Социальная психология детства развитие отношений ребенка в
В. В. Абраменкова
Социальная психология детства
Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей
Моим Учителям – взрослым и маленьким посвящается
© В. В. Абраменкова, 2008
© ООО «ПЕР СЭ», 2008
Введение
Специфика познавательной ситуации анализа детства
Специфика познавательной ситуации анализа детства как социокультурной целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе.
Потребность в такого рода осмыслении назрела как внутри самих дисциплин (биологии, генетики, медицины, демографии, этнологии, истории, педагогики и др.), так и на их междисциплинарных границах.
В настоящее время анализ детства в системе его многообразных связей с миром характеризуется, во-первых, изменением к концу ХХ столетия социального статуса ребенка (от полной зависимости от воли взрослых – к отношениям паритетности и правам ребенка), а, во-вторых, все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического подхода к анализу Детства как развивающегося феномена в культуре и обществе.
Необходимость междисциплинарного синтеза проблемы детства как особой психосоциокультурной категории, с помощью которого возможно создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими видными учеными: Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровским, Д. И. Фельдштейном, Р. Харре, Д. Б. Элькониным, Э. Эриксоном и другими. Такое понимание детства, не вмещающееся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии развития ребенка (У. Бронфенбреннер), по этнографии детства (М. Мид), по социологии детства (В. С. Собкин), экологии детства (В. И. Панов), антропологии детства (В. И. Слободчиков).
Подобно коперниканской логике в XVI в., вступившей в противоречие с системой Птолемея, наука и общество в ХХ в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике – с «взрослоцентризма» на «детоцентризм».
Парадигма (от греч. пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена П. означает научную революцию.
Необходимость разработки нового поворота в системе знания и нового предмета обусловлена, как правило, возникновением парадоксов, связанных либо с накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамках теории, либо с возникновением кардинальных внутренних противоречий.
Парадокс (от греч. неожиданный, странный) – противоречие, приводящее к взаимно исключающим заключениям, выводам.
Такими парадоксами – противоречиями в изучении ребенка являются, на наш взгляд, следующие.
• Демократизация детской жизни, юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и др. документах И ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, традиционную для всех культур – игру со сверстниками.
• Ценность детей и брака, формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком жизнь семьи «ради детей» И резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости – таков парадокс нашего времени» [Вишневский, с. 93].[1]
• Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка и семьи (рост потребления товаров и услуг, в том числе и детских, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений – книг, фильмов, игрушек и пр.) И снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями жизни, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм). В России последние обстоятельства выражены особенно резко – в виде тревоги, апатии, пессимизма, прежде всего как проявления нравственно-духовного неблагополучия.
• Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, миллионов абортов, социального сиротства, детской беспризорности И растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей-инвалидов.
Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политические и социальные и причины, имеют очень существенный психологический компонент, и являются сигналами к переосмыслению самого предмета научного изучения ребенка, как в психологии, так и в смежных с ней науках.
Развитие образа ребенка в литературе и искусстве. В истории общества с конца XVII века в Западной Европе постепенно менялись ценностные ориентации и взгляды на ребенка и детство в целом и сам модус воспитания в сторону, – субъектно-эмоциональную. Эпоха Просвещения, особенно в искусстве, литературе, ознаменовалась появлением образа идеального человека – ребенка (Ж. Руссо). Ребенок как: добрый дикарь Эмиль (XVIII в.), чистый ангел или безвинный страдалец – Гаврош и Оливер Твист (XIX в.), а также маленькие герои русских писателей С. Т. Аксакова, В. М. Гаршина, Н. Г. Помяловского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова XIX века. Наконец, ХХ в. – это Том Сойер и Гекельберри Финн – «первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта» [Дольто,[2] с.45]. Это касалось не только литературы, но и изобразительного искусства, скульптуры, а затем и кинематографа. Появляются образы детства, резко отличающиеся от изображений Средневековья и Нового времени, ребенка воспевают, им любуются, его изучают. В ХХ веке провозглашается культ ребенка, ХХ век объявляется веком ребенка.
В то же время, в России имеется своя специфика в воззрениях на ребенка и его место в социальной системе. С одной стороны, юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей были присущи всем сословиям в России до середины XIX в., однако фактическая ценность детства была иной. Если по трудовому законодательству Англии в конце XIX века ребенок 11 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и за провинность мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. Другим важнейшим свидетельством глубокого уважения к детству явилось существование особого типа детской святости в традиционной русской культуре – благоговейного почитания святых детей в религиозной жизни народа, таких как Димитрий Углический, Иоанн Устюжский, Артемий Веркольский, Боголеп Черноярский и др. Тайна святости и непостижимая тайна детства соединились как уникальное явление русской духовности, сохранившееся по сей день.
Со второй половины ХХ столетия в мире наступает качественно новый этап прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: 1959 г. – Декларация прав ребенка, 1979 г. – ЮНЕСКО объявлен Годом Ребенка, 1989 г. – принятие Международной конвенции о правах ребенка. Появление детских Международных конгрессов, «детской дипломатии», детских творческих форумов и союзов и пр.
Социальная специфика бытия ребенка заключается в том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных общностей – мира взрослых и мира детей. Как пишет Л. С. Выготский, “ребенок живет в двойной действительности. Один мир для него составляется на основе его собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими его людьми логического мышления взрослых [Выготский, 1984 т.4, с 69].
Л. С. Выготский (1896–1934) – российский психолог, основоположник культурно-исторической теории; многие его положения послужили толчком к развитию целых научных направлений: в языкознании и психиатрии, дефектологии и этнографии, искусствознании и семиотике, философии и психологии развития. Эвристичные идеи Выготского о «зоне ближайшего развития», о роли детского коллектива как источнике развития высших психических функций ребенка и многие другие до сего дня не исчерпали свой научный и практический потенциал.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг 1 место — 86 место 2,540 — 2,154 — | Психологическая наука и образование Абраменкова В.В. АннотацияВ статье дается теоретический и методологический анализ социальной психологии детства. Показано, что присвоение всего богатства культуры происходит посредством механизма интериоризации, при главенствующей роли взрослого. Овладение содержанием детской субкультуры осуществляется через зону вариативного развития при определяющей роли сверстника. Подробно описываются составляющие картины мира ребенка. Современная общая познавательная ситуация изучения ребенка |
Источник
Халикова Валентина Владимировна, к.п.н.,
отличник народного просвещения
старший воспитатель ГБОУ «Школа № 842»
г. Москва, Зеленоград
Социализация детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Детство – всем хорошо известное, но мало изученное явление социального мира. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако термин «детство» используется широко, многопланово и многозначно.
Характеристике детства, особенностям процесса развития детей на разных возрастных этапах посвящено огромное число исследований, направленных на разработку его периодизации, фиксирующей устойчивых определенных особенностей и закономерностей данного процесса. Однако это еще и процесс, в котором ребенок всегда «зажат» определенными реальными возможностями, обусловленными не только возрастом, но и всей системой взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние детства в его обобщенном понимании в конкретном обществе, что изучено значительно меньше. Кроме того, до сих пор слабо проработан вопрос о том, что связывает между собой разные периоды детства, обеспечивает общее состояние, с одной стороны; с другой – что выводит его в иное состояние, иной мир – во взрослость.
Реализация принципов и идей ФГОС определяет необходимость поиска новых путей для изучения феномена детства, поиска ответов на вопросы, связанные с социальным развитие детства, с демократизацией детской жизни, юридическими свободами, зафиксированными в международных, государственных и других документах, и – ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего, традиционную для всех культур – игру со сверстниками [2], [19],[4].
Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет собой неотъемлемую часть общества, выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.
В контексте пространства жизнедеятельности В.В. Абраменкова выделяет и экспериментально анализирует следующие плоскости отношений ребенка. В горизонтальной плоскости отношения осуществляются «на равных» и к относительно равным субъектам – это сверстники) дети в пределах собственной возрастной категории, определяемой ребенком; при этом паспортный возраст может не иметь принципиального значения [3],[15],[22]. Наклонная плоскость отношений представлена взрослыми, теми, кого ребенок причисляет к таковым, или взрослыми «вообще» [11],[19]. Это могут быть и дети постарше, и даже ровесники ребенка, имеющие признанный в обществе более высокий статус, например, в традиционных культурах – дети, прошедшие инициацию [9],[12],[8]. Вертикальная плоскость представляет собой наименее изученный и наиболее сокрытый для исследователя тайный пласт духовных отношений (ребенок – Творец), определяющих независимо от религиозной принадлежности семьи становление категории совести в сознании ребенка и задающих моральное пространство представлений о добре и зле [7],[10],[21]. Панорамная плоскость отношений представлена окружающей ребенка средой, меняющейся с возрастом (от размеров вытянутой руки в младенчестве до космических расстояний в юности) и обусловленной историко-культурными представлениями (сформированной картиной мира), а также региональными особенностями местности, географическим ландшафтом и пр. [4],[16]. Кроме этих сформированных исторически, психологически открытых отношений, с середины ХХ в. появилась новая реальность – замкнутое, ограниченное пространство отношений с миром, которое имеет, например, тяжело больной ребенок или современный ребенок, отрезанный от всего мира вириальной плоскостью теле-, видео- или компьютерного экрана, это экранная плоскость отношений с информационной средой [13],[14],[20].
Другой важнейшей формой отношений, переживаемых ребенком, является время: прошлое, настоящее, будущее. Таким образом, отношения в детстве представляют собой многомерную иерархическую систему связей ребенка с миром, развивающуюся во времени и пространстве. Все плоскости отношений имеют важное значение в социализации ребенка, в приобретении социального опыта.
В центре внимания социальной психологии детства находятся социальные группы, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет. Это, прежде всего, семья, детские игровые сообщества и своеобразные «виртуальные» группы, которые ребенок подбирает сам в соответствии со своим желанием, возникающим у него в тех или иных жизненных обстоятельствах, макросоциальные группы (региона, населенного пункта, страны), с которыми ребенок себя идентифицирует. Социально-психологическая специфика развития отношений ребенка состоит в том, что он изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных общностей – мира взрослых и мира детей, каждый из которых оказывает мощное влияние на его личностное становление, а сочетание этих воздействий создает уникальную ситуацию развития детства на каждом этапе его исторического и индивидуального бытия.
Отношения ребенка осуществляются в двух направлениях: в семейных отношениях и отношениях с равными партнерами в детском сообществе. Детское сообщество является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка, поскольку первые детские объединения возникали уже в эпоху первобытности в связи с половозрастным разделением общества и предшествовали моногамной семье. Процесс автономизации от мира взрослых в детских сообществах повлек за собой формирование собственно мира «для себя» – особого смыслового пространства ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития, т.е. относительно независимой от взрослых детской субкультуры [1],[3],[15].
Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего социогенеза, составляют: традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.), детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.) [3],[15] , детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места и др.), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»), детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы) [12],[8], детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.), детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы) [6], эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты») [4], табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников взрослых [1], религиозные представления (детские молитвы, обряды) [7],[14].
Детская субкультура выполняет следующие функции:
– социализирующую (основным агентом социализации выступает группа сверстников);
– психотерапевтическую (здесь важное значение имеет детский фольклор);
– культуроохранительную (в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизации);
– прогностическую, ориентированную на будущее [1].
Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят достаточно сложный и неоднозначный характер в личностном становлении ребенка. В детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Именно детской субкультурой определяются вкусы, мода, язык и способы взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, создавая прототипы взрослых отношений, которые соотносимы с социальными и культурными нормами, помогающими понять себя, испытать свои силы [2],[17],[18].
Каждый из социальных институтов (семья и группа сверстников) представляет собой альтернативный референтный источник [2], благодаря которому осуществляется выбор моделей поведения, однако в ситуациях социальных переломов и нестабильности доля группы сверстников возрастает. Детское сообщество с определенного возраста ребенка начинает играть преобладающую роль в процессе его социализации.
Если семья и вообще взрослый, опирается на «зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский), готовит его к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов данной культуры (например, социально-экономических ориентаций, религиозной принадлежности и пр.), то детское сообщество, детская субкультура и особенно референтная детская группа обуславливают зону вариативного развития, задавая одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. В отличие от зоны ближайшего развития (ЗБР), определяемой в контексте сотрудничества ребенка со взрослым в процессе обучения, зона вариативного развития (ЗВР) задается группой сверстников в процессе игрового взаимодействия и общения, при этом знаковым становится не только слово, но и действие, движение, изображение, жест. Это значит, что смысл ЗВР для детской субкультуры заключается в установлении связи со всеобщностью культуры через собственное словотворчество, фольклор, мифологию, традиционную игру. Вариативность, непохожесть, самобытность содержания детской субкультуры обеспечивают, с одной стороны, ориентацию на утраченные, забытые формы человеческой культуры, а с другой – прогнозирование новых путей ее развития.
Вертикальная плоскость в детской картине мира – отношение детей различных возрастов к первичным нравственным категориям добра и зла – имеет выраженные графические компоненты и индивидуальные различия в выборе детьми позитивного, негативного или смешанного моральных эталонов. В последнее десятилетие намечается обратно пропорциональная возрасту детей тенденция к размыванию границ представлений о «добре и зле» и к сдвигу, особенно у мальчиков, графических пристрастий в негативную сторону.
Информационная среда в детской картине мира, представленная ограниченной плоскостью теле-, видео- и компьютерного экрана, активно влияет на всю систему пространств отношений ребенка, постепенно подменяя их «телеэкранной социализацией». Внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов, клипов и самих телеобразов [14],[20], экран конструирует «новую мораль», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка, такие как потребность ребенка в игре и общении со взрослым и сверстником.
Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества. «Детское общественное мнение» – общественное мнение завтрашнего дня – демонстрирует необходимость обращения к анализу картины изменяющегося мира в детском сознании для понимания настоящего и прогнозирования будущего.
На основании наблюдений, анализа взаимоотношений с миром взрослых и миром детства становится очевиден вывод о снижении многих показателей качества жизни современного ребенка, особенно в сфере нравственно-духовного здоровья, критериями которого являются: проявление гармоничных (гуманных) отношений ребенка к предметному миру, другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому; наличие светлой оптимистической картины мира, субъективного психоэмоционального благополучия, радостного мироощущения и веры в будущее [4],[6].
В силу изменения общей ориентации воспитания с коллективной на индивидуалистическую модель, ослабления игровых интерактивных форм совместной деятельности и других факторов социального, политического и психологического планов можно констатировать, что произошли существенные изменения системы отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и к себе самому. В первую очередь это касается проявления межличностных гуманных отношений внутри детской группы, отношений, при которых переживания сверстника приобретают для детей в группе личностный смысл, побуждающий к проявлениям сострадания его неудачам и сорадоваться его успехам. Без таких отношений невозможно адекватное личностное и социальное развитие ребенка, его становление в обществе.
Таким образом, гармоничное сочетание этих позитивных влияний взрослого и детского сообщества, мирное сосуществование детства во взрослом обществе способно обеспечить ребенку полноценное личностное развитие, успешную социализацию. Устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в содействии просоциальным самодеятельным детским объединениям, в обеспечении особого (одухотворенного) пространства детской жизнедеятельности. Это даст ребенку защиту от негативного влияния агрессивной окружающей среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья, обеспечит гармонизацию связей личности с миром, что является важным условием полноценного взросления ребенка, эффективной социализации в обществе.
Библиографический список
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
2. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке [Текст] /Ф. Арьес. – Екатеринбург: Из-во Урал.ун-та, 1999.
3. Виноградов, Г.С. Страна детей [Текст] / Г.С. Виноградов. – Избр. труды по этнографии детства. СПб.: Историческое наследие, 1998.
4. Вострокнутов, Н.В., Северный, А.А. Дети России: наследие и защита. Материалы Всерос. научн. практ. конф. (1-3 октября 1997 г.) [Текст] / Н.В. Вострокнутов, А.А. Северный. М.: РИПКРО, 1997.
5. Герасимова, И.Е. Мир детства и традиционная культура [Текст] / И.Е. Герасимова. – М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1998.
6. Дольто, Ф.Д. На стороне ребенка [Текст]/ Ф.Д. Дольто. СПб.: Петербург – XXI век, 1997.
7. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.
8. Кон, И.С. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока [Текст] / И.С. Кон. М.: Наука, 1983.
9. Косвен, М.О. Семейная община и патронимия [Текст] / М.О. Косвен. М.: Наука, 1988.
10. Леонтьев, Д.А., Щур, В.Г. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст] / Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /М.И. Лисина. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
12. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. М.: Наука, 1988.
13. Носов, Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства [Текст] / Н.А. Носов. М.: Ин-т человека РАН, 1997.
14. Орлов, А.М. Аниматограф и его анима. Психологические аспекты экранных технологий [Текст] / А.М. Орлов. М.: ИМПЭТО, 1995.
15. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. – СПб: Питер, 1999.
16. Панов, В.И. Введение в экологическую психологию: Учебн. пособие. Ч.1. [Текст] / В.И. Панов. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
17. Петровский, А.В. Психология в России ХХ век [Текст] /А.В. Петровский. М.: УРАО, 2000.
18. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1 [Текст] / В.Ф. Пирожков. М.: «Ось-89», 1998.
19. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Е.О. Смирнова.- М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
20. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. [Текст] / Международный семинар, июль 1993, г. Звенигород. М., 1994.
21. Флоренский, П.А. Имена [Текст] / П.А. Флоренский. М.: «АСТ», 2000.
22. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1976.
Источник