Социализация на разных возрастных этапах развития ребенка

Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности социализации человека.
Охарактеризуем результаты исследований особенностей социализации в процессе возрастных изменений.
Первый этап – детство (0–12 лет). В детстве примерно на 70% формируется человеческая личность, хотя происходит только игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девочки – в дочки-матери. При этом закладывается фундамент социализации, происходит первичное обучение, хотя это самый незащищенный этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, так как социализация для них началась слишком поздно, а она не поддается искусственному управлению или манипулированию. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем больше потребность в специальном обучении и социализации.
Второй этап – юность (13–19 лет). В этом возрасте происходят психофизиологические изменения, которые влияют на ход и содержание социализации. В этот период заканчивается формирование личности. При этом трудности социализации связаны с несовпадением:
- – высокого уровня притязания (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса, который задан возрастом;
- – старого стиля родительства (для родителей подростки всегда дети) и новых потенциальных возможностей, заданных психофизиологическим повзрослением;
- – между усилившимися ориентацией на самостоятельность и зависимостью от мнения и поведения сверстников.
На двух первых этапах социализации доминируют следующие факторы социализации: образование, идеологическое просвещение, усвоение определенной социальной информации, профессиональное обучение.
Третий этап – зрелость (в зависимости от конкретных обстоятельств от 20 до 55–60 лет). Зрелый возраст – это собирательное понятие из нескольких циклов человеческой жизни: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей. Он охватывает период активной трудовой и общественно-политической деятельности, характеризуется расцветом человеческой личности. Взрослая жизнь – самый активный период социализации: в это время происходит освоение социальных ролей не в игровой форме, а в реальной ситуации. Впервые уравниваются объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения. При этом доминирует фактор морального и материального стимулирования, а также регулятивно-контролирующий (предписания, нормы, эталоны духовных и материальных ценностей). Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому – саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению.
Четвертый этап – старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, изменяется трудовой статус, содержание работы, мотивации и отношение к жизни, круг общения и самооценка. Пожилой человек превращается из производителя в потребителя, но перед ним раскрываются новые социальные возможности.
Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению социализации на различных возрастных этапах является самостоятельным предметом социальной педагогики. Специфика социально-педагогической работы с различными категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.
Первая представляет отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обучения и воспитания детей, подростков, юношества (молодых людей).
Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте – это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации подростка школьного возраста являются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессиональная ориентация. Особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения (начального, среднего, вузовского): адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой деятельности, утверждение в перспективе профессиональной деятельности. Также данная отрасль изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового и сексуального развития молодых людей.
Вторая изучает педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности:
- – необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека;
- – проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и переподготовки взрослого человека:
- – адаптацию взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, в трудовом коллективе, в профессиональной деятельности);
- – рост профессионального мастерства;
- – общекультурное и духовно-нравственное развитие взрослого человек;
- – самоутверждение человека;
реализация семейной функции (формирование семьи, укрепление семейных отношений, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи);
– подготовка к послетрудовой деятельности.
Третья анализирует особенности социального развития человека в пожилом и престарелом возрастах:
- – адаптации к новым условиям пенсионера;
- – реализации потенциала человека в обществе;
- – сочетания семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым в достойной жизни;
- – социальную поддержку человека на завершающем этапе жизни;
- – использование опыта и знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.
Источник
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.
Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.
Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Для чего это нужно?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.
В чем заключается социализация дошкольников?
Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:
- Как интеграция детей с социальной группой.
- Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.
Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.
Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.
Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.
Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.
Влияние семьи на процесс социализации
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.
Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.
В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.
Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.
Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.
На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.
Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.
Игры и социализация дошкольников
Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.
Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.
Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.
Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.
Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.
К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.
Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.
Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).
Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.
Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.
Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.
Смотрим игры для социализации дошкольников.
Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.
Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.
Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.
Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.
Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.
Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.
Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.
Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.
С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.
Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.
Агрессия дошкольников
Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.
Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.
Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.
В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.
Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.
Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!
Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.
Источник
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Методическая разработка
Особенности психического развития и социализации личности на разных возрастных этапах.
Разработала:
Социальный педагог Гребенюк Е.П.
Тверь-2017
1.Субъективная составляющая структура социальной ситуации развития.
Цель: раскрыть понятие субъективной составляющей структуры социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Понятие было введено советским психологом Львом Семёновичем Выготским.
1.Младенец – беспомощное существо, лишенное основного средства общения-речи. Взрослый человек -центральный элемент окружающей действительности (социальная ситуация «ребенок-взрослый»). Главную роль в жизни занимает мать. От ее отношения к ребенку зависит динамика формирования доверия к социальному окружению, новых форм поведения, психической общности со взрослым.
2.
Ранний возраст (1-3 года).
2. Социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым исчезает. В ней появляются двое – ребенок и взрослый. Происходит развитие речи у ребенка в виде ситуативных слов. Общение направлено на совместную деятельность с употреблением предметов («ребенок-предмет-взрослый»). Развитие самостоятельной ходьбы у ребенка. Восприятие является ведущей психической функцией ребенка. У него появляется сознание, зачатки игровой деятельности. Успешность этой стадии развития зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, их внимательности к новообразованиям возраста.
3.
Дошкольный возраст ( с 3-х до 6-7 лет).
Отделение ребенка от взрослого и установление отношений с миром взрослых людей (мир социальных отношений) опосредованно с помощью игровой деятельности. Ролевая игра позволяет выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов с помощью предметов, которые «насыщаются» необходимыми свойствами. Благодаря этому ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности. Появляется новая форма общения со взрослым – внеситуативно – личностное, а также «теоретическое сотрудничество». Успешность этой стадии развития зависит от понимания родителями важности задаваемых ребенком вопросов, на которые необходимо отвечать своевременно, понятно, обсуждать их вместе с ним, помогая тем самым достичь цели. Все это позволит ребенку к концу дошкольного возраста сформировать психологическую готовность к школьному обучению.
4.
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 9-11 лет).
Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной. Ребенок должен научиться учиться. Для этого необходима познавательная мотивация. Предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий учебную деятельность. Задача родителей в этот период оказывать ребенку всю необходимую помощь (психологическая поддержка (похвала, одобрение, понимание, сопереживание), помощь в выполнении заданий по предметам, объяснять ребенку общественную значимость учения). Школьный возраст обладает большими резервами для развития личности и это должны понимать в первую очередь взрослые.
5.
Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15-лет).
Отроческий или подростковый возраст. Особенность возраста связана с пубертатным периодом развития ребенка, что создает дополнительные проблемы. Это период реконструкции телесного образа «Я», переход к взрослой сексуальности, развития интеллектуальной сферы, замены влияния семьи на влияние группы сверстников, становление идентичности, расширения и содержания понятия «учение». Успешность этой стадии развития зависит от сложившихся отношений со взрослыми. В условиях сотрудничества, взаимопонимания подросток равняется на взрослого как образец деятельности и старается выступать в роли помощника.
6.
Юношеский возраст (от 14-15 до 18 лет)
Это период физического созревания, развития теоретического мышления, творческих способностей, формирования мировоззрения, жизненных планов и самоопределение, начала трудовой деятельности, расширения диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных ролей, расширения сферы жизнедеятельности, круга личностно значимых отношений, становления устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Наиболее важный период развития. Это возраст разворачивания проблем отцов и детей. Эмансипация от взрослых. Острота кризиса будет зависеть от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости и т.д.)
7.
Зрелый возраст (от 17-18 до 50 лет).
7.Центральная стадия жизни человека.
Главная характеристика личности в этот период: забота о воспитании нового поколения, продуктивная трудовая деятельность, индивидуальное творчество. Успешность этой стадии развития зависит от достигнутого уровня удовлетворенности от трудовой деятельности, сложившихся отношений с детьми, личностных запросов, общественного признания, материального благополучия.
8.
Старческий возраст.
Характеристика личности:наличие жизненного опыта, физическая немощь, снижение социальной активности, прекращение обязательной профессиональной деятельности. Но развитие человека продолжается и в старости. Успешность развития зависит от обретения к этому возрасту такого качества как интегративность – целостность личности. Большую роль для человека в этот период будут играть близкие люди, в первую очередь дети.
Источник