Социальная ситуация развития ребенка кризис развития
Наталья Симонова
Социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста: стабильный и кризисный периоды
Вопрос о роли социальной ситуации развития в психическом развитии ребёнка является ключевым в психологии развития и педагогике. Конструктивное решение данного вопроса определяет выбор оптимальных методов и форм воспитания и обучения.
Изучению влияния социальной среды на развитие ребёнкапосвящено много исследований в общей и детской психологии: Л. С. Выготский, А. Гезелл, А. Кларк, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.
Л. С. Выготский описал социальную ситуацию развития как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.
Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Социальная ситуация развития, для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребёнка, или его социальное бытие. В жизни ребёнка в данной социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, характеризующие перестройку сознательной личности ребёнка и являющиеся результатом возрастного развития. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста. Возникшие новообразования в сознательной личности ребёнка приводят к изменению самой личности. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребёнка и внутренней активности его психических функций.
В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребёнка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребёнок к концу данного возраста становится совершенно другим существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью. И если ребёнок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Такая перестройка социальной ситуации составляет главное содержание критических возрастов.
Периоды кризисов характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов неотчётливы. Однако характерно резкое обострение кризиса, происходящее в середине этого возрастного периода. Наличие кульминационной точки резко отличает их от стабильных эпох детского развития.
В критические возрасты развитие ребёнка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребёнка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Правда, всё это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды.
Кризис 3-летнего возраста, называется многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребёнка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребёнок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие.
В критические периоды развитие происходит революционным путём и включает в себя как отмирание старого, так и возникновение нового. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды – только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте.
Дальнейшая разработка идеи Л. С. Выготского о роли и структуре социальной ситуации развития проводилась в рамках культурно-исторического подхода в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, А. Г. Асмойлова, Л. Ф. Обуховой, О. А. Карабановой, А. В. Петровского и др. Было показано, что в структуре социальной ситуации развития выделяются объективный (место ребёнка в системе социальных отношений) и субъективный (внутренняя позиция ребёнка) аспекты. Реализация внутренней позиции ребёнка происходит через принятие ведущей деятельности, обеспечивающий решение задач развития и формирования основных новообразований возраста.
Д. И. Фельдштейн в качестве структурообразующей линии развития выделил социальное – его осознание, освоение (присвоение) реализацию как готовность к социокультурному творчеству: «В сущности, все личностное становление ребёнка заключается в реализации в нём индивидуально-социального …как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определённом уровне самосознания, самоопределения» .
В концепции А. Н. Леонтьева, ведущий вид деятельности наиболее полно выражает систему отношений ребёнка с обществом и играет первостепенную роль в психическом развитии. По исследованиям А. Л. Венгера, в каждом возрастном периоде имеется своё социально заданное содержание ведущей деятельности. Оно определяет функции её участников (ребёнка и взрослого, реализуемые в их функционировании, т. е. в том вкладе, который вносит каждый из участников. Психика ребёнка, ориентирующая его функционирование, развивается как подсистема в рамках развития целостной системы – совместной деятельности. Процесс психического развития ребёнка был тщательно изучен А. Л. Венгером в виде схемы,которая соответствует предмету данного исследования:
На этой схеме сплошными линиями обозначены связи, определяющие ход
На этой схеме сплошными линиями обозначены связи, определяющие ход психического развития, пунктирными – второстепенные для общего хода психического развития (фоновые). В частности, к фоновым воздействиям относятся непосредственное влияние индивидуальных особенностей функционирования взрослого на детскую психику, поскольку основным источником психического развития является активность ребёнка, а не внешние обстоятельства его жизни, взятые сами по себе. На это в своё время указывал Л. С. Выготский, подчёркивая активно-действенную позицию ребёнка в построении социальных отношений: «…отношение ребёнка к среде и среды к ребёнку даётся через переживание и деятельность самого ребёнка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребёнка». С возрастомстроение совместной деятельности изменяется: всё большую её часть начинает составлять функционирование ребёнка, избирающее и себя постепенно замещающее собой функционирование взрослого. При этом происходит усложнение структуры функционирования ребёнка и соответствующее развитие её ориентирующей инстанции – детской психики.
Социальным содержанием ведущей деятельности ребёнка раннего возраста (предметной) является освоение предметных действий, важнейшей структурной единицей которой выступает её предмет. Наблюдения Д. Б. Эльконина за формированием предметных действий в раннем возрасте показали, что оно определяется отношениями ребёнка со взрослым, что обуславливает совместный характер этой деятельности. Д. Б. Эльконин справедливо подчёркивал решающее значение взрослого, выполняющего функцию образца построения предметного действия. Функция ребёнка – это функция исполнителя. При этом его функционирование (непосредственное выполнение действий) может протекать в значительной степени автономно от взрослого.
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребёнкасо взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: «ребёнок–предмет– взрослый».
Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. Своеобразие социальной ситуации развития в стабильный период, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что ребёнок: «…живёт не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним».
В ходе предметной деятельности формируются психологические новообразования, делающие возможным полностью индивидуальное выполнение действия. Ребёнок начинает воспринимать связи и отношения между объектами, меняет отношение к окружающей действительности и к своей личности.
Накопленный опыт предметных действий, освоение речи, успехи в других видах деятельности и сферах жизни способствуют тому, что у ребёнка нарастает стремление к самостоятельности. Возникновение личного действия и сознания «Я сам» связано с появлением собственных желаний ребёнка, не совпадающих с желаниями взрослых, и поэтому он всёчаще и настойчивее говорит: «Я хочу». Перенос действия, его обобщение приводят ребёнка к отделению, сравнению и отождествлению себя со взрослым. Возникновение предметного отношения к действительности, когда ребёнок освоил не только назначение предметов, их функции, но и способ употребления, возникновение личного действия и сознания «Я сам», отделение себя от взрослого и ориентация на его оценку собственных достижений приводят к распаду старой социальной ситуациии выстраивается новая: «ребёнок – взрослый – предмет». Таким образом, к концу стабильного периода, границы мира ребёнка раздвигаются, включая кроме предметов отношения взрослых людей. Соответственно ближайший взрослый должен изменить своё отношение к ребёнку. Если взрослый не перестроит своё отношение к ребёнку, не организует деловое сотрудничество, если демонстрирует своё превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса 3-х лет.
Список литературы:
1. Белова Е. С. Влияние внутри семейных отношений на развитие одарённости в дошкольном возрасте/ Е. С. Белова// Психолог в детском саду. -2008.- №1.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
3. Венгер А. Л. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности/ А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001.- №3.
4. Смирнова Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
5. Урунтаева Г. А. Детская психология/ Г. А. Урунтаева. – М.: Academa,2006.
Источник
На чтение 9 мин.
Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника
Предпосылки к изменению социальной ситуации
Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.
Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).
Социальное развитие дошкольников
Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.
Что представляет собой социальная ситуация?
В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.
Социальная ситуация -проявления
Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика
Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.
Социализация детей – этапы
К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.
Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.
Общение со сверстниками – важная составляющая социализации
Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.
Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.
Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.
В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.
Тестирование дошкольников психологом
Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.
Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.
Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.
Направления социализации в схеме
Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.
Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.
Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:
- Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
- Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
Домашний любимец – один из важный элементов социализации
Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.
Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.
Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.
Роль игры в социализации неоспорима
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.
Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему
Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.
Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое
Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.
Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.
Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер
Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.
Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.
Игры приобретают совместный характер
Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.
Кризис семилетнего возраста
После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).
Источник