пищи, буквально морят себя голодом, боясь потолстеть и потерять свою привлекательность. Нервная анорексия – серьезное заболевание, требующее госпитализации.
Необходимо помочь подростку принять свой новый образ физического “Я”, поэтому от взрослых требуется понимание, терпимость, тактичность; подросток должен чувствовать, что его любят, что он хороший, красивый.
Морфофункциональные изменения в организме подростка, несомненно, оказывают большое влияние на его поведение. Но биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснить ими все особенности данной возрастной ступени невозможно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая эпоха, обусловленные ими социальные или культурные ожидания, обстановка в семье и в школе, средства массовой информации, внутренние факторы и индивидуальные особенности развития.
По мнению психологов, то особенное, что впервые возникает в личности подростка; то главное, что отличает его внутреннюю позицию, – возникновение у него чувства собственной взрослости.
Чувство взрослости – это стремление быть и считаться взрослым, желание показать свою взрослость, потребность в том, чтобы взрослость подростка признавали окружающие. Чувство взрослости – центральное новообразование подросткового периода.
Между тем подростку еще далеко до истинной взрослости: и физически, и психологически, и социально он еще нс может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым, и он сам ощущает, что его взрослость еще нс совсем “подлинная”, чувствует неуверенность в своей новой позиции, которую сам же отстаивает.
Складывается своеобразная ситуация: несоответствие между осознанием себя взрослым и объективным положением зависимого от взрослых ребенка, невозможность включиться во взрослую жизнь “на равных”. Именно это противоречие, попытки его преодоления, стремление выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе, и обусловливают своеобразную социальную ситуацию развития подростков.
По поводу ведущей деятельности подростков взгляды отечественных психологов расходятся. Одни полагают, что ведущей деятельностью продолжает оставаться учение (Л. И. Божович), другие считают, что ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн). По-видимому, следует согласиться с известным российским психологом А. Г. Асмоловым, утверждающим, что ведущие деятельности “не даны” подростку, а заданы конкретной социальной ситуацией развития. Под влиянием значимых сверстников и взрослых подросток выбирает в качестве ведущей деятельности либо деятельность интимно-личностного общения, либо общественно-полезную деятельность. Тем не менее большинство психологов скорее согласны с тем, что именно благополучие в отношениях со сверстниками очень важно для психического развития подростка, поэтому ведущей деятельностью подросткового периода выступает интимно-личностное общение.
Источник