Смирнова развитие речи ребенка 2 3 лет

(По пособию Л.Н. Смирновой «Развитие речи у детей 2-3 лет»)

СЕНТЯБРЬ (тематический цикл «Игрушки)

Ознакомление с              

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№ 1(стрю5-6)

Игра «Здравствуйте, игрушки»

Игра «раздадим игрушки»

№2 (стр.6-7)

Игра «Играем с куклой»

№3 (стр.7-8)

Игра  «Корзинка с игрушками»

Речевая подвижная игра «Мы с игрушками играем»

Чтение рассказа «Кукла»

2 неделя

№1 (стр.8-9)

Игра «Корзина с игрушками»

Игра «Найди картину»

№2 (стр.9-10)

Игра «Пирамидка»

№3 (стр.10-11)

Игра «Встали дети в круг»

Чтение стихов из серии  «Игрушки» А Барто

3 неделя

№1 (стр.12-13)

Игра «Мы на стульчиках сидим»

Речевая подвижная игра « Мы флажками машем»

№2 (стр.13-14)

Игра «Матрешка»

№3 (стр.14)

Игра «Дети играют»

Чтение с наглядным сопровождением (с показом юлы): стихотворение «Волчок»

4 неделя

№1 (стр.15)

Игра «Что делает кукла?»

№2 (стр.15-16)

Игра «Кубики»

№3 (стр.16-17)

Игра «Корзина с игрушками»

Речевая подвижная игра «мы с игрушками играем»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Подружки» (А.Шибаев)

ОКТЯБРЬ (тематический цикл «Овощи»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 (стр.17-18)

Игра «Огород»

Речевая подвижная игра «Собираем овощи»

Игра «Сварим щи»

№2 (стр.18-19)

Речевая подвижная игра «Помидор»

№3 (стр.19-20)

Игра «Спрячем овощи»

Игра «Найдем овощи»

Чтение с наглядным сопровождением: стихотворение «Страшный случай» (О.Дриз)

(тематический цикл «Фрукты»)

2 неделя

№1 (стр.21-22)

Игра «Фрукты»

Игра «Где растут фрукты»

Речевая подвижная игра « мы идем в сад»

 №2 (стр.22)

Речевая подвижная игра «Яблоко»

№3 (стр.22-23)

Игра «Подбери картинку»

Игра «Подарим фрукты»

(тематический цикл «Осень»)

3 неделя

№1 (стр.23-24)

Игра «Осень пришла»

Речевая подвижная игра «Шагаем по листьям»

Игра «Большой-маленький”

№2 (стр.24-25)

Игра «Сделаем коврики»

№3 (стр.25-26)

Игра «Сколько листочков?»

Речевая подвижная игра «Листопад»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Осень» (М.Ходякова)

(тематический цикл «Домашние животные»)

4 неделя

№1 (стр.26-27)

Игра «Песенки животных»

Игра «Лошадка-качалка»

№2 (стр. 27-28)

Игра «Играем с животными»

№3 (стр.28-29)

Игра «Собачки испугались»

Чтение без наглядного сопровождения: потешки – «Коза»                – «Киска»

НОЯБРЬ   (тематический цикл «Домашние животные»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1неделя

№1 (стр. 29-30)

Игра « На игрушку посмотри и картинку подбери»

Игра «Положи рядом»

№2 (стр.30-31)

Игра «Играем с животными»

№3 (стр. 31-32)

Игра «Куда пригнула собачка)

Игра «Поставь возле»

Чтение без наглядного сопровождения: потешка «Тили-бом» и рассказ «Корова»

(тематический цикл «Домашние животные и их детеныши»

2 неделя

№1 (стр.33)

Игра «На картинки мы глядим»

Игра «Кто где?»

№2 (стр. 33-34)

Игра «Кто с кем живет?»

Игра «Большой-маленький»

Игра «Чей домик»

№3(стр. 34-35)

Игра «Играем с котенком»

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «Я теленочка ласкала…»(И.Новикова)

(тематический цикл «Дикие  животные»)

3 неделя

№1(стр.35-36)

Игра «Кто живет в лесу»

Игра «Что делают звери?»

№2 (стр. 36-37)

Игра «Зайка»

№3 (стр.37-38)

Игра « Куда прыгнула белочка?»

Чтение без наглядного сопровождения:

сказки – «Теремок»

               «Колобок»

4 неделя

№1 (стр. 38-39)

Игра «Кто прибежал из леса?»

Игра «Поставь возле»

№2 (стр.39-40)

Игра «Играем с мишкой»

Игра «Мишка»

№3 (стр.40-41)

Игра «Белочка с орешками»

Игра «Куда прыгнула белочка» (см. стр.37)

ДЕКАБРЬ (тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 (стр.41-42)

Игра «На картинки мы глядим»

Игра «Кто где?»

№2 (стр.42-43)

Игра «Кто с кем живет?»

Игра «Один-много- ни   одного»

Игра «Большой-маленький»

№3 (стр.43-44)

Игра «На детенышей глядим»

Игра «Кого, чем угостим»

Чтение без наглядного сопровождения:

Р.н.с. «Козлятки и волк» (К.Ушинского)

( тематический цикл «Дикие животные жарких стран»)

2 неделя

№1 (стр.44-45)

Игра «На игрушку посмотри и картинки подбери»

Игра «Чьи ножки бегут по дорожке?»

№2 (стр.45-46)

Игра «Про слона расскажи»

Игра «Играем с жирафом»

№3 (стр.46-47)

Игра «Кому что подарю»

Чтение без наглядного сопровождения:

Рассказ про диких животных жарких стран

( тематический цикл «Зима»)

3 неделя

№1 (стр.47-48)

Игра «В гости к нам зима пришла»

Игра «Найди картинку»

№2 (стр.48-49)

Игра «Какие снежки?»

Игра «Сколько снежков»

№3 (стр. 49-50)

Игра «Наступила зима»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение

« Первый снежок» (И.Белоусов)

( тематический цикл «Зимние забавы»)

4 неделя

№1 (стр.50-51)

Игра «На чем катаются дети?»

Игра « Что слепил Дед Мороз?»

№2 (стр. 51-52)

Игра «Снегурочка со снежками»

Игра «Какие снежки?» (см. стр.48)

Игра «Сколько снежков?» (см. стр.48-49)

№3 (стр. 52-53)

Игра «Нарядим елочку»

Чтение без наглядного сопровождения:

Стихотворение « Снежный дом» (О.Жук)

Рассказ «Поезд» (Я.Тайц)

Стихотворение « На санках» (О.Высотская)

ЯНВАРЬ (тематический цикл «Посуда»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1 9стр.53-54)

Игра «Мы посуду называли»

Игра « Соберем посуду»

№2 (стр.55)

Игра «Сколько ложек»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр.55-56)

Игра «Чаепитие для кукол»

Чтение без наглядного сопровождения: фрагмент «Федорино горе» (К.Чуковский)

( тематический цикл «Одежда»)

2 неделя

№1(стр.57-58)

Игра «Покажи одежду»

Игра «У кого что?»

№2 (стр.58)

Игра «Играем с куклой»

№3 (стр.58-59)

Игра «Куда кладу вещи?»

Чтение без наглядного сопровождения: стихотворение «В рукавичках…”

( тематический цикл «Мебель»)

3 неделя

№1(стр.59-60)

Игра «Положи игрушку»

№2 (стр.60-61)

Игра «Где лежат игрушки?»

Речевая подвижная игра «Играем со стульчиками»

№3 (стр.61-62)

Игра «Куда положим вещи?»

Чтение без наглядного сопровождения:

Р.н.с.  «Маша и медведи»

( тематический цикл «Игрушки»)

4 неделя

№1(стр.63-64)

Игра «Мы игрушки положили»

Речевая подвижная игра «У кого какая  игрушка?

№2 (стр. 64)

Игра «Играем с неваляшкой»

Речевая подвижная игра «Играем с погремушкой»

№3 (стр.65-66)

Игра «На игрушки посмотри»

Игра «Мы играем»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мой конь» (К.Клокова)

ФЕВРАЛЬ (тематический цикл «Продукты питания»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр.66)

Игра «На продукты посмотри»

№2 (стр. 66-67)

Игра «Сколько баранок?»

Игра «Съедобное- не съедобное»

№3 (стр.67-69)

Игра «Что купила Марина?»

Чтение без наглядного сопровождения:

потешка – «Ай качи…» стихотворения – «Кто скорее допьет» (С.Капутикан)

– «Вкусная каша» (О.Дриз)

( тематический цикл «Птицы»)

2 неделя

№1 (стр.69-70)

Игра «Птичий двор»

№2(стр.70-71)

Игра «Играем с птицами»

№3 (стр. 71-72)

Игра «Цыплята пришли в гости»

Чтение без наглядного сопровождения: Рассказы

–«Добрая утка» (В.Сутаев)

– «Курочка» (Е.Чарушин)

( тематический цикл «Дом и предметы быта»)

3 неделя

№1 (стр.72-73)

Игра «Что есть дома?»

Игра «Я ходил и положил»

№2 (стр.73-74)

Игра «Кому что нужно?»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр. 74-75)

Игра «Спрячь картинку»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мойдодыр» (К.Чуковский)

( тематический цикл «Предметы труда»)

4 неделя

№1(стр.75-76)

Игра «Для чего нужен предмет?»

Игра «На предметы посмотри»

№2 (стр.76-77)

Игра «Что будет делать кукла?»

Игра «Я иду, иду, иду»

Игра «Где предметы?»

№3 9стр.77-78)

Игра «Погляди и найди»

МАРТ (тематический цикл «Профессии»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр. 78)

Игра «Кто работает?»

Игра «Спрячь картинку»

№2 (стр.79)

Игра «Кому что нужно?»

Игра «Где предметы?»

№3 (стр.80)

Игра «Мы построили дом»

( тематический цикл «Транспорт»)

2 неделя

№1(стр.81-82)

Игра «Что делают машины?»

Игра «Возьму и подниму»

№2 (стр.82-83)

Игра «К нам приехала машина»

Игра «Сделаем машину»

№3 (стр. 83-84)

Игра «Прокатим зверюшек»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворения

– «Мчится поезд» (Э.Машковская);

Читайте также:  Костное развитие ребенка дошкольном возрасте

-«Паровоз» (Т.Волгина)

( тематический цикл «Весна»)

3 неделя

№1 (стр. 84-85)

Игра «Вот пришла весна»

Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»

№2(стр.85-86)

Игра «Что бывает весной?»

Речевая подвижная игра «в гости к нам пришла весна»

№3 (стр. 86-87)

Игра «Кукла Маша идут гулять»

Игра «Сколько лодочек в луже?»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Ласточка» (А.Плещеев)

( тематический цикл «Растения»)

4 неделя

№1(стр.88)

Игра « В лесу»

№2 (стр.88-89)

Игра «Что растет в лесу?»

Речевая подвижная игра «В лес с ребятами идем»

№3 (стр. 89-90)

Игра «Ковер и цветов»

Игра «Принесла я вам цветок»

Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы»

Чтение без наглядного сопровождения:

стих-ния – «На лугу»

                  – Колокольчики»

АПРЕЛЬ (тематический цикл «Насекомые»)

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

№1(стр.91)

Игра «Кто машет крылышками?»

№2 (стр. 91-92)

Игра «Я на дереве сижу»

№3 (стр. 92-93)

Игра «бабочки и ворона»

Речевая подвижная игра «Бабочка»

Чтение без наглядного сопровождения:

Стихотворении «Я за бабочкой бегу..» (Л.Смирнова)

Занятия для повторения пройденного материала

 (сб. «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба )

2 неделя

Стр.65

Занятие «К нам пришел Петрушка»

Стр.66

Занятие «Петрушка снова у нас в гостях»

Стр.68

Занятие «Пожалеем зайку»

Чтение стихотворения «Зайка» А.Барто

3 неделя

Стр.69

Занятие «Угадай кто там?»

Стр.70

Занятие «Наши домашние животные»

Д/игра «Кто как кричит?»

Стр.71

Занятие «Где мои детки?»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворения и рассказы о животных из детской хрестоматии

4 неделя

Стр.72

Занятие «Кто, где живет?»

Стр. 73

Занятие «Едем в лес»

Загадки о животных

Стр. 75

Занятие «Что делают животные?»

Игра «Вопросы и ответы»

МАЙ

Занятия для повторения пройденного материала

 (сб. «Кроха»(Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба )

Ознакомление с

окружающим миром

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

1 неделя

Стр.77

Занятие «Это что и для чего?»

Стихотворение «Мойдодыр» К.Чуковский

Стр.78

Занятие «Что купили Зине в магазине?»

Д/и «Устроим кукле комнату»

Чтение без наглядного сопровождения:

«Федорино горе» К.Чуковский

2 неделя

Стр.67

Занятие «Покатаем наших друзей»

(По Л.Н.Смирновой)

№1 (стр.82-83)

Игра « к нам приехала машина»

Игра «Сделаем машину»

(По Л.Н.Смирновой)

№3 (стр.83-84)

Игра «Прокатим зверюшек»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мчится поезд» (Э.Машковская)

(По Л.Н.Смирновой)

3 неделя

№1(стр.72-73)

Игра «Что есть дома?»

Игра «Я ходил и положил»

№2 (стр.73-74)

Игра «Кому что нужно?»

Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»

№3 (стр.77-78)

Игра «Спрячь картинку»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «Мойдодыр» К.Чуковский

4 неделя

№1 (стр.69-70)

Игра «Птичий двор»

№2 (стр. 70-71)

Игра «Играем с птицами»

№3 (стр.89-90)

Игра «Ковер из цветов»

Речевая подвижная игра «вырастут у нас цветы»

Чтение без наглядного сопровождения:

стихотворение «На лугу» (О.Бедарев)

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Читайте также:  Влияние гимнастики на развитие ребенка в раннем возрасте

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”

Источник

Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.

Нормы речи у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Совет
В возрасте 2—3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
  4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
Читайте также:  Психофизиологические особенности развития ребенка это

Упражнения для развития речи:

  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
  3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Совет
Ребенку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

Совет
Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3—4 частей, с возрастом увеличивая их количество.  Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет — мяч. Любимая детская игра — «Съедобное — несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день — ночь, свет — тень, быстро — медленно, черный — белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1—3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2—3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существу?