Смирнова диагностика психического развития ребенка от года до 3

Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы Потребность в игре Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0 Слабая: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1 Средняя:
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2 Высокая:
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты. 3 Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т.д.). 0 Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1 Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2 Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой. 3 Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0 Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1 Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2 Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0 Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1 Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2 Высокая: ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок. 3 Речевая активность Отсутствует: ребенок играет молча. 0 Слабая: ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка»). 1 Средняя: ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому с более развернутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»). 2 Высокая: ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует. 3 Воображение Использование предметов-заместителей Отсутствует: ребенок играет только реалистическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой); замещениям взрослого не подражает. 0 Редкое: ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой). 1 Частое: ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения. 2 Принятие инициативы взрослого (фиксируется только во 2-й пробе)  Отсутствие: ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами. 0 Слабое (пассивное): ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами. 1 Среднее: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям. 2 Активное: ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной. 3

Источник

Стр. 35

Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц жизни комаровский

Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности Критерии оценки параметров Баллы
Интерес ребенка к предметам Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. 0
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. 1
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. 2
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается 3
Положительные эмоциональные проявления Улыбка: Отсутствует. 0
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. 1
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. 2
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. 3
Двигательное оживление: Отсутствует. 0
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. 1
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. 2
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. 3
Вокализации: Отсутствуют. 0
Тихий однократный голосовой звук. 1
Эпизодические голосовые звуки. 2
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. 3
Познавательные действия Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). 0
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. 1
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. 2
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. 3
Оральные действия: Отсутствуют. 0
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. 1
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. 0
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. 1
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. 2
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. 3

Анализ результатов и составление заключения

Источник

Стр. 40

На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т. д.). Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых (радуется при похвале, чуть позже — огорчается при порицаниях), может корректирован, в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые).

Во втором полугодии жизни младенец уже четко различает окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое» общение, со знакомыми предпочитает «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.

К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий — это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период «кризиса первого года».

Читайте также:  Развитие восприятия у ребенка григорьева бернадская скачать

Отклонения и задержки в развитии ребенка во втором полугодии жизни, вызванные неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении. В условиях дефицита общения со взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами; задерживается овладение культурно-фиксированными способами действий. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом отсутствует. Младенец, испытывающий дефицит общения с первых месяцев жизни, и во втором полугодии предпочитает эмоциональные контакты со взрослым «деловому» общению. Если же близкие взрослые не вступают в ситуативно-деловое общение с ребенком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Ребенок плохо понимает речь взрослого и сам не использует лепет и отдельные слова, не ориентируется на оценку взрослого его действий, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении в конце первого года его жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).

Источник

Для диагностики предметной деятельности используются те же ситуации, что и для обследования ситуативно-делового общения. Описание диагностических проб содержится в предыдущем разделе диагностики.

Приведенные ниже шкалы служат основой для занесения результатов диагностики в протокол регистрации параметров предметной деятельности. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. 0  

Используются редко:ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1—2 однообразные манипуляции. 1  

Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций. 2 Предметные, культурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. 0 Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически , предпочитает манипулировать с предметами. 1 Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машинке и др.). 2 Познавательная активность Интерес к предметам и действиям с ними Отсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними. 0 Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро пресыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности. 1 Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам. 2 Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается. 3 Настойчивость в Деятельности (фиксируется только в ситуации «Незнакомый предмет») Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачу. 0 Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2—3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность. 1 Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи обращается за помощью. 2  Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола. -1 Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная. 0 Преобладание амбивалентных эмоций:ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко. 1 Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует. 2 Включенность предметной деятельности в общение со взрослым Стремление действовать по образцу Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого. 0 Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец.
Читайте также:  Деятельность в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период и жизни
1 Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит. 2 Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе. 3 Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью. 0 Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем темпе, эмоции выражены слабо; поощрения некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки исправить его. 1 Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность. 2

Источник

Стр. 52

Данные, полученные при диагностике общения, можно использовать для характеристики предметно-манипулятйвной деятельности. Если при проведении диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели предметно-манипулятйвной деятельности, эти пробы можно объединить.

В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивой деятельности. (Форма протокола приведена в прил.1.)

Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»

Цель: выявление возможностей ребенка исследовать незнакомый предмет, проявлять изобретательность в обследовании и манипулировании.

Организация предметной среды. На столике помещается незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей. Например, такой предмет можно сконструировать, изготовив цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами. Можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), небольшой транзисторный радиоприемник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т.д.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит в детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности регистрируются в протоколе (см. прил. 1).

Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ребенка

 
 

 
 

 

 
 

 
 

 

 
 

 
 

 

 

Параметры ПМД Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий Ориентировочно-исследовательские Отсутствуют. 0
Мало (1—-2 действия). 1
Достаточно (более двух действий). 2
Неспецифические Отсутствуют. 0
Мало (1—2 действия). 1
Достаточно (более двух действий) 2
Специфические и культурно-фиксированные Отсутствуют. 0
Мало (1—2 действия). 1
Достаточно (более двух действий). 2
Познавательная активность Разнообразие действий с предметами Отсутствует: ребенок подолгу держит игрушку в руках, не производя действий. 0
Недостаточное: ребенок совершает 1—2 однообразных действия (например, только стучит игрушкой по столу или вертит ее в руках). 1
Достаточное: ребенок совершает разнообразные действия (например, стучит, размахни;»-1, лижет, возит по столу и т.д.). 2
Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок проявляет боязнь или недовольство, отворачивается, отталкивает предметы; безразличен, не проявляет интереса к игрушкам, безучастно скользит взглядом. 0
Слабая: ребенок испытывает интерес к игрушкам, но робеет, протягивает руку и не решается взять игрушку, взяв ее, действует осторожно, скован; ребенок проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и не пытается ее достать, вяло манипулирует, часто отвлекается. 1
Средняя: ребенок проявляет спокойный интерес к предметам и действиям с ними, редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет настойчивости. 2
Высокая: ребенок уверенно действует с игрушкой, полностью поглощен деятельностью, сосредоточен на предмете, не теряет интереса к нему; настойчиво пытается достать упавшую игрушку; оживленно манипулирует, сопровождает действия лепетом, радуется. 3

Анализ данных диагностического обследования и составление заключения

Источник