Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка

Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка thumbnail

Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об “аффективном восприятии”), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т. д.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия – ребенок до трех лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, – это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном – мышление.

Ранний возраст – период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой перестройке функции дифференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и того, что будет потом.

Процессы “обратного развития” как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Источник

Возрастная психология. Законы детского развития. Л.С. Выготский

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник



Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

2. Неравномерность развития

Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об “аффективном восприятии”), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т. д.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия – ребенок до трех лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, – это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном – мышление.

Ранний возраст – период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой перестройке функции дифференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

3. “Метаморфозы” в детском развитии

Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка

Процессы “обратного развития” как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Глава 5. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Критерии периодизации возрастного развития
2. Л.С. Выготский о стадиальности развития
3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
4. Стадии развития взрослого человека
Глава 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду
2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону
3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому

Источник

Закономерности развития психических процессов — это те механизмы, которые управляют развитием психологических процессов личности. Особое внимание закономерностям развития психических процессов уделял Л.С. Выготский. Он выделял четыре закономерности развития психики:

  • цикличность
  • неравномерность
  • «метаморфозы» в детском возрасте
  • сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте

Цикличность

Цикличность в развитии психических процессов выражается в череде подъемов и спадов. Одним из примеров цикличности в развитии психики выступает чередование так называемых критических возрастов (1 год, 3 года, 7 лет) и периодов стабильного развития психики.

В результате развития психики и психических процессов происходят качественные преобразования. Психика ребенка будет отличатся на каждой степени своего развития. Важность каждого этапа характеризуется тем, какую роль он несет в развитии. Например, если ребенок в возрасте 2 лет на год отстает в развитии от своих сверстников, то это является нарушением, в отличии от ситуации, когда ребенок 15 лет отстает в развитии от своих сверстников на год. Память, речь, интеллект цикличны в своем развитии.

Неравномерность развития

Замечание 1

Психические функции и процессы личности ведут свое развитие не равномерно. В каком-то определённом возрасте какая-то функция начинает доминировать над остальными.

В младенчестве сознание ребенка является недифференцированным. Дифференциация начинается с раннего детства. В первую очередь начинают доминировать основные функции, такие как восприятие. Восприятие имеет интенсивное развитие и стоит в центре сознания. Другие функции в этот момент зависят от доминирующей. Сильно взаимодействуют восприятие и память. Ребенок, видя некую знакомую ему вещь, ориентируется на связанные с ней события. Когда функция находится в роли доминирующей, в этот момент происходит ее самое сильное и полноценное развитие.

Замечание 2

Как уже было сказано выше, восприятие является доминирующей функцией для детей в раннем возрасте, помаять является доминирующей функцией в дошкольном возрасте, мышление является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Неравномерность развития психики выражается в:

  • акселерации
  • ретардации
  • инфантилизме

Определение 1

Под акселерацией помают процесс, в ходе которого у ребенка происходит ускорение физического развития и частично психического, что характерно для детского и подросткового возраста.

Различные ученые по-разному объясняют на чем основана акселерации, например, биологи объясняют этот процесс физическим состояние организмом, психологи – развитием психических функций, педагоги – духовным развитием.

Причины акселерации:

  • улучшение условий жизни
  • развитие медицины
  • радиация
  • уменьшение кислорода в атмосфере

Определение 2

Ретардация – это задержка физического развития и формирования функций организма.

Психофизическое созревание ребенка дает почву для реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям судят о зрелости структур организма на определенных этапах его развития.

Ученые называют две основные причины, которые вызывают ретардацию:

  • наследственные, врожденные и приобретенные в младенчестве нарушения
  • социальные факторы

К относительным причинам относят заболевания, но в течении некоторого времени ребенок догоняет в развитии сверстников.

Особое внимание в развитии ретардации заслуживает социальный фактор. Материальное положение семьи, в которой растет ребенок, играет наименьшее значение. Более важным является микроклимат в семье, окружение ребёнка.

Определение 3

Инфантилизм – одна из форм развития психики, проявляется в задержке развития психических и физических функций. В дальнейшем отставание может быть компенсировано.

Причины инфантилизма:

  • наследственный заболевания
  • инфекционные болезни
  • авитаминоз

Виды инфантилизма:

  • Физиологический инфантилизм – отставание в физическом развитии, причиной которого могло быть кислородное голодание плода, инфицирование плода во время беременности, инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Психологический инфантилизм – проявление детских черт в поведении, мышлении. Человек ведет себя не соответственно своему возрасту. Психологически инфантильные дети не могут самостоятельно принять решение. Взрослый с психологическим инфантилизмом это «большой ребенок».
  • Социальные инфантилизм – это отставание в социально-культурном развитии. То есть социально культурно ребенок недостаточно развит для своего возраста. В результате этого наступает нарушение в механизмах социализации. Некоторые ученые считают, что причиной социально инфантилизма является чрезмерное преобладает в воспитании ребенка женского начала.

«Метаморфозы» в детском возрасте

В результате развития психических процессов происходят качественные изменения этих процессов. Психика ребёнка на одном этапе качественным образом отличается от психики на других этапах. Развитие психики ребенка отличается от развития психики взрослого. Взрослый если мало знает и умеет постепенно приобретает знания и навыки. Большое заблуждение воспринимать ребенка как маленького взрослого, который отличается от взрослого человека лишь количественными изменениями. Но на самом деле ребенок совершенно иначе воспринимает мир. Его восприятие и логика построены на иных принципах.

В начале жизни у ребенка преобладают лишь органические ощущения: покой-бодрствование, напряжение-успокоение. Внешний мир воспринимается примитивно. Ребенок овладевает пространством через ротовой, осязательный и зрительный процесс. Ребенок воспринимает мир неустойчиво. Мышление у ребенка первых лет жизни достаточно примитивное, оно основано на физиологическом осознании.

Сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте

Эволюция – это то что связано с прогрессом и развитием вперед, инволюция — это регресс, развитие назад. Инволюция неразрывно связана с прогрессом. Те психические функции, которые сложились на прошлых этапах постепенно или отмирают, или преобразовываются. Например, если ребенок освоил речь, но он уже не будет лепетать. У младших школьников исчезают дошкольные интересы, исчезают особенности мышления, которые присутствовали в младшем возрасте. Инволюция является необходимой частью развития психологических процессов и функций ребенка, если инволюция не происходит вовремя, то ребенок переносит в новый возраст старые черты своего поведения, в результате чего развивается инфантилизм.

Источник