Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка 1997
профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс», научный консультант журнала «Обруч», член Совета Московского психологического общества, правления философского общества «Диалектика и культура», редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия “Психология. Педагогика. Образование”», «Детский сад: теория и практика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».
ученая степень: доктор психологических наук
ученое звание: профессор
образование: высшее, МГПИ имени Ленина (1983)
наименования направления подготовки и (или) специальности: педагогика и психология
квалификация: преподаватель-исследователь по педагогике и психологии
общий стаж работы: 32 года
стаж работы по специальности: 32 года
сфера научных интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного – развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья, междисциплинарная проблематика истории и теории детства
читаемые дисциплины: «Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода», «Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере», «Философия и методология современной науки», «Детство как культурно-исторический феномен», «Обучение и развитие дошкольников».
публикации на PsyJournals
публикации в РИНЦ
статья в Википедии
Основные публикации:
Автор более 500 научных публикаций, в т.ч. книг:
Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (М., 1991), «Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования» (М., 1996), «Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход» (М., 1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (М., 1997), «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития» (М,, 1997-2000), «Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода» (М., 1999), «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» (М., 1999), «Развивающая педагогика оздоровления» (2000), «Творческий потенциал дошкольника: природа и структура» (М., 2002), «Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие» (2003), «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» (2003), «Личностный рост ребенка в дошкольном образовании» (М., 2005), «Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования» (М., 2007), «Психология раннего студенческого возраста» (2014), «Основная образовательная программа дошкольного образования “Тропинки» (М., 2016).
Публикации в журналах из перечня ВАК (за последние 5 лет):
- Образовательном статусе дошкольной ступени в свете новейших административных трендов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 3. С. 10-17.
- Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5. с. 5-11.
- Нестандартный стандарт // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 114-116.
- Планета Вернадского (к юбилею мыслителя и ученого) // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 12. С. 234-235.
- Маленькая энциклопедия капризов маленьких детей. Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 1. С. 50-57.
- «Психо-Логос» любви взрослый и детский», Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 5. С. 16-23.
- О развивающей педагогике оздоровления». Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 6. С. 64-73.
- О неожиданном образовании и ожиданиях образовательного стандарта. Дошкольное воспитание. № 2. С. 13-25 .
- Секрет Пушкина и тайна души человеческой (к 125-летию со дня рождения). Известия Южного федерального университета. 2014. № 7. С. 21-25.
- О золотом веке культуры, ее всемирном доме и добром гении (посвящение Клоду Леви-Строссу). 2014. № 14. С.68-70.
- Последний и Первый могиканин в психологии. Слово о Владимире Петровиче Зинченко // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 25-27.
- Личностные особенности первокурсников, не умеющих работать с учебным текстом // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 134-157 (в соавт. с Е.Л.Бережковской, А.М. Прихожан, Г.Б. Ховриной)
- Особенности личностной сферы у первокурсников, живущих и обучающихся в условиях городов с различной социокультурной средой (кросскультурное исследование)// Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2014. № С. 158-181 (в соавт. с Е.Л. Бережковской, О.Г. Кравцовым, А.М. Прихожан).
- Воображение – «третий глаз» культуры // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 1. С. 12-24.
- Три размышления о природе творческого дара // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № С. 21-36.
- По итогам научно-практической сессии «Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации» к 85-летию со Дня рождения В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № C. 202-204.
- О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14.
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2. С. 69-61.
- О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 8-14 .
- Неустранимый разброс (к юбилеям В.П. Зинченко и Н.А. Бернштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 2. С. 69-61.
- Еще раз об опосредствовании в культурно-исторической психологии // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3. С. 77-87ю
- Провокация продолжается. К 160-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4. С. 95-100.
- Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016. С. 113–128.
- Лев Выготский: зона вариативного развития политика. 2016. № 3 С. 2-5. (в соавт. с А.Г. Асмоловым).
- Становление свободы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 12-21.
- Культурно-историческая психология – «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 1 (в соавт. с А.Г. Асмоловым). С. 4-20.
- От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование школа (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 3. С. 12-14.
- Творческий потенциал культуры и человеческое развитие круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 47-48.
- Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей (интервью с В.В. Рубцовым) // Культурно-историческая психология. 2018. № 4. С. 106-121.
- Этнопедагогика развития и творчества // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 4-14.
- Т.В. Кудрявцев: техника приглашает к мышлению и творчеству (к 90-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 4 (48). С. 65-79
Источник
29
Тоффлер А. Футурошок. М., 1994.
30
Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Под науч. ред. И.С. Павлова. М., 2004. С. 95.
31
Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 46–47.
32
Развернутый анализ двух этих категорий осуществлен в первой и второй книгах “Основ психологической антропологии” – “Психология человека” (М., 1995) и “Психология развития человека” (М., 2000).
33
Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. М., 2008. С. 45–46.
34
Содержательное раскрытие природы субъективной реальности см. в первой и второй книгах “Основ психологической антропологии” – “Психология человека” (М., 1995) и “Психология развития человека” (М., 2000).
35
Иванов В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство. Киев, 1977. С. 68–69.
36
См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 389.
37
Более подробно об этом см. вторую книгу “Основ психологической антропологии” – “Психология развития человека”. М., 2000.
38
Теоретическое обоснование принципа периодизации развития субъектности в пределах полного жизненного цикла и категориального статуса понятия “возраст” в психологии и педагогике было осуществлено одним из авторов данной работы (см. В.И. Слободчиков, 1986, 1991) и систематически изложено в книге “Психология развития человека” (М., 2000).
39
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 61.
40
См.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984; Он же: Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.
41
Именно в этом главное содержание и главный смысл такой – до сих пор слабо проработанной – теоретической конструкции Л.С. Выготского, как “зона ближайшего развития”.
42
Перспективная разработка данной проблемы осуществляется в исследованиях Л.Ф. Мирзаяновой.
43
Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989.
44
Леднев В.С. Содержание образования. С. 327.
45
Впервые данные позиции были определены и проанализированы в статье В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман “Мы, взрослые, и другие люди” (Семья и школа. 1989. № 11–12; 1990. № 1–2).
46
См.: Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. Вопросы психологии № 2. 1991 С. 37–50. См. также: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
47
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1986. С. 241.
48
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 98.
49
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 97.
50
Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., 1997. С. 52.
51
Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства… С. 55.
52
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2007. С. 19.
53
См.: Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2002.
54
См.: Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1995. № 9; Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М., 2007.
55
Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1992.
56
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 4.
57
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 136.
58
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 6.
59
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. С. 51.
60
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
61
См.: Ивошина Т.Г. Психология подростковой школы: гипотезы и основания. Пенза, 2005.
62
Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования – стратегическое направление развития образования / Под науч. ред. Е.В. Хижняковой. М., 2008. С. 5.
63
Заслуга в разработке содержательной типологии кризисов адаптации в образовании принадлежит Л.Ф. Мирзаяновой (см. “Рекомендуемую литературу” к данной главе).
Источник
Многие люди знают такие понятия как подростковый кризис и кризис средних лет. Но большинство даже не догадывается, что в нашей жизни существует намного больше возрастных кризисов, чем мы можем себе предположить. На самом деле, подростковый кризис такой известный из-за того, что он считается самым тяжелым, а для многих людей и опасным этапом в их жизни. Он является как бы отправной точкой из детского мира во взрослый.
Подростковый кризис – кризис, возникающий, когда ребенок переходит от младше школьного возраста к подростковому. Протекает в период с 10-11 до 14-15 лет.
Кризис средних лет – долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»). Протекает в возрасте 30-50 лет.
Самые известные кризисы в обществе.
Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?
Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.
Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.
Так какие же кризисы все таки существуют?
В психологии принято выделять следующие кризисы:
- Кризис новорожденности
- Кризис одного года
- Кризис трех лет
- Кризис семи лет
- Подростковый кризис (Пубертатный)
- Юношеский кризис (Кризис 17 лет)
- Кризис средних лет (Кризис 30 лет)
- Пенсионный кризис
- Кризис смерти
Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.
Кризис новорожденности. (0 – 12 месяцев)
Этот кризис связан с резкими изменениями условий жизни ребенка. Он попадает в воздушную среду, что само по себе уже является стрессом (многие кризисы сопровождаются стрессом). Ребенок заново учиться дышать, есть и адаптироваться к новым условиям жизни.
Кризис одного года
В этот период у ребенка увеличиваются возможности (проявление внимания например) и появляются новые потребности. Появляется некая самостоятельность(из-за появления умения ходить), тесные связи с мамой, которые были до этого, уже отрицательно воспринимаются. Могут возникать такие реакции как плаксивость, истеричность и так далее. Так же такие реакции могут возникать, когда ребенка не понимают или отказывают ему в чем то – реакция аффекта. Но самым главным приобретением это кризиса считается развитие автономной речи.
Реакция аффетка – сильная эмоциональная реакция, в основном негативная, на внезапное изменение жизненной ситуации, влекущая за собой психологическое возбуждение и резкое изменение работы внутренних органов человеческого организма.
Автономная речь – ранний этап развития речи ребенка, характеризующийся тем, что слова и слоги воспроизводятся по образцу взрослых.
Кризис трех лет
Проявляется в том, что ребенок начинает отождествлять себя со взрослыми. В этом возрасте дети уже узнают себя и начинают понимать свои действия и желания. Так же дети отделяют себя от других людей, и начинают осознавать свои возможности. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет повторять многие вещи за ними.
В этом возрасте могут проявляться следующие черты:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Обесценивание;
- Строптивость;
- Своеволие;
- Протест-бунт;
- деспотизм.
Так же основными признаками данного кризиса являются:
1) Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) Манерничание.
3) Симптом «горькой конфеты». Ребенок старается скрыт, когда ему становится плохо.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
Кризис семи лет ????
В этот период ребенок приобретает новый статус – школьник, который играет важную роль в его жизни. У детей появляются новые обязанности в плане уроков, перестраивается их обычный дневной режим. Многие из детей попадают в новый коллектив, что несет за собой большой стресс для ребенка. Этот кризис тоже является достаточно сложным из-за новой обстановки и получения новой роли, к тому же не все дети готовы приступить к обучения, когда им исполняется 7 лет. Это связано с их психическим и физическим развитием.
Подростковый кризис (10-11 – 14-15 лет) ⚽????????????
Этот кризис считается самым длительным по продолжительности и самым сложным по протеканию. Во время него дети меняется кардинально. Они уже не считают себя мельниками и хотят, чтобы с ними обращались как со взрослыми, но часто не добиваются этого. Так же дети в этом возрасте очень ранними, у них занижена самооценка. Учеба в этот период жизни уходит на второй план или даже на третий, а на первый вырываются прогулки, друзья, компании, занятия по интересам, где они могут стать лучше других. У ребят меняется мировоззрение, бурно играет фантазия и развивается творчество. Многие подростки пишут песни и стихи и в основном они направленны на грустные темы.
Ребята очень сильно меняются в физическом плане. Они растут, у них начинают вырабатываться многие гормоны, которые раньше до этого не функционировали. Поэтому у них могут часто наблюдаться перепады настроения, усталость, излишняя возбудимость, боли в мышцах и суставах, пониженное давление, головокружения и так далее.
(Подробнее об этом возрасте вы можете прочитать в предыдущей мой статье)
Юношеский кризис (Кризис 17 лет)????❤????
Ребенок уже полностью вступает во взрослую жизнь. Он потихоньку оканчивает школу, и подростковые мечты и фантазии начинают потихоньку исчезать. В этом возрасте юноши часто задумываются, кем они действительно хотят стать в будущем. Обычно такие мысли навивают тревогу, да и предстоящие экзамены навивают немалый стресс. Помимо этого, стрессовые ситуации могут увеличить новый коллектив, давление со стороны родителей, боязнь попасть в армию (для мальчиков). Так же характерны следующие черты: эгоистичность, романтизм, интерес к преодолению трудностей, взгляд в далекое будущее.
Кризис 30 лет????????????????????????
Этот кризис часто называют «анализом собственных достижений». В эту пору человек как бы берет паузу и смотрит на свою жизнь со стороны. Чего он добился? Где он работает? В каком социальном статусе он находиться? Какую семью он создал? И так далее. Происходит полный анализ своих ошибок, действий, выбора, упущенных возможностей.
Главное отличие этого возраста – недовольство своей работой. Многих не устраивает их рабочий статут.
Для мужчин важно добиться успехов в профессии, им важно занять хорошую должность, иначе они могут чувствовать себя неудачниками и могут начать менять работу.
Для женщин главным критерием оценки является – семья. Если создать хорошую семью к этому времени не удаётся, то есть возможность впасть в депрессию
Вообще, люди в этом возрасте стараются исправить как можно больше, убежать от неудач (переехать или начать новую жизнь)
Кризис старости????????????????????✈
Человек перестает воспринимать себя молодым, он понимает, что близок к смерти. В этот период возникает тяга к общению с родственниками, с которыми ранее он не общался. Также человек анализирует свою жизнь, общество, политику. В этот период начинают умирать близкие, что становиться причиной кризиса, депрессии, ощущения скорой смерти.
Позитивными итогами преодоления кризиса могут стать: новое хобби, путешествие и самообразование, которые помогут личности преодолеть сложный период.
Кризис смерти
Пенсионер чувствует близость смерти, может появиться чувство страха, неопределенности. Он все чаще обращается в медицинские учреждения. Становится важным семья, религия, а также осознание плодов своей жизни. В период кризиса могут быть конфликты с родственниками, окружающем миром.
Источник