Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка thumbnail

Особенности социальной адаптации ребенка значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Конечно, этим занимаются психологи, социальные работники, воспитатели и многие другие, но эффективность будет значительно снижена, если в процессе не примут участие родители, ведь именно они регулируют и направляют жизнь ребенка, и без них он вряд ли найдет помощь на стороне раньше, чем проблемы примут серьезный характер.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Такой человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами, при этом не подавляя свои личные качества, что поможет ему грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность добиваться своих целей без психологического дискомфорта.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации.

Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача взрослых помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Важную роль в этом процессе играют детский сад, школа, двор или игровая площадка, где гуляет ребенок, различные кружки, которые он посещает. Это те места, где человек с ранних лет вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что позволяет ему развить навыки коммуникации.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Но при этом встает вопрос психологической адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения. Что же делать?

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Первые годы

Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Выход в социум

В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.

Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.

Читайте также:  Упражнения для развития ума для ребенка 7 лет

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Дети с ограниченными возможностями

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Фото социальной адаптации детей

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Переходный возраст
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Источник

Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.

Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».

Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возрастделится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.

Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптацииребенка к условиям ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно – психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:

1. Легкая адаптация:

Читайте также:  Центр развития ребенка в могилеве

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Слайд 7.

2. Средняя адаптация:все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние ребенка;

социальные контакты ребенка;

послеполуденный сон;

аппетит ребенка.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

хороший аппетит;

спокойный сон;

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими;атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

4.Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Слайд 10.

К основному методу преодоления и предотвращения трудностей социальной адаптации относится – игра, т. к. игра – является ведущей деятельностью дошкольников.Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей,- самостоятельные игры:

игра-экспериментирование;

самостоятельные сюжетные игры:

– сюжетно-отобразительные,

– сюжетно-ролевые,

– режиссерские,

– театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной

и воспитательной целями:

игры обучающие:

– дидактические,

– сюжетно-дидактические,

– подвижные;

досуговые игры:

– игры-забавы,

– игры-развлечения,

– интеллектуальные,

– празднично-карнавальные,

– театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

“Жизнь в лесу”

“Добрые эльфы”

“Птенцы”

“Театр теней”

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

“Назови себя”

“Позови ласково”

“Волшебный стул”

“Подарок другу”

“Скульптор”

“Пирамида любви”

Слайд 12.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Учим контролировать движения и работать по инструкции

“Холодно – горячо, право – лево”

“Замри!”

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

“Поводырь”

Развиваем умение активно слушать:

Учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

“Пантомимические этюды”

“Сказки наизнанку”

Развиваем слуховое восприятие

“Телефон”

“Сундучок”

“Пум – пум – пум”

Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

“Зеркало движений”

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

“Магазин игрушек”

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения

“Я бросаю тебе мяч”

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева

“Изобрази животное”

“Уходи, злость, уходи”

Источник

Самостоятельная работа по материалам темы 2.2

Подготовить описание способов решения проблем социолингвистической адаптации ребенка-дошкольника в поликультурных коллективах (не менее 3-х).

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Источник