Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка 1997

Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка 1997 thumbnail

профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс», научный консультант журнала «Обруч», член Совета Московского психологического общества, правления философского общества «Диалектика и культура», редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия “Психология. Педагогика. Образование”», «Детский сад: теория и практика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».

ученая степень: доктор психологических наук

ученое звание: профессор

образование: высшее, МГПИ имени Ленина (1983)

наименования направления подготовки и (или) специальности: педагогика и психология

квалификация: преподаватель-исследователь по педагогике и психологии

общий стаж работы: 32 года

стаж работы по специальности: 32 года

сфера научных интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного – развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья, междисциплинарная   проблематика истории и теории детства

читаемые дисциплины: «Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере», «Философия и методология современной науки», «Детство как культурно-исторический феномен», «Обучение и развитие дошкольников».

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

статья в Википедии

Основные публикации:

Автор более 500 научных публикаций, в т.ч. книг:

Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (М., 1991), «Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования» (М., 1996), «Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход» (М., 1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (М., 1997), «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития» (М,, 1997-2000), «Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода» (М., 1999), «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» (М., 1999), «Развивающая педагогика оздоровления» (2000), «Творческий потенциал дошкольника: природа и структура» (М., 2002), «Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие» (2003), «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» (2003), «Личностный рост ребенка в дошкольном образовании» (М., 2005), «Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования» (М., 2007), «Психология раннего студенческого возраста» (2014), «Основная образовательная программа дошкольного образования “Тропинки» (М., 2016). 

Публикации в журналах из перечня ВАК (за последние 5 лет): 

  1. Образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 3. С. 10-17.
  2. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5. с. 5-11.
  3. Нестандартный стандарт // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 114-116.
  4. Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого) // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 234-235.
  5. Маленькая энциклопедия капризов маленьких детей. Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 1. С. 50-57.  
  6. «Психо-Логос» любви взрослый и детский», Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 5.  С. 16-23.
  7. О развивающей педагогике оздоровления». Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 6.  С. 64-73.    
  8. О неожиданном образовании и ожиданиях образовательного стандарта. Дошкольное воспитание. № 2. С. 13-25 .
  9. Секрет Пушкина и тайна души человеческой (к 125-летию со дня рождения). Известия Южного федерального университета. 2014. № 7. С. 21-25.
  10. О золотом веке культуры, ее всемирном доме и добром гении (посвящение Клоду Леви-Строссу). 2014. № 14. С.68-70.
  11. Последний и Первый могиканин в психологии. Слово о Владимире Петровиче Зинченко // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 25-27.
  12. Личностные особенности первокурсников, не умеющих работать с учебным текстом // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 134-157 (в соавт. с Е.Л.Бережковской, А.М. Прихожан, Г.Б. Ховриной)
  13. Особенности личностной сферы у первокурсников, живущих и обучающихся в условиях городов с различной социокультурной средой (кросскультурное исследование)// Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. №  С. 158-181 (в соавт. с Е.Л. Бережковской, О.Г. Кравцовым, А.М. Прихожан).
  14. Воображение – «третий глаз» культуры // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 12-24.
  15. Три размышления о природе творческого дара // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2015. №  С. 21-36.
  16. По итогам научно-практической сессии «Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации» к 85-летию со Дня рождения В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № C. 202-204.
  17. О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14. 
  18. Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2. С. 69-61.
  19. О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14 . 
  20. Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2. С. 69-61.
  21. Еще раз об опосредствовании в культурно-исторической психологии // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3. С. 77-87ю
  22. Провокация продолжается. К 160-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4. С. 95-100.
  23. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016.  С. 113–128.
  24. Лев Выготский: зона          вариативного развития         политика. 2016. № 3 С. 2-5.   (в соавт. с А.Г. Асмоловым).                                           
  25. Становление свободы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 12-21. 
  26. Культурно-историческая психология – «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1  (в соавт. с  А.Г. Асмоловым). С. 4-20.
  27. От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование школа (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 3.  С. 12-14.
  28. Творческий потенциал культуры и человеческое развитие круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 47-48.
  29. Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей (интервью с В.В. Рубцовым) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 106-121. 
  30. Этнопедагогика развития и творчества // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 4-14.
  31. Т.В. Кудрявцев: техника приглашает к мышлению и творчеству (к 90-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4 (48). С. 65-79

Источник

29

Тоффлер А. Футурошок. М., 1994.

30

Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Под науч. ред. И.С. Павлова. М., 2004. С. 95.

31

Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 46–47.

32

Развернутый анализ двух этих категорий осуществлен в первой и второй книгах “Основ психологической антропологии” – “Психология человека” (М., 1995) и “Психология развития человека” (М., 2000).

33

Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. М., 2008. С. 45–46.

34

Содержательное раскрытие природы субъективной реальности см. в первой и второй книгах “Основ психологической антропологии” – “Психология человека” (М., 1995) и “Психология развития человека” (М., 2000).

35

Иванов В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. Киев, 1977. С. 68–69.

36

См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 389.

37

Более подробно об этом см. вторую книгу “Основ психологической антропологии” – “Психология развития человека”. М., 2000.

38

Теоретическое обоснование принципа периодизации развития субъектности в пределах полного жизненного цикла и категориального статуса понятия “возраст” в психологии и педагогике было осуществлено одним из авторов данной работы (см. В.И. Слободчиков, 1986, 1991) и систематически изложено в книге “Психология развития человека” (М., 2000).

39

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 61.

40

См.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984; Он же: Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.

41

Именно в этом главное содержание и главный смысл такой – до сих пор слабо проработанной – теоретической конструкции Л.С. Выготского, как “зона ближайшего развития”.

42

Перспективная разработка данной проблемы осуществляется в исследованиях Л.Ф. Мирзаяновой.

43

Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.

44

Леднев В.С. Содержание образования. С. 327.

45

Впервые данные позиции были определены и проанализированы в статье В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман “Мы, взрослые, и другие люди” (Семья и школа. 1989. № 11–12; 1990. № 1–2).

46

См.: Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. Вопросы психологии № 2. 1991 С. 37–50. См. также: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.

47

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 241.

48

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 98.

49

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 97.

50

Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997. С. 52.

51

Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства… С. 55.

52

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2007. С. 19.

53

См.: Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2002.

54

См.: Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1995. № 9; Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2007.

55

Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1992.

56

Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 4.

57

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 136.

58

Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 6.

59

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. С. 51.

60

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.

61

См.: Ивошина Т.Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания. Пенза, 2005.

62

Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. М., 2008. С. 5.

63

Заслуга в разработке содержательной типологии кризисов адаптации в образовании принадлежит Л.Ф. Мирзаяновой (см. “Рекомендуемую литературу” к данной главе).

Источник

Многие люди знают такие понятия как подростковый кризис и кризис средних лет. Но большинство даже не догадывается, что в нашей жизни существует намного больше возрастных кризисов, чем мы можем себе предположить. На самом деле, подростковый кризис такой известный из-за того, что он считается самым тяжелым, а для многих людей и опасным этапом в их жизни. Он является как бы отправной точкой из детского мира во взрослый.

Подростковый кризискризис, возникающий, когда ребенок переходит от младше школьного возраста к подростковому. Протекает в период с 10-11 до 14-15 лет.

Кризис средних летдолговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»). Протекает в возрасте 30-50 лет.

Самые известные кризисы в обществе.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Так какие же кризисы все таки существуют?

В психологии принято выделять следующие кризисы:

  1. Кризис новорожденности
  2. Кризис одного года
  3. Кризис трех лет
  4. Кризис семи лет
  5. Подростковый кризис (Пубертатный)
  6. Юношеский кризис (Кризис 17 лет)
  7. Кризис средних лет (Кризис 30 лет)
  8. Пенсионный кризис
  9. Кризис смерти

Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Кризис новорожденности. (0 – 12 месяцев)

Этот кризис связан с резкими изменениями условий жизни ребенка. Он попадает в воздушную среду, что само по себе уже является стрессом (многие кризисы сопровождаются стрессом). Ребенок заново учиться дышать, есть и адаптироваться к новым условиям жизни.

Кризис одного года

В этот период у ребенка увеличиваются возможности (проявление внимания например) и появляются новые потребности. Появляется некая самостоятельность(из-за появления умения ходить), тесные связи с мамой, которые были до этого, уже отрицательно воспринимаются. Могут возникать такие реакции как плаксивость, истеричность и так далее. Так же такие реакции могут возникать, когда ребенка не понимают или отказывают ему в чем то – реакция аффекта. Но самым главным приобретением это кризиса считается развитие автономной речи.

Реакция аффетка – сильная эмоциональная реакция, в основном негативная, на внезапное изменение жизненной ситуации, влекущая за собой психологическое возбуждение и резкое изменение работы внутренних органов человеческого организма.

Автономная речь – ранний этап развития речи ребенка, характеризующийся тем, что слова и слоги воспроизводятся по образцу взрослых.

Кризис трех лет

Проявляется в том, что ребенок начинает отождествлять себя со взрослыми. В этом возрасте дети уже узнают себя и начинают понимать свои действия и желания. Так же дети отделяют себя от других людей, и начинают осознавать свои возможности. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет повторять многие вещи за ними.

В этом возрасте могут проявляться следующие черты:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Обесценивание;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Протест-бунт;
  • деспотизм.

Так же основными признаками данного кризиса являются:

1) Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) Манерничание.

3) Симптом «горькой конфеты». Ребенок старается скрыт, когда ему становится плохо.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Кризис семи лет ????

В этот период ребенок приобретает новый статус – школьник, который играет важную роль в его жизни. У детей появляются новые обязанности в плане уроков, перестраивается их обычный дневной режим. Многие из детей попадают в новый коллектив, что несет за собой большой стресс для ребенка. Этот кризис тоже является достаточно сложным из-за новой обстановки и получения новой роли, к тому же не все дети готовы приступить к обучения, когда им исполняется 7 лет. Это связано с их психическим и физическим развитием.

Подростковый кризис (10-11 – 14-15 лет) ⚽????????????

Этот кризис считается самым длительным по продолжительности и самым сложным по протеканию. Во время него дети меняется кардинально. Они уже не считают себя мельниками и хотят, чтобы с ними обращались как со взрослыми, но часто не добиваются этого. Так же дети в этом возрасте очень ранними, у них занижена самооценка. Учеба в этот период жизни уходит на второй план или даже на третий, а на первый вырываются прогулки, друзья, компании, занятия по интересам, где они могут стать лучше других. У ребят меняется мировоззрение, бурно играет фантазия и развивается творчество. Многие подростки пишут песни и стихи и в основном они направленны на грустные темы.

Ребята очень сильно меняются в физическом плане. Они растут, у них начинают вырабатываться многие гормоны, которые раньше до этого не функционировали. Поэтому у них могут часто наблюдаться перепады настроения, усталость, излишняя возбудимость, боли в мышцах и суставах, пониженное давление, головокружения и так далее.

(Подробнее об этом возрасте вы можете прочитать в предыдущей мой статье)

Юношеский кризис (Кризис 17 лет)????❤????

Ребенок уже полностью вступает во взрослую жизнь. Он потихоньку оканчивает школу, и подростковые мечты и фантазии начинают потихоньку исчезать. В этом возрасте юноши часто задумываются, кем они действительно хотят стать в будущем. Обычно такие мысли навивают тревогу, да и предстоящие экзамены навивают немалый стресс. Помимо этого, стрессовые ситуации могут увеличить новый коллектив, давление со стороны родителей, боязнь попасть в армию (для мальчиков). Так же характерны следующие черты: эгоистичность, романтизм, интерес к преодолению трудностей, взгляд в далекое будущее.

Кризис 30 лет????????????‍????‍????‍????

Этот кризис часто называют «анализом собственных достижений». В эту пору человек как бы берет паузу и смотрит на свою жизнь со стороны. Чего он добился? Где он работает? В каком социальном статусе он находиться? Какую семью он создал? И так далее. Происходит полный анализ своих ошибок, действий, выбора, упущенных возможностей.

Главное отличие этого возраста – недовольство своей работой. Многих не устраивает их рабочий статут.

Для мужчин важно добиться успехов в профессии, им важно занять хорошую должность, иначе они могут чувствовать себя неудачниками и могут начать менять работу.

Для женщин главным критерием оценки является – семья. Если создать хорошую семью к этому времени не удаётся, то есть возможность впасть в депрессию

Вообще, люди в этом возрасте стараются исправить как можно больше, убежать от неудач (переехать или начать новую жизнь)

Кризис старости????‍????‍????‍????????✈

Человек перестает воспринимать себя молодым, он понимает, что близок к смерти. В этот период возникает тяга к общению с родственниками, с которыми ранее он не общался. Также человек анализирует свою жизнь, общество, политику. В этот период начинают умирать близкие, что становиться причиной кризиса, депрессии, ощущения скорой смерти.

Позитивными итогами преодоления кризиса могут стать: новое хобби, путешествие и самообразование, которые помогут личности преодолеть сложный период.

Кризис смерти

Пенсионер чувствует близость смерти, может появиться чувство страха, неопределенности. Он все чаще обращается в медицинские учреждения. Становится важным семья, религия, а также осознание плодов своей жизни. В период кризиса могут быть конфликты с родственниками, окружающем миром.

Источник