Соц коммуникативное развитие ребенок в семье

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия,    приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации.  Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.

Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.

Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт  в себе яркий отпечаток личности родителей.

Что же такое «семейное воспитание» – это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:

– распределение ролей в семье,

– модели отношения родителей с детьми,

– система наказаний и поощрений,

– ценностная ориентация родителей.

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» – мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.

 Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков  собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно  этот вопрос рассматривается  в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др..   Предложенный  алгоритм,  связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка.  Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.

Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.

В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:    

          5 объятий – для выживания,            

          10               –   для поддержки,

          15                – для роста и развития.

Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.

Источник

Людмила Ставцева
Статья: Ребенок в семье, сообществе (образовательная область: социально-коммуникативное развитие)

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями, сверстниками малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка, – как говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» (под. ред. Т. А. Марковой, – почти единственный социальный институт, формирующий его личность».

Каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей, столько особенностей ее уклада, свойственных только данной семье. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектульного развития.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Дошкольник отличается такими психо-физиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.

Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. Малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.

Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально- нравственной атмосферой, существующими семейными традициями.От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. В настоящее время, к сожалению, всёчаще у детей наблюдаются отклонения в поведении: агрессивность, неуравновешенность, непослушание, гиперактивность, что является последствием психических расстройств. Почему это происходит?

В настоящее время семья, которая всегда была крепким щитом, защитой для детской души, разрушена.Так как появилось много неполных семей: разведённых, матерей-одиночек, пар, живущих «гражданским браком».

«Гражданский брак» стал некоей данью современной моде. Это явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Печален тот факт, что это становится дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное. В таких семьях каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале. Это, конечно же, не может положительно влиять на атмосферу в семье. Вместо уютного дома для детей остаётся одно «пепелище». Дети недополучают элементарного общения со взрослыми, т. к. те в свою очередь заняты выяснением отношений. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали прыгать, бегать и скакать. Надо, чтобы взрослые принимали детей в свою взрослую жизнь. Только если ребёнок включён в жизнь взрослых, он будет развиваться.

Ведь самое важное, что должен усвоить ребёнок в семье от родителей – это любовь. Любовь и взаимоуважение составляют атмосферу семьи. Ребёнок должен воспитываться на примере! Нужно окружить его теми образами, которые вы считаете полезными. «Дерево растёт стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым.»

Что и происходит в современном мире. Душа ребёнка требует примеров для подражания. А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Ребенок не видит в своих родителях единой крепости и защиты для себя. Родители в таких семьях не уверены в своих отношениях. Ребёнок, хотя и не в полной мере способен ещё понимать это, но чувствует недоверие родителей друг к другу, что приводит к росту тревоги, неуверенности в себе и агрессии. Поэтому так важно понять, что воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.

К сожалению, воспитание детей в настоящее время стало по преимуществу женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью.

Запомните:

Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях,свидетельствует: более 70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец отсутствует. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаёмся матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать. Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.

Почему в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние? Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца. Часто можно слышать, что ребёнку не хватает мужской руки. Нужно понимать, что речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться.Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести только мужские руки и мужские плечи. Такое знание усваивается только на опыте. Если ребёнок хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать попавшего в беду, если заметил, как он уступает место старику, такой ребёнок уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного поведения.

Наблюдая за отношениями папы и мамы, ребёнок узнает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в будущем в собственной семье дети воспроизведут модель отношений, подобную той, которую видят в детстве.

Помните:

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту. Родители, дающие положительный пример для подражания, растят честных и добропорядочных граждан Отечества.

По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять главную социальную задачу (подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание, которая решается обществом и семьей).

Социальная ценность семьи.

Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, праздники, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг.

Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на нем, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма.

Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Отношения «мать-отец» – величайший пример для ребенка в достижении им нравственных критерий.

Семейные традиции.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, характеризуют семью как коллетиве.

Трудовая атмосфера семьи.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи.Он постигает важные понятия: каждый член семьи имеет свои обязанности, в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимосвязаны и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Таким образом. совместный труд дает почувствовать всем участникам равенства членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи.

В одних семьях принято все дела решать спокойно. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято прикрикивать. Велико влияние эмоционально- нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности.

Таким образом, семья имеет важное значение в формировании личности маленького человека.Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, – передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.

Источник

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
• до момента рождения
• первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
         Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

  • Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
    Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. 
    Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств. 
    Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления.  Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи родителей.
    Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы , социализации.

    1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

    “Как можно нас называть по – разному?” Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они – это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
    “Улыбка” – дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
    “Комплимент” – дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Вместо похвалы можно просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “молочное” слово.
    2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
    “Угадай” – один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
    “Походки” – один ребенок изображает походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
    “Иностранец” – один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
    “Расскажи стихи без слов”. “Изобрази пословицу”.
    3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
    изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
    произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
    4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.
    5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
    – участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
    – сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
    – разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
    – следующие упражнения, игры:
    •”Опиши друга” – двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
    “Подари подарок другу” – при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
    “Царевна – Несмеяна” – дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру…;
    “Сравнения” – дети сравнивают себя с какими – то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

“Волшебный магазин” – взрослый предлагает детям купить что – нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей.  чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего – родители.

Источник