Смысл онтогенетического развития состоит в том что ребенок становится

Смысл онтогенетического развития состоит в том что ребенок становится thumbnail

Онтогенез  – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида.

Различают два типа онтогенеза:

1. Прямой:

 – неличиночный (рыбы, птицы, пресмыкающиеся, яйцеклетки богаты питательными веществами, значительная часть онтогенеза в яйце во внешней среде)

– внутриутробный (млекопитающие, обеспечение жизненных функций и развития зародыша материнским организмом через плаценту, роль провизорных органов).

2. Непрямой – когда организм проходит через стадию личинки – зародыша, способного к самостоятельному существованию (насекомые, амфибии, иглокожие), для этого типа онтогенеза характерен метаморфоз – превращение в зрелую особь.  Метаморфоз:

– неполный (яйцо-личинка-имаго) –  свойствен тараканам, саранчовым, клопам. У этих насекомых из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое (нимфа) и после каждой линьки происходит постепенный рост имеющихся крыльев и органов размножения. У стрекоз и подёнок личинки живут в водной среде, дышат жабрами и лишены крыльев. При метаморфозе они превращаются в крылатых насекомых, дышащих с помощью дыхалец.

– полный (яйцо-личинка-куколка-имаго): у бабочек, жуков, комаров, пчёл, мух и др. развитие протекает с полным метаморфозом, когда питание осуществляется на стадии личинки, а расселение и размножение – на взрослой стадии. При этом в ходе превращений происходит последовательная смена не похожих друг на друга форм: из яйца вылупляется червеобразная личинка, которая после нескольких линек превращается в малоподвижную куколку, а из куколки выходит крылатое взрослое насекомое с тремя парами конечностей.  У двоякодышащих рыб личинка, имеющая наружные жабры, превращается во взрослую особь с жабрами, лежащими в полости тела, а также имеющую лёгкое. 
У земноводных похожий на малька рыб головастик, обитающий в воде, превращается в лягушонка с лёгкими, конечностями, костными зубами, который выходит на сушу.

Этапы онтогенеза:

1. Пренатальный (дородовой, эмбриональный) – от образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек или рождения; организм не способен к самостоятельному существованию, развивается внутри материнского организма и полностью зависит от него.

Стадии:

зиготы;

бластулы  – стадия развития многоклеточного зародыша после дробления зиготы (митотического деления с самоудвоением ДНК, но без роста клеток). Все ядра клеток-бластомеров диплоидные, с абсолютно одинаковой генетической информацией. Обычно бластула состоит из 64 бластомеров. Зигота в процессе бластуляции не увеличивается в размерах, увеличивается число клеток, из которых она состоит; образуется однослойный зародыш, покрытый бластодермой, формируется первичная полость тела – бластоцель;

гаструлы  – стадия образования зародышевых листков – эктодермы, энтодермы (у двухслойных кишечнополостных и губок) и мезодермы (у трехслойных многоклеточных животных). У кишечнополостных животных на этой стадии формируются специализированные клетки, такие как стрекательные, половые, кожно-мускульные и т.д. Процесс образования гаструлы называется гаструляцией.

Нейрулы  – стадии закладки отдельных органов.

Гисто– и органогенеза  – стадии появления специфических функциональных, морфологических и биохимических различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. У Позвоночных животных в органогенезе можно выделить:

а) нейрогенез – процесс формирования нервной трубки (головного и спинного мозга) из эктодермального зародышевого листка, а также кожного покрова, органов зрения и слуха;

б) хордогенез – процесс формирования из мезодермы  хорды, мышц, почек, скелета, кровеносных сосудов;

в) процесс формирования из энтодермы  кишечника и связанных с ним органов – печени, поджелудочной железы, легких. Последовательное развитие тканей и органов, их дифференцировка происходит благодаря эмбриональной индукции  – влиянию одних частей зародыша на развитие других частей. Это связано с деятельностью белков, которые включаются в работу на определенных стадиях развития зародыша. Белки регулируют активность генов, определяющих признаки организма. Таким образом, становится понятным, почему признаки определенного организма появляются постепенно. Все гены никогда не включаются в работу вместе. В конкретное время работает лишь часть генов.

2.  Постнатальный (послеродовой, постэмбриональный) – с момента рождения до смерти; самостоятельное питание, передвижение и т.д.

Важнейшим событием онтогенеза является возможность осуществления размножения, по этому признаку выделяют следующие периоды постнатального этапа онтогенеза:

– дорепродуктивный (особь не способна к размножению) подразделяют на эмбриональный и ювенильный;

– репродуктивный (наиболее стабильное состояние);

– пострепродуктивный – связан со старением, характерно прекращение участия в размножении, устойчивость снижается. Различают внешние признаки старости (снижение эластичности кожи, поседение волос, развитие дальнозоркости) и внутренние (обратное развитие органов, снижение эластичности кровеносных сосудов, нарушение кровоснабжения мозга, деятельности сердца и др.). Все это приводит к снижению жизнеспособности и повышению вероятности гибели.

Постэмбриональный период человека подразделяется на следующие периоды:

– грудничковый (от рождения до 4 недель);

– грудной (от 4 недель до года);

– дошкольный (ясельный, средний, старший);

– школьный (ранний, подростковый);

– репродуктивный (молодой до 45 лет, зрелый до 65 лет);

– пострепродуктивный (пожилой до 75 лет и старческий – после 75 лет).

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, состоит из 3 перио­дов:

Прогенез – созревание гамет и их слияние с образованием зиготы.

Эмбриональный период (или эмбриогенез) – с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек. Этапы эмбриогенеза: дробление, в результате которого образуется бластула; гаструляция, в процессе которой возникают зародышевые листки (эктодерма, энтодерма и мезодерма); образование тканей и органов. Спо­соб дробления зиготы зависит от количества желтка и характера его рас­пределения в цитоплазме яйцеклетки. Различают полное и неполное дроб­ление. Полное дробление может быть равномерным и неравномерным, а неполное – дискоидальным и краевым.  Процесс гаструляцииосуществляется разными способами и зависит от строения бластулы, т.е., в конечном счете, от количества желтка в яйцеклетке. Для гаструляции характерны перемещения и дифференцировка кле­ток, в результате чего образуется двух- или трехслойный зародыш. После завершения гаструляции происходит развитие осевого ком­плекса: хорды, нервной трубки, туловищной мезодермы; стадия нейрулы. Процесс дифференцировки клеток определяется многими механизмами, среди которых важную роль играет эмбриональная индукция.

Читайте также:  Чем заниматься с ребенком 3 года развитие цветная бумага

Постэмбриональный период начинается после рождения или вы­хода организма из яйцевых оболочек. В нем различают прямое развитие, которое проходит без личиночной стадии, и непрямое развитие, при кото­ром имеется личиночная стадия, заканчивающаяся превращением (метаморфозом) во взрослую особь. 

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Читайте также:  Раннее развитие умственно отсталого ребенка

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Онтогенез человека

Рост и развитие человека регулируется особыми биологическими процессами, изучение которых продолжается и современными учеными. С научной точки зрения такое развитие носит название онтогенез человека.

Несмотря на некоторую сложность научной терминологии, под онтогенезом подразумевают общее развитие организма, от момента зачатия и до смерти. В сегодняшней статье мы рассмотрим само понятие онтогенеза, а также его этапы и особенности.

Как происходит онтогенез человека

Считать, что онтогенез – это всего лишь процесс развития от клетки до человека, будет ошибкой. На самом деле это процесс гораздо более глубокий, так как включает не только развитие организма после рождения, но и его внутриутробный рост.

В зависимости от этапа, существует определенная возрастная периодизация онтогенеза человека, причем для каждого этапа характерны общие закономерности, которые прослеживаются во всех человеческих организмах (рисунок 1).

Онтогенез человекаРисунок 1. Понятие онтогенеза включает огромное количество периодов

Если говорить об основных этапах онтогенеза, то их всего два: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный. Соответственно, эти основные периоды отражают развитие человека в утробе матери и уже после рождения. Все этапы проходят последовательно и в определенное время. Благодаря этому у человека формируются органы и системы, он развивается физически и психологически, но постепенно, по мере старения, все эти процессы угасают и организм умирает.

Пренатальный приод

Первой стадией развития является пренатальный онтогенез, который также называют эмбриональным (рисунок 2).

По факту, данный период включает формирование человеческого зародыша из оплодотворенной клетки. Естественно, в процессе развития зародыш, а потом и эмбрион, проходят определенные стадии формирования органов и систем, необходимых для жизни после рождения.

Для данного периода характерен четкий временной отрезок: формирование человека происходит только во время нахождения в утробе матери. После рождения наступает постнатальный период, у которого совершенно иные цели и особенности.

Одну из ведущих ролей в данный период играет развитие нервной системы человека, которое происходит еще в первые месяцы беременности. Однако в это время существуют и определенные риски: если на будущую мать воздействовали негативные факторы окружающей среды, формирование нервной системы будет происходить некорректно, и ребенок погибнет, даже не сформировавшись в эмбрион.

Пренатальный период онтогенезаРисунок 2. Первые этапы развития начинаются еще в утробе матери

Беременность не зря называют самым ответственным этапом в жизни будущей матери. Именно в утробе происходит формирование и развитие тканей, органов и систем, и от поведения, образа жизни и окружения женщины будут зависеть первоначальные физиологические особенности новорожденного. Все эти процессы подпадают под гормональную регуляцию, но следует помнить, что именно от поведения женщины будет зависеть здоровье новорожденного малыша.

Постнатальный период

Если пренатальный период имеет строгие временные ограничения и отвечает сугубо за физическое формирование организма по неделям, то постнатальный онтогенез – более комплексный и сложный. Дело в том, что именно после рождения начинается не только физическое, но также волевое и личностное развитие каждого конкретного человека в онтогенезе. От это будет зависеть, какой личностью станет ребенок, какие черты характерна у него сформируются и какие предпочтения появятся (рисунок 3).

Отдельного внимания заслуживает и периодизация, принятая для постнатального онтогенеза человека:

  1. Новорожденность: охватывает лишь первые 10 дней жизни младенца.
  2. Грудной возраст: длится до 1 года. В это время наблюдается самый активный физический рост и развитие.
  3. Раннее детство: продолжается от 1 до 3 лет.
  4. Первое и второе детство: длятся от 4 до 7 и от 8 до 11-12 лет соответственно. Уже на этом этапе активно проявляется не только физическое, но и психологическое и личностное развитие.
  5. Подростковый возраст: его продолжительность напрямую зависит от пола. У девочек пубертантный период начинается раньше, и длится с 12 до 15 лет. У мальчиков аналогичная стадия развития наступает в 13-16 лет.
  6. Юношество: также отличается в зависимости от пола: 16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей.
  7. Зрелый возраст: начинается в 20-21 год и заканчивается в 55-60 лет. Для него характерно окончательное формирование личности и активный репродуктивный период.
  8. Период старости: начинается с 60 лет и длится до смерти. Характерная особенность данного этапа – в постепенном замедлении обменных процессов и угасании работы органов и систем.
Читайте также:  Центра обучения и развития ребенка начало

Постнатальный период онтогенезаРисунок 3. Постнатальный этап начинается с рождения и заканчивается смертью

Все эти периоды постнатального онтогенеза человека характеризуются последовательностью, а для каждого из них характерны свои особенности. При этом, вне зависимости от этапа, для человеческого организма характерно постоянное развитие, как физическое, так и психологическое.

Понятие акселерации и ее причины

В последнее время научно обоснованные закономерности онтогенеза дополнились понятием акселерации. Данный термин означает ускоренное половое и социальное развитие человека. Эти факторы, влияющие на онтогенез, дают основания полагать, что в скором времени временные отрезки определенных возрастов могут немного измениться.

За последние 100 лет было зарегистрировано не только увеличение длины тела и массы новорожденных, но и ускоренные физиологические процессы и развития психики. Уже сейчас подростковый период у девочек наступает гораздо раньше, чем еще в середине прошлого века.

Интересно, что интенсивность акселерации неоднородна и зависит от территории проживания человека. К примеру, первые подобные примеры в Англии были зарегистрированы еще в начале 19 века, а вот в странах Западной Европы начали проявляться лишь в его середине. Страны Южной и Центральной Европы столкнулись с измененными значениями лишь в начале 20 века. В России этот период наступил еще позже – в 30-е годы прошлого века. В азиатских странах, в частности, в Японии и Китае, первые акселераты начали появляться лишь в середине 20 века (рисунок 4).

Однако существуют регионы, в которых акселерация пока так и не проявилась. Этот процесс нехарактерен для народов тропической Африки и Америки, а также полинезийских племен.

Акселерация что этоРисунок 4. Причины развития акселерации так до конца и не изучены

Если же говорить о причинах акселерации, как об ускоренном развитии организма, то наука пока не может дать однозначного ответа на этот вопрос. Самая распространенная и вероятная теория гласит, что важное значение в развитии акселерации имеет улучшение условий жизни. В прошлом неудовлетворительное питание и плохая медицина задерживали проявление генетического потенциала. Однако существует и мнение скептиков, которые утверждают, что 20 веке качество продуктов питания и экология стали значительно хуже, однако процессы акселерации, напротив, активизировались.

Особенности развития и роста организма человека

Все возрастные периоды онтогенеза человека имеют свои особенности развития организма. К примеру, для эмбрионального (пренатального) ключевую роль играет образ жизни матери, ее психологическое состояние, питание и наличие вредных привычек.

Научно доказано отрицательное влияние никотина на формирование плода, а в комплексе с другими вредными привычками, в частности, употреблением алкоголя, подобный образ жизни и вовсе может привести к развитию мутаций, несовместимых с жизнью.

Мы не будем детально рассматривать каждый возрастной период и его сроки, а условно разделим постнатальный онтогенез на этапы детства, зрелости и старости. Даже такого просто разделения будет достаточно для описания факторов, определяющих психическое и физическое развитие организма.

Развитие человекаРисунок 5. У каждого этапа развития человека есть свои особенности

Для первого периода, от рождения до зрелости, характерно активное физическое развитие. Ребенок очень быстро растет и приобретает основные навыки, необходимые для дальнейшей жизни. В период зрелости развитие организма продолжается, но на данном этапе больше проявляется личностный и психологический рост, а также активная фаза продолжения рода (рисунок 5).

Заключительный период – старость, характеризуется обратными процессами. В организме меняется гормональный фон, замедляются обменные процессы, а все органы и системы постепенно приходят в упадок. Онтогенез человека завершается биологической смертью.

Тип телосложения и физическая активность

Скорость физического развития и формирования человека зависит не только от факторов окружающей среды, состояния здоровья и гормонального фона, но и от типа телосложения (рисунок 6).

Продолжительность перехода от подростка до взрослого абсолютно четко определяет конституция. К примеру, ученые уже доказали, что худощавые юноши и девушки (астеничный тип телосложения) немного отстают в половом и соматическом развитии от своих сверстников. Девушки пикнического и юноши мускулистого типа, напротив, составляют именно ту группу, у которых половое развитие начинает происходить раньше.

Типы телосложенияРисунок 6. Врожденный тип телосложения напрямую влияет на скорость развития

Немаловажную роль играет и физическая активность в юном возрасте. Чем больше ребенок  или подросток двигается, тем крепче становится его опорно-двигательный аппарат и мускулатура, что положительно влияет на общее развитие.

Резервы организма человека

Как известно, развитие организма не может длиться бесконечно, хотя этот процесс и занимает львиную долю онтогенеза. У каждого человека есть определенный физический резерв организма, при исчерпании которого индивидуальное физическое развитие приостанавливается.

Яркий пример – период климакса у женщин. Большинство ученых считает, что женская половая система способна выработать лишь определенное количество яйцеклеток. После того, как начинает меняться гормональный фон и клетки перестают вырабатываться, наступает климакс и женщина становится неспособной к продолжению рода, хотя развитие сознания и личности по-прежнему продолжается.

Последние исследования показали, что ограниченные ресурсы касаются далеко не всех органов. Большинство из них, хотя и подлежат постепенному износу, могут работать практически вечно. Однако, характер и способ жизни существенно уменьшает эти ресурсы, а значит – и приводит к сокращению продолжительности жизни.

Из видео вы сможете узнать, что такое онтогенез и как происходит развитие человека в разные возрастные периоды.

Источник