Социальная ситуация развития ребенка младшего школьника

Социальная ситуация развития ребенка младшего школьника thumbnail

Младший школьный возраст

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

2. Деятельность младшего школьника

3. Умственное развитие младшего школьника

4. Развитие личности младшего школьника

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

У дошкольника имеется две сферы социальных отношений — ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок  — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».

Отношение «ребенок — учитель»выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого.

В принципе, отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интона­циях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети на первых порах ласкаются к учителю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом, делятся некоторыми интим­ными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра вссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребенка неотличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения ипожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка вообще часто бывает выше родительского.

В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребенком и управления классом. Этот стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.

Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, проявле­ния доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требова­ний, оценок. Личностный подход к ребенку у таких учителей преобладает над дело­вым; для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учет индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведения детей.

Этот стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поста­вить учеников в отношения сотрудничества. При этом дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу и хороший контакт. Учитель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит управлять своим поведением в условиях доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимо­понимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, това­рище, во взрослом, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятель­ности. Одновременно он объединяет детей, формируя чувство «мы», ощущение со­причастности к общему делу, давая опыт самоуправления. Оставшись на какое-то время без учителя, дети, воспитанные в условиях демократического стиля общения, стараются дисциплинировать себя сами.

Учителя с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью; они чаще пользуются запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. В работе деловой подход преобладает на личностным. Учитель требует безусловного, неукоснительного подчинения и определяет ребенку пассивную позицию, стремясь манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.

Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Императивный стиль быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей переживание покинутости, незащищенности, тревожности. Как правило, дети побаиваются такого учителя. Применение авторитарного стиля говорит о твердой воле учителя, но в целом он антипедагогичен, так как деформирует детскую личность. И наконец, учитель может реализовывать либерально-попустительский стиль в общении с детьми.

Он допускает неоправданную терпимость, снисходительную слабость, попустительство, вредящее школьникам. Чаще всего такой стиль является следствием недостаточного профессионализма и не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнения ими нормативного поведения. Даже дисциплини­рованные дети при таком стиле разбалтываются. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. Ребенок не осознает своих обязанностей. Все это также делает либерально-попустительский стиль антипедагогичным.

Меняются и отношения «ребенок – дети». Психологи отмечают уменьшение коллективных связей и отношениях между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя; учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем: через организацию учебной деятельности, он способствуй формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относится к эталону, который вводит учитель. Поэтому в младших классах много ябед. Также при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значима, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и близость их места жительства, и половой признак. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заостренно проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних — чрезмерная застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления и стабилизации отношений с другими дети обнаруживают подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников со­стоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов: например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным каче­ствам личности, но в целом дети III—IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необ­ходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% учащихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.

Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, которые иногда становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них могут складываться собственные нормы поведения, ценности, инте­ресы, во многом связанные с лидером. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но в ряде случаев может сформиро­ваться определенный смысловой барьер. В большинстве случаев дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортив­ные, игровые, увлечения и т.д.), не перестают быть активными чле­нами всего коллектива.

В младшем школьном возрасте в отношениях со сверстниками переплетаются два стремления:

1. «быть как все», которое возникает в условиях учебной деятель­ности из-за многих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обяза­тельными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следо­вать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. В младшем школьном воз­расте вообще, но особенно в первом классе, ребенку свойственны вы­раженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации. Например, в классе многие поднимают руки, желая ответить, но когда ребенка спрашивают, он не знает ответа.

2. «быть лучше, чем все», которое направлено на завоевания уважения сверстников и внимания взрослых. Данное стремление может проявляются как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Источник

Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими: с учителями, родителями и товарищами. К ребенку, небрежно относящемуся к учебным обязанностям, манкирующему школой, не желающему учиться, окружающие относятся иначе, чем к школьнику, прилежно исполняющему свой общественный долг.

Эти изменения в жизни ребенка обусловливают серьезные перестройки в системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Теперь система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения

ребенка к детям. Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятерочное», поведение и хорошие отметки — это то, что конструирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты учишься?» Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.

Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. В дореволюционной школе учитель выступал как представитель государства не только по своей функции. Это подчеркивала и его форма (мундир). В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. Построить такую систему отношений очень трудно. По словам Гегеля, приход в школу — это приведение человека к общественной норме. В школе — закон, общий для всех. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательых для всех школьных и связанных с этим общих социальных правил.

Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он имеет теперь обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. Получая хорошую оценку за свой учебный труд, он может ждать по отношению к себе со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения.

Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новое отношение с окружающими его людьми, иначе говоря, занять новое для него, характерное для школьника положение в нашем обществе. Переход к этому новому положению и составляет основную предпосылку для формирования личности.

То, что положение школьника обязывает к более ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает у него важнейшие волевые качества личности. Новые взаимоотношения и постоянное участие в серьезной, общественно значимой деятельности — учении — наполняет жизнь детей глубоким содержанием, что сказывается в характере общей направленности их личности, в их переживаниях, в особенностях их представлений.

Источник

1.1. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå

Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåñòðîéêå ñèñòåìû îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ñâÿçàííîé ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ñòàòóñ: îí ñòàíîâèòñÿ ó÷åíèêîì, ñìåíÿåòñÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ èãðîâîé íà ó÷åáíóþ. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé è ñòàâèò ðåáåíêà â íîâóþ ïîçèöèþ ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëûì è ñâåðñòíèêàì, èçìåíÿåò åãî ñàìîîöåíêó, ïåðåñòðàèâàåò âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå. Ïî ýòîìó ïîâîäó Ä.Á. Ýëüêîíèí[1] îòìå÷àë, ÷òî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ (â íåé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå âñåõ äîñòèæåíèé êóëüòóðû è íàóêè, íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñìûñëó (îíà ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó èñïîëíåíèþ (âûïîëíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûìè íîðìàìè), îíà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, ò. å. â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ.

Ïåðåõîä ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ôîíå ïðîòèâîðå÷èÿ, âîçíèêàþùåãî âíóòðè ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: äîøêîëüíèê ïåðåðàñòàåò ðàçâèâàþùèé ïîòåíöèàë ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, îòíîøåíèé, êîòîðûå ñêëàäûâàëèñü ó íåãî ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè ïî ïîâîäó èãðû. Ñîâñåì íåäàâíî âçàèìîîòíîøåíèÿ, ðåãëàìåíòèðóåìûå èãðîâîé ðîëüþ, èãðîâûìè ïðàâèëàìè, ÿâëÿëèñü èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, íî òåïåðü ýòà ñèòóàöèÿ èñ÷åðïàëà ñåáÿ. Èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê èãðå, äîøêîëüíèê âñå îò÷åòëèâåå ïîíèìàåò, ÷òî çàíèìàåò íåçíà÷èìóþ â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ïîçèöèþ. Âñå ÷àùå ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü âûïîëíÿòü íóæíóþ è âàæíóþ äëÿ äðóãèõ ðàáîòó, è ýòà ïîòðåáíîñòü ñêëàäûâàåòñÿ âî âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà. Ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ñïîñîáíîñòü âûõîäèòü çà ïðåäåëû êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è ñìîòðåòü íà ñåáÿ êàê áû ñî ñòîðîíû, ãëàçàìè âçðîñëîãî. Èìåííî ïîýòîìó êðèçèñ, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåõîäå ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, íàçûâàþò êðèçèñîì ïîòåðè íåïîñðåäñòâåííîñòè. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ïðè ïåðåõîäå îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó õàðàêòåðèçóåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îáúåêòèâíûì èçìåíåíèåì ìåñòà ðåáåíêà â ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñóáúåêòèâíûì îòðàæåíèåì ýòîãî íîâîãî ïîëîæåíèÿ â ïåðåæèâàíèÿõ è ñîçíàíèè ðåáåíêà. Èìåííî íåðàçðûâíîå åäèíñòâî äâóõ ýòèõ àñïåêòîâ îïðåäåëÿåò ïåðñïåêòèâû è çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ýòîì ïåðåõîäíîì ïåðèîäå. Âìåñòå ñ òåì ôàêòè÷åñêîãî èçìåíåíèÿ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ðåáåíêà íåäîñòàòî÷íî äëÿ èçìåíåíèÿ íàïðàâëåííîñòè è ñîäåðæàíèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî, ÷òîáû ýòà íîâàÿ ïîçèöèÿ áûëà ïðèíÿòà è îñìûñëåíà ñàìèì ðåáåíêîì è îòðàæåíà â îáðåòåíèè íîâûõ ñìûñëîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ è íîâîé ñèñòåìîé øêîëüíûõ îòíîøåíèé. Òîëüêî áëàãîäàðÿ ýòîìó ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé ðåàëèçàöèÿ íîâîãî ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà[2].

 ñâÿçè ñ ýòèì ñóáúåêòèâíûì àñïåêòîì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà, îïðåäåëåííàÿ Ë.È. Áîæîâè÷[3]êàê ñèñòåìà ïîòðåáíîñòåé è ñòðåìëåíèé ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî øêîëîé, òàêîå îòíîøåíèå ê øêîëå, êîãäà ïðè÷àñòíîñòü ê íåé ïåðåæèâàåòñÿ ðåáåíêîì êàê åãî ñîáñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü. Ýòîìó íîâîîáðàçîâàíèþ Ë.È. Áîæîâè÷ ïðèäàâàëà î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå, ñ÷èòàÿ, ÷òî «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà» è øèðîêèå ñîöèàëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ – ÿâëåíèÿ ñóãóáî èñòîðè÷åñêèå. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà êàê ñòðåìëåíèå ðåáåíêà çàíÿòü íîâîå ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå ïîçèöèîíèðîâàíèå, õàðàêòåðèçóþùåå ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì, îïðåäåëÿþùåå ïîâåäåíèå è äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è âñþ ñèñòåìó åãî îòíîøåíèé ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñàìîìó ñåáå è îêðóæàþùèì ëþäÿì. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü îáðàç æèçíè øêîëüíèêà êàê ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ â îáùåñòâåííîì ìåñòå îáùåñòâåííî-çíà÷èìûì è îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì äåëîì, ÷òî âîñïðèíèìàåòñÿ èì êàê àäåêâàòíûé äëÿ íåãî ïóòü ê âçðîñëîñòè, ïîñêîëüêó îòâå÷àåò ñôîðìèðîâàâøåìóñÿ â èãðå ìîòèâó ñòàòü âçðîñëûì è ðåàëüíî îñóùåñòâëÿòü åãî ôóíêöèè. Íà ïîÿâëåíèå âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ñóùåñòâåííî âëèÿåò îòíîøåíèå áëèçêèõ âçðîñëûõ ê ó÷åíèþ, îòíîøåíèå äðóãèõ äåòåé, ñàìà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ íà íîâóþ âîçðàñòíóþ ñòóïåíü â ãëàçàõ ìëàäøèõ è ñðàâíÿòüñÿ â ïîëîæåíèè ñî ñòàðøèìè. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ îò äîøêîëüíî-èãðîâîãî, èíäèâèäóàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîãî ñïîñîáà ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê øêîëüíî-ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì, îñîáåííî ê åå ñòîðîíàì, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûì ñ ó÷åíèåì. Ñôîðìèðîâàííîñòü âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ïðåäïîñûëîê óñïåøíîãî âõîæäåíèÿ ðåáåíêà â øêîëüíî-ó÷åáíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ âûñòóïàåò öåíòðàëüíûì êîìïîíåíòîì ñòðóêòóðû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå, îïðåäåëÿÿ äèíàìèêó îñâîåíèÿ ðåáåíêîì ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è íîâîãî øêîëüíîãî îáðàçà æèçíè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê âûõîäèò çà ðàìêè ñåìüè, ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà çíà÷èìûõ äëÿ íåãî ëèö, âîçíèêàþò íîâûå àâòîðèòåòû, ôîðìèðóþòñÿ ñëîæíûå îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè â êëàññå, èçìåíÿåòñÿ õàðàêòåð åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ ðîäèòåëÿìè, âîçíèêàåò îñîáûé òèï îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ çàäà÷åé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè («ðåáåíîê – âçðîñëûé – çàäà÷à»). Ó äåòåé ñóùåñòâåííûì îáðàçîì èçìåíÿþòñÿ âåñü îáðàç æèçíè è äåÿòåëüíîñòè, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, ñîâîêóïíîñòü ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó. Åñëè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâîâàëè äâå ñôåðû âçàèìîîòíîøåíèé: «ðåáåíîê – âçðîñëûé» è «ðåáåíîê – äåòè», òî â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå â ñèñòåìå îòíîøåíèé «ðåáåíîê – âçðîñëûé» ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ, çàêëþ÷àþùèåñÿ â åå ðàçäåëåíèè íà äâà êîìïîíåíòà: «ðåáåíîê – ðîäèòåëü» è «ðåáåíîê – ó÷èòåëü». Ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîé ïåðåñòðîéêå â ñèñòåìå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîé ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùåé äëÿ âñåé æèçíè ðåáåíêà. Ýôôåêòèâíîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, à òàêæå è âñå åãî ïîâåäåíèå îöåíèâàåòñÿ øêîëüíûì ó÷èòåëåì, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâèòåëåì êóëüòóðû, íîñèòåëåì è òðàíñëÿòîðîì îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ è íîâûõ ôîðì çíàíèé. Îöåíêà ó÷èòåëÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà õàðàêòåð åãî îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè: ñ ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè è äðóçüÿìè. Îò òîãî, êàêèå îöåíêè ïîëó÷àåò ðåáåíîê â øêîëå, çàâèñÿò åãî îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è ðîäèòåëÿìè. Îòíîøåíèå îêðóæàþùèõ ê ðåáåíêó, êîòîðûé ïîëó÷àåò âûñîêèå îöåíêè è êîòîðîãî õâàëÿò çà ïðèëåæíîå ïîâåäåíèå â øêîëå, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò îòíîøåíèÿ ê äåòÿì, ïðåíåáðåãàþùèì ó÷åáíûìè îáÿçàííîñòÿìè è øêîëüíûìè ïðàâèëàìè.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðè ïîñòóïëåíèè â øêîëó ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííûì îòíîøåíèåì «ðåáåíîê – îáùåñòâî». Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî â øêîëå âîïëîùåíû òðåáîâàíèÿ îáùåñòâà, äîìèíèðóåò ïðèíöèï ðàâåíñòâà, îðèåíòàöèÿ íà ñèñòåìó îäèíàêîâûõ ýòàëîíîâ è êðèòåðèåâ îöåíêè.

Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà ñâÿçàíà ñî ñòðîãî íîðìèðîâàííûì ìèðîì îòíîøåíèé, êîòîðûé óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ðåáåíêà è òðåáóåò îò íåãî îðãàíèçîâàííîé ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è ïîâåäåíèå, ïîä÷èíåíèÿ ñèñòåìå ñòðîãèõ, îáÿçàòåëüíûõ øêîëüíûõ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè îáùèõ ñîöèàëüíûõ ïðàâèë. Ìëàäøåìó øêîëüíèêó íåîáõîäèìî îñâîèòü íîâîå øêîëüíîå ïðîñòðàíñòâî, âûðàáîòàòü íîâûé ðåæèì äíÿ, âîéòè â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ); ïðèíÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå; óñòàíîâèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, ïîñòðîèòü íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè. Îò ðåáåíêà òðåáóåòñÿ âîâðåìÿ ïðèõîäèòü â øêîëó, ñëåäîâàòü øêîëüíîìó ðåæèìó è ñîáëþäàòü øêîëüíûå ïðàâèëà, âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ íà óðîêå è äîìà, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ò. ä. Íå âñå äåòè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè è îáÿçàííîñòÿìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ìíîãî÷èñëåííûìè ñóáúåêòèâíûìè è îáúåêòèâíûìè ôàêòîðàìè.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Ëåíà Ã. 7 ëåò, ó÷èòñÿ â ïåðâîì êëàññå.  øêîëó õîäèò îõîòíî, íà óðîêàõ çàíèìàåòñÿ ñ óäîâîëüñòâèåì. Íî ñ ïðèãîòîâëåíèåì äîìàøíèõ çàäàíèé – ïðîáëåìà. Äîìà çàíèìàòüñÿ ñîâñåì íå õî÷åò. Óâèëèâàåò îò çàíÿòèé ïîä ëþáûì ïðåäëîãîì: õî÷ó ïèòü, õî÷ó åñòü, ñïàòü, çàáîëåë æèâîò, óñòàëà ðóêà, íîãà è ò. ä. Èíîãäà îáìàíûâàåò, ãîâîðÿ, ÷òî çàäàíèé íà äîì íå çàäàëè. Ñïîêîéíûå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû ðîäèòåëåé ñ íåé óñïåõîâ íå ïðèíîñÿò, íàêàçàíèÿ òàêæå. Ïðè ïðîÿâëåíèè ðîäèòåëÿìè òâåðäîñòè â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ íà÷èíàþòñÿ èñòåðèêè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê çàíèìàåò íîâîå ïî ñðàâíåíèþ ñ äîøêîëüíèêîì ïîëîæåíèå â îáùåñòâå: ïåðåõîäèò îò ñâîáîäíîãî îò ïîñòîÿííûõ îáÿçàííîñòåé ñóùåñòâîâàíèÿ ê îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, çà êîòîðóþ íåñåò ñåðüåçíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä øêîëîé è ðîäèòåëÿìè. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå, íîâàÿ ñèñòåìà îòíîøåíèé è íîâàÿ, îáùåñòâåííî çíà÷èìàÿ äåÿòåëüíîñòü – ó÷åáíàÿ, íàïîëíÿþò æèçíü ìëàäøåãî øêîëüíèêà ãëóáîêèì ñîäåðæàíèåì è îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî ëè÷íîñòè, ñïîñîáñòâóþò ñòàíîâëåíèþ ÷óâñòâà äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä îêðóæàþùèìè, ðàçâèâàþò óìåíèÿ ñîçíàòåëüíî è îðãàíèçîâàííî äåéñòâîâàòü, óìåíèÿ êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ñèòóàòèâíûå èìïóëüñû è æåëàíèÿ, ðàçâèâàþò âîëåâûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè.

Ïîñòóïëåíèå â øêîëó çíàìåíóåò ïðîõîæäåíèå ðåáåíêîì ýòàïà àäàïòàöèè. Îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîéäåò àäàïòàöèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå, çàâèñèò äàëüíåéøåå îáó÷åíèå ðåáåíêà. Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà è ìîæåò ÿâëÿòüñÿ äëÿ íåãî ñòðåññîãåííîé, ïðèâîäèòü ê èçìåíåíèÿì ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âîçðàñòàíèþ ïñèõè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòè, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå è ïîâåäåíèå. Íà÷àëüíûé ïåðèîä îáó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî òðóäåí äëÿ âñåõ äåòåé, ïîñòóïèâøèõ â øêîëó.  îòâåò íà íîâûå ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçìó ïåðâîêëàññíèêà â ïåðâûå íåäåëè è ìåñÿöû îáó÷åíèÿ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ æàëîáû äåòåé íà óñòàëîñòü, ãîëîâíûå áîëè, âîçíèêíóòü ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïëàêñèâîñòü, íàðóøåíèå ñíà. Ñíèæàþòñÿ àïïåòèò äåòåé è ìàññà òåëà. Îòìå÷àþòñÿ è òðóäíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà, òàêèå êàê, íàïðèìåð, òðåâîæíîñòü è ñòðàõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáå, ó÷èòåëþ, íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñâîèõ ñïîñîáíîñòÿõ è âîçìîæíîñòÿõ. Îïèñàííûå âûøå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ïåðâîêëàññíèêà, ñâÿçàííûå ñ íà÷àëîì îáó÷åíèÿ â øêîëå, íåêîòîðûå çàðóáåæíûå ó÷åíûå íàçûâàþò «àäàïòàöèîííîé áîëåçíüþ», «øêîëüíûì øîêîì», «øêîëüíûì ñòðåññîì». Àäàïòàöèÿ ê øêîëå – ýòî ïðîöåññ ïðèâûêàíèÿ ê íîâûì øêîëüíûì óñëîâèÿì, êîòîðûé êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ïåðåæèâàåò è îñîçíàåò ïî-ñâîåìó. Áîëüøèíñòâî ïåðâîêëàññíèêîâ ïðèõîäÿò â øêîëó èç äåòñêîãî ñàäà. Òàì áûëè èãðû, ïðîãóëêè, ñïîêîéíûé ðåæèì, äíåâíîé ñîí, âñåãäà ðÿäîì ïåäàãîã.  øêîëå óñëîâèÿ èçìåíÿþòñÿ: çäåñü – äåÿòåëüíîñòü â äîñòàòî÷íî íàïðÿæåííîì ðåæèìå è íîâàÿ æåñòêàÿ ñèñòåìà òðåáîâàíèé. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íèì, íóæíû ñèëû è âðåìÿ.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî îò 45 % äî 52 % ïåðâîêëàññíèêîâ àäàïòèðóþòñÿ ê øêîëå çà 3 ìåñÿöà îáó÷åíèÿ. Íåóñòîé÷èâàÿ àäàïòàöèÿ çà 3–4 ìåñÿöà õàðàêòåðíà äëÿ 25–30 % ó÷àùèõñÿ. Îò 18 % äî 30 % ó÷åíèêîâ äåçàäàïòèðóþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, ñðûâ íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, óâåëè÷èâàåòñÿ çàáîëåâàåìîñòü îò íà÷àëà ê êîíöó ó÷åáíîãî ãîäà.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå äëèòñÿ â ñðåäíåì îò 2–3 íåäåëü äî ïîëóãîäà. Ýòî çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà, òèïà ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, óðîâíÿ ñëîæíîñòè îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, óðîâíÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è ò. ä. Ðåáåíîê, ïðèøåäøèé âïåðâûå â øêîëó, âñòðå÷àåòñÿ ñ íîâûì êîëëåêòèâîì äåòåé è âçðîñëûõ. Åìó íóæíî óñòàíîâèòü êîíòàêòû ñî ñâåðñòíèêàìè è ïåäàãîãàìè, íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ è ïðàâèëà øêîëüíîé äèñöèïëèíû, íîâûå îáÿçàííîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé ðàáîòîé. Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íå âñå äåòè ãîòîâû ê ýòîìó. Íåêîòîðûå ïåðâîêëàññíèêè, äàæå ñ âûñîêèì óðîâíåì èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñ òðóäîì ïåðåíîñÿò íàãðóçêó, ê êîòîðîé îáÿçûâàåò øêîëüíîå îáó÷åíèå. Äëÿ ìíîãèõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, è îñîáåííî øåñòèëåòîê, ïåðèîä ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ê øêîëå ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì, ÷òî îáóñëîâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü îñîáîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ïåðâîêëàññíèêîâ.

Источник