Сочинения роль игры в развитии ребенка
Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»
«Дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.
Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он
знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует
действительность.Позже начинает сам экспериментировать: бросать,
сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок
развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,
когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет
собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми “играют” взрослые. Это так
называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты
действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на
себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой
игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра
– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов
и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В игре он имеет возможность прожить то, что является для него
недоступным в жизни взрослых.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на
себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в
воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают
способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.
Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры
определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.
Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем
известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные
игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются
играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер
– в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная
задача таких игр – неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют
высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют
его.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем
можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие
психические новообразования. В структуре психических функций
центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает
возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются
познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно
работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное
самосознание ребенка.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя
роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.
Литература:
1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.
Минск, 1997.
2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.
3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Источник
Роль игры
в жизни ребенка
дошкольного возраста
Консультация для Родителей
Подготовила Шептикина О.Б.
Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста
«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; ” Игра в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… “
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических, до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.
К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Игра – прекрасное средство воспитания.
Народная дидактическия игрушка – игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям.
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.
А. С. Макаренко о том, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.
В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка трех – четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой.
В играх использован принцип самоконтроля.
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: “Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок”
Некоторых детей считают очень требовательными, поскольку либо внимание взрослых безраздельно, либо их поведение таково, что взрослым приходится вмешиваться. Иногда за этим кроется скука – детям надоедают знакомые игрушки и повторяющиеся занятия. В такой ситуации не нужно новых и дорогих игрушек. Заскучавшего малыша можно «встряхнуть», включившись в его дела.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)
Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека.
Полуторагодовалый – двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьми месячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит более осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению.
Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Первое требование к учебно – дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры отвечающие следующим требованиям:
способность пробуждать непосредственный интерес у детей;
обеспечение детям возможности проявить свои способности;
вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;
получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков.
Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов.
Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно – дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Нет надобности обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.
В игре, как и в остальных видах деятельности, идет такой же процесс воспитания.
Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано в частности с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других более “взрослых” видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте весьма условны, т.к. один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении, или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.
Игра является активной деятельностью ребёнка.
Все качества, свойства личности формируются в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Источник