Смирнова диагностика психического развития ребенка от года до 3 лет
Стр. 91
Процедура проведения диагностики.
Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами | Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. | 0 |
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. | 1 | ||
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. | 2 | ||
Культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. | 0 | |
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. | 1 | ||
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. | 2 | ||
Познавательная активность | Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. | 0 |
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. | 1 | ||
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. | 2 | ||
Настойчивость в деятельности | Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. | 2 | ||
Стремление к самостоятельности | Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. | 0 | |
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. | 1 | ||
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. | 2 | ||
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. | 3 | ||
Включенность ПД в общение со взрослым | Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. | 0 |
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. | 1 | ||
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. | 2 | ||
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. | 3 | ||
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. | 0 | |
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. | 1 | ||
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. | 2 | ||
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. | 3 | ||
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. | 0 | |
Слабое: ребенок редко пользуется речью. | 1 | ||
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. | 2 | ||
Целенаправленность | Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. | 2 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты.
Источник