Социализация и индивидуализация развития ребенка

Социализация и индивидуализация развития ребенка thumbnail

Инна Драчёва
Социализация и Индивидуализация в Детском возрасте в Процессе перехода на ФГОС ДО в Дошкольной организации

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Социализация – от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное,происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

– развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

– создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

– воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

– приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

– развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; – создание коммуникативной компетентности ребёнка; – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

– формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Целесообразно в детском саду создать следующие источники для успешной социализации детей:

• Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Читайте также:  Значение игры для сенсорного развития ребенка

• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детскомсаду могут служить следующие умения ребенка:

умение ребенка войти в детское общество:

умение ребенка действовать совместно с другими;

умение следовать и уступать общественным нормам;

умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотраприоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Меж. пед. Академия, 1995. – 212 с.

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с

3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Источник

Слайд 1

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: Социализация и индивидуализация детей МБДОУ д/с № 7 «Солнышко» г.Камбарка

Слайд 2

Социализация – процесс усвоения человеческого опыта.

Слайд 3

Четыре типа индивидуальных сочетаний психодинамических качеств детей. ТИПЫ Формы социализации Импульсивные, пластичные, высокоэмотивные. Содержательное эмоциональное отношение; интериоризация норм и правил. Импульсивные, пластичные, низкоэмотивные. Формальное принятие норм и правил; неуверенность в своем соответствии норме; низкая самооценка. Рефлексные, ригидные, высокоэмотивные. Манипулирование нормами и правилами; внешне «правильное» поведение, внутренне – неприятие. Рефлексные, ригидные, низкоэмотивные. Отвержение норм и правил; демонстративное нарушение; оспаривание нормы; негативизм; агрессия.

Слайд 4

ОПРОСНИК «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» БЛОК 1 Содержание и вербальное обозначение эмоций и чувств 1. Что такое любовь? 2. Что такое дружба? 3. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок? Как называется это чувство? 4. Как называется чувство, когда что-то тебе не приятно (противно)

Слайд 5

Блок 2. Выражение эмоций и чувств 5 Как можно узнать, какое настроение у человека? Грустный он или веселый? 6 Как без слов показать, что тебе страшно? 7 Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? Почему? 8 Можно ли смеяться, когда тебе страшно? Почему? 9 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему? 10 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему?

Читайте также:  Развитие высшей нервной деятельности ребенка

Слайд 6

Блок 3. Причины эмоциональных переживаний. 11 В каких случаях люди радуются? 12 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 13 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 14 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 15 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 16 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека?

Слайд 7

Блок 4. Сопереживание (Эмпатия). 17 Если маме или папе грустно, что ты сделаешь, скажешь? 18 Если у кого то из твоих друзей день рождения, что он чувствует? А ты? 19 Если кто-то из твоих друзей упал и плачет, что ты сделаешь, скажешь? 20 Если кого-то из ребят похвалили, что он чувствует? А ты?

Слайд 8

ГНЕВ, ЯРОСТЬ ГНЕВ, ЯРОСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ПРЕЗРЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС СТРАХ СТРАХ РАДОСТЬ РАДОСТЬ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ ПЕЧАЛЬ ПЕЧАЛЬ СТЫД, ВИНА СТЫД, ВИНА ОТВРАЩЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЕ ОБИДА, ГОРЕ ОБИДА, ГОРЕ Эмоциональное назначение ситуации.

Слайд 9

Эмоциональное назначение ситуации. СОДЕРЖАНИЕ СИТУАЦИИ Эмоциональное значение ситуации День рождения РАДОСТЬ Отвержение человека ПРЕЗРЕНИЕ Драка сверстников ГНЕВ, ЯРОСТЬ Нападение собаки СТРАХ

Слайд 10

Отвержение пищи ОТВРАЩЕНИЕ Расставание ПЕЧАЛЬ Наказание СТЫД, ВИНА Приятный сюрприз УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС Ссора ОБИДА, ГОРЕ Болезнь (травма) сверстника СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ

Слайд 11

СОДЕРЖАНИЕ и ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА «Грозовой замок» Ужас, страх «Пустынная буря» Злость, гнев, агрессия «Унылый пейзаж» Печаль, депрессия, грусть. «Таинственный лес» Тревожность, страхи. «Страшная комната» -//-

Слайд 12

РЯД ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИЙ ПО СХОДСТВУ И РАЗЛИЧИЮ (синонимы внутри модальности, антонимы между ними) РАДОСТЬ ГРУСТЬ СТРАХ ЗЛОСТЬ ВЕСЕЛЫЙ ПЕЧАЛЬНЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ СЕРДИТЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ ХМУРЫЙ ПУГАЮЩИЙ ГРОЗНЫЙ ИГРИВЫЙ ТОСКЛИВЫЙ НАСТОРОЖЕННЫЙ НЕДОВОЛЬНЫЙ ЗАДОРНЫЙ ЖАЛОБНЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕМНЫЙ СМЕШНОЙ ПЛАЧУЩИЙ БЕСПОКОЙНЫЙ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 13

Описание сюжетных картинок для обучающих занятий по формированию дифференцированной самооценки у детей дошкольного возраста. СИТУАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Девочка чихает – реакция мальчика. Вежливый – грубый Мальчик теряет свои очки – мальчик находит свои очки. Внимательный – невнимательный Мальчик болен, но улыбается – мальчик выздоровел, но грустит. Веселый / больной – хмурый /здоровый Неопрятная девочка решила пример – аккуратная девочка не смогла решить пример. Грязнул / умная – аккуратная/ глупая

Слайд 14

Сын слушается отца, но жадничает по отношению к брату – сын не слушает запрет отца и дает брату конфеты. Послушный / жадный – Непослушный/ щедрый Мальчик прыгает с высокого стула и мешает своим шумом бабушке в квартире снизу – мальчик боится прыгнуть. Смелый / шумный – трусишка / спокойный, тихий Красивая девочка не уступает бабушке место – некрасивая девочка уступает бабушке место Красивая / невоспитанный – некрасивая / воспитанная Сильный мальчик ломает качели – девочка сама не в состоянии качели починить. Сильный / злой – слабая / добрая Девочка признается маме, что разбила вазу, но не хочет ее склеивать – девочка врет маме, но клеит вазу сама. Честная / ленивая – врунишка / трудолюбивая Девочка молчаливо отклоняет комплимент мальчика – девочка долго хвалится в ответ на комплимент. Скромная / молчаливая – хвастунишка / разговорчивая

Слайд 15

ВЫВОД: Успешность социализации в дошкольном возрасте во многом связано с содержательным эмоциональным отношением детей к нормам и правилам.

Слайд 16

Первое правило «Предупрежден, значит вооружен»

Слайд 17

Второе правило «Все дети хорошие, плохих детей не бывает. Просто иногда хорошие дети плохо себя ведут»

Слайд 18

Третье правило «Общение со сверстником и совместная игра для ребенка важнее, чем занятие»

Слайд 19

Четвертое правило «Сложности в выполнении каких-то действий не делают ребенка плохим»

Слайд 20

Пятое правило «Не стесняйтесь просить помощи»

Слайд 21

Семинар подготовила: Ахметгалеева Р.С. 2016 год

Источник

Ольга Петрова
Создание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ

Детские сады являются первыми институтами социализации ребенка и представляют мини-социум, который становятся основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Сюжетно-ролевая игра в детском саду и дома помогает ребенку выстраивать межличностное общение, сплачивать детский коллектив, устанавливать позитивное сотрудничество с взрослыми, в игре познаются законы функционирования общества, ребенок социализируется.Моделируя образовательную среду важно понимать: С какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка первого года

Среда, которую вы создаете, является показателем вашего профессионального развития. Ее создание в соответствии с возрастными возможностями и учетом принципов построения по ФГОС ДО, наполнение материалами и компонентами входит в профкомпетентность педагогов. Социализация и индивидуализация средового пространства напрямую связана с социализацией ребенка. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, определяет точки развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Педагогам важно осознать, что созданная среда и ее компоненты влияют на формирование гражданской идентичности личности, а социализация здесь обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, создания этнокультурной среды. Куда можно пойти и куда запрещено в созданной среде, где и когда можно действовать самостоятельно и проявлять свое творчество,искать и познавать новое по собственному желанию и инициативе, или нужно действовать только по указанию воспитателя (не хотят лепить, а их заставляют, не хотят заниматься делом, которое предлагает воспитатель, но все равно будут вынуждены это сделать, есть ли уединенное личное пространство – все это способствует либо положительной социализации ребенка либо вызывает у ребенка постоянные переживания!

Образовательная среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенокразвивает представления о себе как о личности: Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное место в группе, чтобы разместить свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, и тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно. Необходимо понять, что образовательная среда должна быть развивающей и способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям. Созданные педагогами социальные ритуалы, т. е устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда дети знают способ действия, его изучили в группе и это есть общественные нормы.Педагог должен всегда проводить анализ своей деятельности и задавать себе вопрос: Уважаю ли я ребенка на самом деле или создаю видимость, сравниваю ли результаты одного ребенка с другим, позволяю ли в присутствии других детей унижать ребенка,- (что ты плачешь, как девочка! Только ты так и можешь, кто бы сомневался) смеюсь над его неумением, акцентирую внимание на то, что кто-то сделал не так, как задумали Вы, погашаю ли конфликт вовремя, в присутствии детей позволяю ли нелицеприятные высказывания в адрес коллег, родителей, детей, иногда говорю с угрозой (попробуйте не сделать)– может получиться, что эту модель поведения дети возьмут в свою взрослую жизнь!

Создание условий социализации и индивидуализации ребенка в ДОУ

Источник