Социальная ситуация развития ребенка в юношеском возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в юношеском возрасте thumbnail

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступления в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все больше сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологическим критерием перехода от подросткового к юношескому возраста является резкая смена внутренней позиции, изменение отношения к будущему. Если подросток, по мнению Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции нынешнего, то юноша (старший школьник) смотрит на нынешнее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может обозначаться как устремление в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии.

Начало этого процесса относится к подростковому возрасту, когда подросток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, создает образы (рисует картины) будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора – завершения или продолжения образования в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и тому подобное. Социальная ситуация развития в ранней юности – “порог” самостоятельной жизни.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломність момента, его значимость для последующей жизни. Практика свидетельствует о том, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подруга уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места проживания… А позже уже одержана, но нелюбимая профессия замечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но потеряно время, приобретается опыт неудач, заниженная самооценка и тому подобное.

В юности происходит принципиально важное изменение во взглядах на будущее, теперь предметом обдумываний становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особой сложности приобрела задача профессионального ориентирования в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность – самостоятельность встречи с миром, что меняется, – вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устойчивым периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), в отличие от другого периода, отличается крайне неравномерным развитием как на міжіндивідуальному уровне, так и на внутри индивидуальном (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же ребенка часто не совпадает).

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем, это относительно самостоятельный период, который имеет собственную ценность. Его необходимость диктуется усложнением социальной жизни и тех требований, которые современное развитое общество предъявляет к уровню профессионального образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) – это старшие классы средней школы и позднюю юность (от 17 до 21 года) – высшая школа.

Ранняя юность отличается неравномерностью развития как на міжіндивідуальному (различия между старшеклассниками по физиологическим параметрам), так и на внутрішньоіндивідуальному уровне (несовпадение времени наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у индивида). Неопределенность положения (в одних ситуациях признают взрослым, в других – нет) и требований, которые ставятся перед юношами, по-своему преломляется в юношеской психике.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.

Выбор осуществляется дважды: первый раз в 9 классе, в связи с выбором формы завершения среднего образования; второй раз – в 11 классе средней школы, когда планируются пути получения высшего образования или включения в трудовой жизни, то есть дважды старшеклассник попадает в ситуацию выбора продолжения образования в одной из ее конкретных форм.

Профессиональное самоопределение как центр социальной ситуации развития формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, которая связана с изменением отношения к будущему. Зверненість в будущее, построение жизненных планов и перспектив – аффективный центр жизни юношества.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации.

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед личностью, которая формируется, и которые эта личность должна последовательно решить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда, а с другой – как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как “стоп-кадр” процесса развития: опыт, что приобретается на избранном пути меняет картину возможностей человека и направление ее дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в профессиональной деятельности, которая избирается, усваивается и выполняется, как процесс очередных выборов, каждый из которых – важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности. Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности.

Психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения:

– осознание ценности общественно полезного труда;

– общая ориентация в социально-экономической ситуации в стране;

– осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

– общая ориентация в мире профессионального труда;

– выделение дальнейшей профессиональной цели (мечты);

– согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными);

– знания о избранные цели;

– знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и тому подобное.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

– детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения);

– подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

– предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка различных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем – его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

– практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

К объективных условий профессионального самоопределения относятся: социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой профессиональной деятельности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, осуществляемая на этой стадии, осуществляется в условиях малодиференційованого представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуются условиями реальности, но еще не уверены в своих способностях – стадия пробного выбора (до 16-19 лет). Постепенно фокус их внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из многочисленных вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и следует осуществлять выбор. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, наоборот, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить лучшее образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее, нежели материальное благосостояние.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, увлеченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Однако, престиж той или иной профессии находится в обратной зависимости к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большее число из них будет відсіяне. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или образования следующей.

В субъективных условий профессионального самоопределения относят: возраст, уровень осведомленности, уровень притязаний.

Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном (в течение всего обучения) расширении кругозора и интересов ученика, ознакомлении с различными видами деятельности, привлечении к совместной работе. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои недостатки: категоричность выбора и нежелание рассматривать другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.

Очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей. В 15-17річних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен – это нормально и даже полезно, если стимулирует к росту и преодолению трудностей. Существуют и половые различия: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, в то время как девушки легче мирятся с неудачами, придавая большее значение устройству семейной жизни.

Таким образом, социальная ситуация развития в ранней юности – “порог” самостоятельной жизни. Эту особенность юности метко определил социолог В.Н. Шубкін, который назвал юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а иногда бескорыстно прожитые годы. В современных социокультурных условиях задача профессионального ориентирования приобретает особой сложности, так как родители, так и учителя часто сами неуверенны в правильности своих советов. По мнению Н.Г. Гинзбурга, выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических періодизаціях Д.Бы. Эльконина и В.М. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в ВУЗ, о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах. В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учебой в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущую деятельность в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ведь это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

Источник

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответ­ствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответ­ственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени ут­верждается самостоятельность личности.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обще­стве и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется ос­новная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение даль­нейшего жизненного пути, выбор профессии.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым пе­реходным периодом в развитии личности. Юноша, как и под­росток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к мо­лодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончатель­ного, действенного самоопределения и интеграции в обще­ство взрослых людей.

Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, кото­рой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.

Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмеча­ют следующие преимущества и недостатки продолжения обу­чения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым гото­вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии лю­бимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного по­быть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобре­тает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.

Работа привлекает прежде всего приобретением мате­риальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.

В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.

Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.

Как показывают отечественные и зарубежные исследо­вания, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказыва­ются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счаст­ливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспе­чивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разру­шить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осоз­нают переломность момента, его значимость для последую­щей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от мес­та жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая про­фессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессио­нального ориентирования приобрела в современных социо­культурных условиях, когда старшие (родители и учителя) за­частую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в проти­воположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процес­се кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный воз­раст), как никакой другой период, отличается крайней нерав­номерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зре­лости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологи­ческой, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределе­ния завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школь­ником, учебная деятельность в старших классах должна при­обрести новую направленность и новое содержание, ориен­тированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходи­мым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеха­нику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к произ­водственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техни­кумах, колледжах, технических лицеях или начинают соб­ственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в дей­ствительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самооп­ределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают професси­ональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жиз­ни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения уста­навливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В раннем юношеском возрасте профессиональное само­определение составляет важный момент личностного само­определения, но не исчерпывает его. Видение себя буду­щим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профес­сии фактически означает проецирование в будущее опреде­ленной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопре­деление рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределе­ние — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяю­щее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о про­фессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное само­определение молодых людей. Чем старше юноша, тем насто­ятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение не­скольких лет, проходя ряд стадий:

1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой ста­дии, производится в условиях малодифференцирован­ного представления о профессиях, при отсутствии вы­раженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере ин­теллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реаль­ным обстоятельствам. Из множества вариантов посте­пенно выделяются несколько наиболее реальных и при­емлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осоз­нание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопре­деления обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравствен­ный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, са­мопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения состав­ляют следующие психологические факторы:

• осознание ценности общественно полезного труда;

• общая ориентировка в социально-экономической ситу­ации в стране;

• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и само­реализации;

• общая ориентировка в мире профессионального труда;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты);

• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);

• знание о выбираемых целях;

• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистатель­ного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «луч­ших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого обществен­ного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает са­мую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разум­ной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подрос­тка самой способности осознанно и самостоятельно планиро­вать профессиональные и жизненные перспективы и при не­обходимости своевременно корректировать их».

Источник