Социальная активность ребенка как условие развития детского творчества

ДАРЬЯ КОВАЛЕНКО
«Условия развития детского творчества». Консультация для воспитателей

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы, творчество как стиль жизни. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества.

Еще одно условие развития творчества детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Однако создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.

Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Источник

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.  

   Рассматривая вопросы определения педагогических условий для  эффективного творческого развития ребенка, формирования его творческой активности, выделяют ряд значимых положений.

Так отмечают, необходимость  определённой этапности, последовательности в формирования творчества у детей дошкольного возраста, которая связана:

«от процесса возникновения и становления этой формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции);

-от путей становления художественного образа у детей (замысел –  поиски средства – воплощение);

-от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослых и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нём – самостоятельная композиция детей)», – отмечала Ветлугина Н.А. в своей книге “Основные вопросы художественного творчества ребёнка”  

     Авторы отмечают ( Н.Н.Григорьева, Т.С.Комарова, Р.Г. Казакова и др.), что одним  из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослый процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом.

Отмечая значение занятий рисованием лепкой, аппликацией, конструированием в развитии детей, Н.П. Сакулина подчеркивает, что организация занятий и указания воспитателя, должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное.

Т. С. Комарова считала, что обучение изобразительной деятельности, способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение…

Вместе с тем, каждая система обучения дошкольников, направлена на формирование творчества, должна  развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, – важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Читайте также:  Концепция математического развития ребенка дошкольного возраста

Еще одно условие развития творческих возможностей детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. По мнению Б. Джефферсона, для обеспечения творческого развития детей можно использовать два метода: – предоставление детям возможности самостоятельного выражения своего отношения в рисунке и постановку перед детьми заданной темы.

Большинство педагогов и психологов отмечают спад творчества в начальной школе. Однако, одни из них – вслед за С.Л. Соловейчиком – связывают это с жесткими педагогическими воздействиями, ограничивающими развитие творчества.

Давыдов В.В. считал, что формированию творчества у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения. Эта мысль нашла свое подтверждение в исследованиях Г.Л. Урадовских, Л.А. Парамонова, при сравнении уровней развития воображения, с уровнем развития конструирующего творчества, чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

В развитии художественного детского творчества, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще неприменимым условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Л. С. Выготский считал, что для создания новых образований, необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением и воображением. Иначе даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творчества деятельности недостаточно.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества должна с необходимой предосторожностью развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

По мере обогащения разных видов детской деятельности у детей возникает способность к построению новых и достаточных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и на самой детской деятельности.

Детское творчество имеет свою возрастную специфику. Дошкольный период- первый основной этап творческого присвоения социокультурного опыта (Л.С. Выготский, Запорожец) – любое новое знание, любые новые впечатления предполагается ребенком через его уникальный внутренний мир.

При этом главное выступает реализация в обучении, именно в обучении формируется творческая личность (С.Л. Рубинштейн, Эльконин). Детское творчество проявляется в каждой конкретной деятельности, дает возможность определить пути его формирования.

А. Бакушинский, Е. Флерина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, считали, что в творчество нельзя вторгаться и нельзя управлять; доступно лишь создавать для него соответствующие условия. В широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сенситивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Большое значение – для организации обучения детей с целью формирования у них творчества имеют данные о возможности развития креативности (творчески) с помощью специальных методов, связанных с решением задач открытого типа; т. е. задач, имеющих несколько решений.  (П. Торренс, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова).

Руководство художественно-творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и тоже явление, образ действий или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Успешное осуществление воспитания и развития художественного творчества осуществляется под руководством педагога при определенных педагогических условиях.

 Одно из главных условий полноценного формирования художественно-творческих способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностях: игре, изобразительной, конструктивной, которые могут при их оптимальном осуществлении обеспечить всестороннее развитие ребенка.

Также важным условием развития художественного детского творчества является создание эстетической среды в группах детского учреждения. О необходимости организации эстетически благоприятной среды для развития художественных способностей и творческой одаренности детей говорили многие ученые: А.Ф. Лазурский, А.И. Савинков, С.Т. Шатский. Н.М и др.

Конышев Н.М. рассматривает   возможности развития     художественного творчества, используя в работе с детьми образцы аналоги и художественно- комбинаторные задания. Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Такой тип занятия исключает работу по образцу, а использует образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах (педагог разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять).

Такая организация творческого занятия проистекает из психологической природы творчества, которая предполагает, что процесс творческого поиска человек все- таки от чего-то отталкивается « То, что ни на что не похоже, не существует»,- отмечал Поль Валери в своей книге “Об искусстве” . Прежде всего, они дают представления о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции. Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо выделить так называемые художественно- комбинаторные работы, они предполагают создание оригинального художественного образа.

Художественно – комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру с материалом, поиск не запланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. (Эта работа очень важна для детей, поскольку она способствует разработке гибкости и оригинальности мышления). Все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающие не выдвижение  «научных гипотез», а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы.

Аналогично может быть построена работа по ассоциациям, которые возникают у детей при виде заданной формы. Первоначально эти ассоциации могут быть не очень отчетливыми, а по мере воплощения образа вообще могут меняться. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, воспитатель (педагог) должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения.

Читайте также:  Как рахит влияет на развитие ребенка

И.Г.Андреева в своём автореферате “Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности”  выделила условия развития творческой активности в аспекте   театрализованной игре:

  • не регламентировать творческую деятельность детей, избегать  воспроизведения трафаретных  и однообразных действий, сюжетов и приемов;
  • представлять детям возможность выбора в процессе театрализованной игры (сюжета, роли, партнеров и т.п.);  
  • поощрять детей к импровизации по ходу действия (придумывание сюжетов . Введение оригинальных персонажей в традиционные сюжеты, смене и совмещению ролей и пр.)
  • расширять набор предметов заместителей, учить детей гибко использовать их в игровой ситуации;
  • создавать эмоционально  насыщенную атмосферу в процессе театрализованной деятельности (взрослые включаются в игру заряжая детей своими интересами, эмоциями, вносят в игру моменты неожиданности, сказочности и т.д.);
  • внимательно и тактично наблюдать за свободной театральной деятельностью детей, включаться в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.

   Так педагогическая технология  Веселовой Л.Г. формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале экологического содержания, предполагает интеграцию следующих технологических модулей:  

  • организация интегрированных занятий по ознакомлению с экологическими системами;
  • организация игровой деятельности детей;
  • организация предметно-пространственной среды детского сада;
  • организация методическо-просветительской работы с педагогическим коллективом.

Подводя итоги, вышеизложенные рассуждения об условиях развития творчества имеют смысл, если помнить при этом другое замечание большого ученного: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми», – сказал Б.Н. Теплов в книге “Психологические вопросы художественного воспитания”.

Таким образом, рассмотрев различные педагогические условия для развития творческой активности в художественно – изобразительной деятельности можно сделать вывод, что единого подхода здесь нет, и не может быть, руководство художественно – творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, в различных видах деятельности, передается разными средствами

Источник

«Создание условий для развития творческих способностей детей»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а  некоторым детям  моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества – это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «до изобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла или желания что – то изобразить, но этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Если материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им способами изображения. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет.

Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

Читайте также:  Что такое развитие ребенка определение

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в нарисованных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в результате замысла.

Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.                                                                                                                       Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Из опыта своей работы могу сказать, что необходимо расширять опыт ребенка, если  хочешь создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Воспитатель должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение – это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.                                                                                                                     Так как я работаю с детьми старшего возраста, то могу сказать, что этот возраст благоприятен для развития способности к творчеству. Именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «то есть, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.                                                                   

Критерии творческих способностей

Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников

 

Восприятие

– наблюдение;

– экскурсии;

– рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов;

– создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета или явления;

– индивидуальная беседа;

– вопросы;

– дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятие цвета и цветовых оттенков;

– рассматривание и анализ детских работ;

-тематические выставки рисунков;

– художественное слово, загадки;

– пластические и психологические этюды;

– коммуникативные игры;

– слушание аудиозаписей, музыки и др.

 

Воображение

– сюжетно-ролевая игра;

– игры и игровые упражнения («На что похоже?», «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку», «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый или злой» и т.п.);

– рисование по замыслу;

– коллективное рисование

 

Особенности зрительной чувствительности

– использование схем, алгоритмов, технологических карт;

– упражнения на ориентировку в пространстве (далеко-близко, слева-справа, впереди-сзади и т.д.)

 

Специальные умения руки

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения на развитие мелкой моторики;

– игры с мелкими игрушками, мозаики;

– лепка из пластилина;

– работа с ножницами;

– использование нетрадиционных материалов (акватушь, мелки, сангина) и способов рисования (пластилином, крупой, колоском, губкой и др.)

 
   

Ну и, конечно, не стоит забывать, что основным критерием развития творческих способностей детей является эмоциональная чувствительность и эмоциональная отзывчивость ребёнка. Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей. Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.

Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь).

При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности. Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка.

Для того чтобы  обогатить знания детей о природе (животных, явлениях природы), о поведении в ней человека  я использую в своей работе: видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Из выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей в первую очередь необходима мотивация, накопление и обогащение чувственного, эмоционально-интеллектуального опыта. Важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, обучать ребёнка разным способам действия для реализации своего замысла, используя комплекс методов и приёмов. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

Источник