Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка
Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности младшего школьника
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального: изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, т.е. с обществом. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов: социализации и индивидуализации
Социализация и индивидуализация – процессы имеющие тесную связь, оказывающие значительное влияние на развитие личности. Социализация и индивидуализация длятся всю жизнь человека и поэтому эти процессы актуальны для всех возрастных групп.
В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности?
Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
Индивидуализация – это процесс становления личности путем информации, получаемой индивидом из окружающей среды, производства новых духовных ценностей, значимых для общества.
Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора, к примеру, книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п. Социализация осуществляется в основном посредством принуждения, например, обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр. Социализация – это долг личности, а индивидуализация – ее право.
Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.
В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план, что связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей.
В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
В процессе социализации формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.
Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром – через природу и средства массовой информации. Составляющим компонентом такого социального опыта является сформированность у учащихся готовности: к цивилизованным человеческим отношениям; к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Конечной целью любой образовательной деятельности является обучение, воспитание и развитие личности. Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста –многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Социальный опыт младшего школьника в определенной степени влияет и на объективные условия воспитания.
В психологии давно установлено, что только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не просто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. В буднях своей школьной жизни дети должны привыкать естественно решать: какое выбрать задание из нескольких, предложенных учителем, какие стихи выучить для конкурса, когда сдать творческую работу по природоведению, с кем вместе дежурить, по каким правилам играть на спортивном часе в известную игру.
Исторически сложилось, что факторы социализации и индивидуализации, имея очень важное значение для становления личности, происходят в тесной связи. Безусловно, оба эти процессы важны и не являются альтернативой друг друга для полноценного, гармонического развития личности. Но при всех взаимосвязях, социализация и индивидуализация коренным образом отличаются по своим содержаниям. Взаимоотношения между социализацией и индивидуализацией строятся не по принципу поглощения, дополнительности, но по принципу взаимодействия, взаимовлияния и представляют собой последовательную, поэтапную интеграцию данных процессов.
Источник
Соотношение индивидуализации и социализации
В онтогенезе процессы социализации и индивидуализации идут одновременно, так как формирование и развитие личности происходит в результате совместного накопления индивидуального и усвоения социального опытов.
Замечание 1
Индивидуализация – осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих характеристик, качеств, особенностей. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, реализуемого в общении и деятельности.
Разные личности по-разному воспринимают и переживают одинаковые социальные процессы и явления. Поэтому усвоение социального опыта всегда субъективно. Социализация обеспечивает усвоение определенных обычаев, ценностей, установок, ролей, мнений определенной социальной группой и сохраняется на протяжении всей жизни.
Человек в процессе социализации приобретает ценностные ориентиры, которые позволяют ему сравнивать себя с окружающими людьми, взаимодействовать с ними, учитывать их мнения, проявлять собственное «Я». Он является частью общества, поэтому способен к усвоению субъективного опыта, который впоследствии становиться частью его личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Убеждения человека, нормы поведения и морали определяются нормами, принятыми в данном обществе. При этом необходимо помнить, что в разных странах и обществах нормы морали, правила приличия и поведения могут существенно различаться. Из объективно одинаковых ситуаций разные индивиды могут выносить разный социальный опыт, что выступает основой индивидуализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения и реализации индивидом через коммуникационное взаимодействие норм поведения, социальных ролей, культуры социума, к которому он принадлежит.
Деятельность человека может развиваться в двух направлениях:
- через социальное приспособление, воспроизведение общепринятого и хорошо известного;
- в направлении преодоления сложившихся стереотипов или через нестандартное поведение, регулируемое обществом.
Конечной целью такой деятельности выступает формирование индивидуальности, т.е. индивидуализация – это процесс формирования и дальнейшего развития конкретной личности.
Социализация личности невозможна без удовлетворения потребности в общении. Потребность в общении проявляется через стремление объединиться с группой, социальным окружением, а также к стремлению выделить собственное «Я», обособить себя от окружающих.
В вопросе соотношения социализации и индивидуализации нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека, другие утверждают, что индивидуализация носит негативный характер, который необходимо компенсировать социализацией.
В отечественных трудах чаще всего придерживаются мнения, что в процессе социальной адаптации и социализации индивид приобретает свою индивидуальность противоречивым и сложным образом.
Лежащий в основе социализации социальный опыт активно перерабатывается, усваивается и становится в результате источников индивидуализации личности.
Личность в своей индивидуальности неповторима, она обладает присущими только ей темпераментом, чертами характера, интересами и привычками, качествами познавательных процессов.
Стадии социализации
Социализация может быть первичной и вторичной. Во время вторичной социализации происходит усвоение специфического ролевого знания, при котором социальные роли связаны с разделением труда, т.е. она характеризуется разделением труда и социальным распределением знаний.
В выделении стадий или этапов социализации существуют различные подходы. Социологический подход делает акцент на процессе усвоения индивидом совокупности социальных ролей, занятия того или иного положения в обществе, овладения нормами, ценностями, культурой. В соответствии с этим выделяют следующие стадии социализации:
- Дотрудовая стадия. Включает период ранней социализации (дошкольный возраст) и младший школьный возраст – период обучения.
- Трудовая стадия. Состоит из периода молодости (от 17-18 лет до 23-25 лет) и периода зрелости.
- Послетрудовая стадия. На данной стадии происходит утрата статуса, включает пожилой, старческий возраст, долгожителей.
Составляющие социализации и индивидуализации
Замечание 2
Социализация – процесс двусторонний, который, с одной стороны, отражает освоение личностью социального опыта вследствие вхождения в социальную среду и формирования системы социальных связей, а с другой стороны – процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет включения в социальную среду и активной деятельности.
В процессе социализации становление личности происходит в следующих сферах: деятельность, общение, самосознание.
Деятельность. Во время социализации индивид все время осваивает новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системах связей, сопровождающих любой вид деятельности и между отдельными видами; наблюдается концентрирование всей деятельности вокруг одного главного вида.
Самосознание. Контролируемый процесс становления в индивиде образа его «Я». Складывается на протяжении жизни под воздействием различных социальных связей. «Я» образ включает сознание тождественности, своего активного начала, осознание собственных психических свойств, социально-нравственная самооценка.
Все сферы объединяет процесс приумножения социальных связей индивида с окружающим миром.
Личностная зрелость обладает основными составляющими, которые распространяются на остальные: толерантность, ответственность, позитивное мышление, саморазвитие и самосовершенствование.
Существует два типа ответственности:
- Человек – интернал – принимает ответственность за происходящие события в его жизни на себя, объясняя все своим характером, способностями, поведением. Такие люди более терпимы, популярны в группе, менее подвержены депрессии и менее тревожны. Они чаще находят цели и видят смысл в жизни.
- Человек – экстернал – перекладывает ответственность за все происходящее на внешние обстоятельства и других людей. Этих людей отличает обеспокоенность, повышенная тревожность, конформность, повышенная агрессивность, они менее популярны. Они зависят от внешних обстоятельств и не способны управлять собственными делами. Для них сама жизнь определяется обстоятельствами, случаем, волей других людей, что создает благоприятную обстановку для формирования неопределенности и эмоционального напряжения.
Локус контроля выступает показателем взаимосвязи взаимоотношения к окружающему миру и к себе, является важнейшей характеристикой личности.
Источник
Инна Драчёва
Социализация и Индивидуализация в Детском возрасте в Процессе перехода на ФГОС ДО в Дошкольной организации
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л. Н. Толстой)
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Социализация – от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Социализация ребенка — явление многогранное,происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
– развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
– создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
– воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
– приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
– развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; – создание коммуникативной компетентности ребёнка; – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
– формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.
Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира
Целесообразно в детском саду создать следующие источники для успешной социализации детей:
• Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детскомсаду могут служить следующие умения ребенка:
умение ребенка войти в детское общество:
умение ребенка действовать совместно с другими;
умение следовать и уступать общественным нормам;
умение ребенка контролировать свои желания и др.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотраприоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
Литература
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Меж. пед. Академия, 1995. – 212 с.
2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с
3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)
Источник