Социализация ребенка через развитие творческих способностей

Социализация ребенка через развитие творческих способностей thumbnail

Смоленское государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Красноборская санаторно-лесная школа» города Смоленска

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Социализация учащихся через развитие творческих способностей

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, инициативного и компетентностного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу устной деятельности обучающегося, но как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. В современном обществе нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В обществе растет прослойка людей, занятых в самых различных сферах деятельности, осознающих, что будущее нуждается в новом, лучшем мышлении и важную роль в этом должна сыграть именно способность к творчеству. Именно поэтому формирование творческих способностей является сейчас одним из условий социализации учащихся в современном обществе. Развивая себя, чувствуя в себе творческий потенциал, подростки с большей уверенностью смотрят в завтрашний день. Они легче и без больших для себя потерь проходят самые сложные периоды становления личности. Особенно это актуально в нашем учреждение, где учащиеся находятся круглосуточно в дали от самых близких им людей – родителей. Им приходится преодолевать не только трудности связанные с восстановлением их здоровья, но сложности связанные организацией быта, досуга, обучения, когда они находятся вдали от родителей. Адаптация к учебному процессу таких детей более проходит сложней, они чаще устают на уроках, более восприимчивы эмоционально. Коллективное устройство досуга и организация пребывания в санаторно-лесной школе имеет как положительные стороны – воспитание самостоятельности, умение общаться в коллективе и т.д. Так и отрицательные стороны – некоторая утрата индивидуальности, дети часто не могут проявить свои способности из-за страха быть не понятым. Такая проблема существует во всех учреждениях закрытого типа. Учитывая все это педагогам важно найти для каждого ученика ту область развития, которая будет способствовать формированию уверенности в своих способностях и возможностях, способствуя усвоению образов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Предмет «Технология» уникален для достижения таких целей. Цель решаемая на уроках технологии это – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» – вот основные направления обучения учащихся в предметной области «Технология»

Предмет «Технология» уникален еще тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.

На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.
На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. Для более успешной работы в данном направлении можно применять ролевые игры. Например, предложить учащимся примерить на себя «роль мамы». И разыграть ситуации «из жизни» после игры, с помощью наводящих вопрос выяснить:

Читайте также:  Семья как условие психологического развития ребенка

Как бы ты работал в данной ситуации?

Что мама сделала неверно?

Занятия такого характера позволяют не только лучше запомнить обучающимися правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.

Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.

На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. На уроках мы часто рассказываем девочкам, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды, учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков. Получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. Знания, полученные при изучении этих тем, пригодятся учащимся в жизни.

Для развития познавательных способностей учащихся на уроках применяется ИКТ – различные видеоряды и презентации о современной моде, видов тканей и т.д. Таким образом, происходит обогащение их социального опыта:

создаются своего рода зона ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе просмотра видеорядов, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.

Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.

Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых. Результат такой работы отмечают родители, забирая домой после лечения, их дети зачастую приятно удивляют своим умением организовать свой досуг, стремлением помочь в домашних делах, приготовлении еды. Получая одобрительный отклик от родителей, учащиеся получают первые уроки социальных отношений, «сделал дело, гуляй смело» – эта поговорка уже находит практическое применение у наших детей.

В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.

Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, творческого потенциала физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Литература

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: 1999.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006.

  3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: 1998.

  4. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М,: 1996.

Источник

Развитие творческих способностей детей как условие социализации

Михайлова С.М.

МБОУ ЗАТО СЕВЕРСК «СОШ» №84

636070, г.Северск, Томской обл., пр. Коммунистический 101

Обучение детей в школе – процесс социальный. Он включает в себя широкий круг вопросов: овладение навыками, умениями, знаниями, формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Читайте также:  Центр развития ребенка в казани в ново савиновском районе

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей детей. Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, в процессе которой человек отступает от образа и стереотипа, экспериментирует, изменяет окружающий его мир, создаёт нечто новое для себя и других людей. Творчество связано с возможностью мыслить, выбирать различные варианты, искать решения в нескольких направлениях, например, эстетическом и художественном.

Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с эстетическим воспитанием и художественным развитием личности, а также поиском новых форм сознательного участия школьников в «повседневном жизненном творчестве», художественно-практической деятельности внесли ученые – педагоги А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий . Они рассматривали эту деятельность, как важнейший компонент в жизни детей, действенное воспитательное средство для эффективной социализации личности.

В 1995 году в «СОШ» №81 города Северска был создан Театр моды, в котором принимали участие учащиеся 6 – 10 классов. За 16 лет сменилось 5 составов театра, было разработано и выполнено более 20 коллекций.

Театр моды – это творческое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Оно творческое ещё и потому, что всегда выступает в разных вариантах, учащиеся постоянно выявляют свои новые возможности. И чем богаче содержание коллективного творчества, тем сильнее его воспитательный эффект в формировании мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического умственного и физического воспитания.

Успешность воспитания обеспечивают:

– многомерность и полифункциональность воспитательного пространства в Театре моды;

– создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

– активизация всех видов деятельности и психических процессов;

– профессиональное мастерство учителя;

– преемственность между старшими и младшими учащимися в использовании форм методов и средств воспитательного воздействия;

– привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии своих детей.

Развитие творческих способностей учащихся через Театр моды происходит следующим образом. В Театр привлекаются учащиеся 6-7 классов, когда уже заложены знания по предмету технология по разделам конструирования, моделирования и пошиву одежды. Девочкам предлагается попробовать себя в качестве художников-модельеров, манекенщиц, портних и в сценическом искусстве. Из заинтересованных учащихся создаётся группа из 15-20 человек. На первом занятии из копилки журналов мод выбираются идеи, определяются темы и некоторые очертания будущей коллекции. Каждый может вносить любое, самое фантастическое предложение.

На этом этапе очень хорошо развивается наглядно-образное мышление, основой которого является воображение. Ведь именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Для выбора окончательного варианта коллекции отбирается несколько идей, которые реально могут воплотиться в жизнь. Включается логическое мышление, при помощи которого оцениваются реальные умения, навыки и возможности. Затем создаётся инициативная группа, которая выбирает конкретную идею, разрабатывает эскизы, подбирает и рассчитывает количество ткани и фурнитуры.

На основе эскизов конструируются и моделируются выкройки будущих моделей одежды, применяя полученные знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии. В процессе деятельности формируются основные виды восприятия: глубина творческого процесса, направление и скорость движения, время и пространство. В результате девочки обучаются воспринимать и оценивать формы своих будущих изделий.

После приобретения тканей и всего необходимого для шитья начинается раскрой и пошив изделий. При обработке современных тканей часто возникают сложности, приходится разрабатывать технологию изготовления, экспериментировать. Во время работы могут вноситься какие-то изменения и дополнения. Здесь восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь выступают как важнейшие компоненты творческой деятельности.

Параллельно с пошивом и изготовлением коллекции начинается работа над композицией, подбирается музыка, движения, отрабатывается походка, мимика, жесты. Используются психологические приёмы, позволяющие научиться вести себя на сцене, взаимодействовать с публикой, творчески выражать себя в этой роли. На этом этапе формируется положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. В итоге получаются мини-спектакли, которые демонстрируются на сцене школы, а наиболее интересные – на городских и областных конкурсах.

Городские и областные конкурсы направлены на передачу своего организаторского опыта другим коллективам, обмен опытом путём наглядного показа своих коллекций и обсуждения. Эта форма способствует воспитанию у членов коллектива интереса и уважения к опыту другого коллектива, способности сравнивать его с собственным, и перенимать всё наиболее полезное и интересное. Участвуя в конкурсах, подростки учатся переживать неудачи, радоваться достижениям, делиться опытом, впечатлениями, планами. Конкурсы объединяют членов коллектива, а также способствуют привлечению родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии детей.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в доу

После показов, а также в конце года при подведении итогов проводится анализ работы Театра моды. Его цель – научить учащихся видеть причины успехов и неудач любого дела. При этом выясняется, что удалось, почему, и что не удалось, какие уроки можно извлечь на будущее, что можно сделать, чтобы следующая коллекция была ещё лучше.

Участие в Театре моды развивает самостоятельность у подростков, независимость суждений, оригинальность мышления, богатство отношений. Всё это даёт уверенность в своих способностях и возможностях, позволяет успешно пройти социализацию в нашем обществе. Та атмосфера творчества, которая царит на занятиях, повышает стремление к новому, необычному, и после завершения очередной коллекции у детей возникает желание создавать ещё большую красоту. Именно красота вносит в наш предметный мир ту одухотворённость, которая влияет на подсознание человека, формирует чувства и эмоции, стиль жизни, манеру поведения, деятельности и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.В. Кузнецова «Воспитание школьников» – М.: №3 – 2003 – с.23; №10 – с. 17-22; №8 – 2003 – с.3; №2 – 2003 – с.7; №8 – 2002 – с.2-3; №10 – 2002- с.10-11.

  2. Р.С.Немов Психология – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006г. – 688 с.

  3. Б.И.Коротяев Учение- -процесс «творческий» – М.: «Просвещение» 1989г. – 158с.

МБОУ «СОШ №84» г.Северск.

Михайлова Светлана Михайловна -учитель технологии.

Тема: «Развитие творческих способностей детей через Театр моды, как условие социализации»

1. Обучение детей в школе – процесс социальный. Он включает в себя широкий круг вопросов: овладение навыками, умениями, знаниями, формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

2. Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей детей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Слово творчество происходит от слова «творить», то есть создавать что-то новое, такую возможность можно реализовать в школьном Театре моды.

3.Цель такого творчества – формирование эстетического восприятия мира через интерес к внешнему облику и образу подростков, действенное воспитательное средство для эффективной социализации личности.

4. В 1995 году в «СОШ» №81 города Северска был создан Театр моды, в котором принимали участие учащиеся 6 – 10 классов. За 16 лет сменилось 5 составов театра, было разработано и выполнено более 20 коллекций.

5.Актуальность работы Театра моды – стимулирование творческой активности учащихся, создание условий для их самовыражения, содействие развитию творческого мышления и художественного вкуса.

6. Театр моды – это творческое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений. Оно творческое ещё и потому, что всегда выступает в разных вариантах, учащиеся постоянно выявляют свои новые возможности. И чем богаче содержание коллективного творчества, тем сильнее его воспитательный эффект в формировании мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического умственного и физического воспитания.

7. Успешность воспитания обеспечивают:

– многомерность и полифункциональность воспитательного пространства в Театре моды;

– создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

– активизация всех видов деятельности и психических процессов;

– профессиональное мастерство учителя;

– преемственность между старшими и младшими учащимися в использовании форм методов и средств воспитательного воздействия;

– привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании и творческом развитии своих детей.

8.Итог работы Театра моды – реализация творческих способностей учащихся, с опорой на свою индивидуальность. Участие в Театре моды развивает самостоятельность у подростков, независимость суждений, оригинальность мышления, богатство отношений. Всё это даёт уверенность в своих способностях и возможностях, позволяет успешно пройти социализацию в нашем обществе.

Источник