Слуховое восприятие и его значение для психического развития ребенка

Слуховое восприятие и его значение для психического развития ребенка thumbnail

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия.С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой.Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам – 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова – 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит – корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап – начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятиезвука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц.Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольника в условиях фгос

2 этап – это игры для развития речевого слуха – умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Методические рекомендации:

Организуя работу с детьми младшего возраста,необходимо учитывать следующее:

– занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; – необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; – в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; – следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; – содержание материала должно соответствовать опыту детей; – уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; – длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; – необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности,которая: – стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

– формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем,что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту, понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.). С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.

Читайте также:  Упражнения для развития речи у ребенка с зпр

Формирование акустико – перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка», тел. 89537009098, воспитатель.

Литература:

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. – СПб., 2001г.

2. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. – СПб, КАРО, 2008.-196с.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).

Источник

С помощью слухового
анализатора человек ориентируется в
разнообразных звуковых сигналах
окружающей среды. Звуки окружающего
мира разнообразны: одни из них являются
неотъемлемым свойством определенных
предметов и явлений, а другие возникают
при взаимодействии одних предметов с
другими. Восприятие звуков является
необходимым условием восприятия и
понимания разговор­ной речи, речевых
интонаций, музыкальных произведений,
что делает слухо­вой анализатор
необходимым средством познания мира и
общения с другими людьми.

При восприятии окружающего
мира человек, в первую очередь, использует
зрение, ориентируясь на видимые глазом
характеристики предмета. Однако в ряде
случаев необходимая информация не может
быть получена с помощью зрения. Так,
восприятие звуков музыки и восприятие
слышимой (разговорной) речи возможно
только с помощью слуха. Кроме того, в
условиях ограниченных возможностей
зрения человек использует свой слух.
Например, в темноте мы можем узнать по
звуку, где расположен телефон или
тикающие часы, можем понять, что к дому
подъехал автомобиль, что в комнату
кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу
по звуку человеческих голосов или машин
и т.д. Иногда только с помощью слуха
можно воспринять сигналы опасности:
гудок машины, которую человек не может
видеть, шорох опасного зверя в лесу,
звук от упавшего предмета и т.п.

Все звуки, окружающие человека, по своему
характеру делятся на несколько видов.
В зависимости от вида звуков принято
различать и соответствующие виды слуха:

предметный слух– обеспечивает
восприятие звуков, исходящих от конкретных
предметов и от их взаимодействия (звук
автомобиля, звук скрипящей двери, звук
от падения предмета на пол, шум деревьев
или ручья и мн. др.);

речевой слух– обеспечивает
восприятие речи, а также смысловое
различение речевых звуков; этот вид
слуха получил также названиефонематического
слуха. В любом языке есть звуки, имеющие
сходное звучание, но разный смысл, их
называютфонемами. В русском языке,
в котором имеется 44 фонемы, важно
различать мягкость и твердость звука
(лиль,тить), звуки в
ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия
речи очень важно иметь хороший слух,
так как многие звуки в предложениях
произносятся без ударения, «проглатываются»,
нечетко произносятся слияния слов,
особенно с предлогами и союзными словами,
а также окончания слов. Различение этих
звуков является крайне важным для
понимания смысла слова или словосочетания
(ср., например слова «молоток» и «молотка»,
«ложкой» и «ложки»);

интонационный слух– обеспечивает
восприятие и понимание интонации речи,
что очень важно для понимания эмоциональных
оттенков речи, характеристик говорящего
человека, ведь в нашей речи зачастую
интонация и содержание высказывания
различаются, и приходится учитывать не
только содержание, но и его интонационную
окраску, поэтому понимание интонации
является необходимым в процессе
человеческого общения;

музыкальный слух– обеспечивает
восприятие и понимание музыки, различение
и узнавание разных музыкальных мелодий.

Для того чтобы понять, как
работает слуховая система человека,
обеспечивающая полноценное «слышание»
звуков окружающего мира, необходимо
прежде всего разобраться, какова природа
звука, или акустического
сигнала,
который
является адекватным раздражителем для
слухового анализатора. Сейчас уже хорошо
известно, что звук представляет собой
упругие колебания среды, в которой он
распространяется в виде волн в самых
различных средах, включая воздушную
среду, которые воспринимаются ухом.
Определенные характеристики звуковой
волны (физические параметры) соотносятся
с определенными характеристиками
слуховых ощущений (физиологические
параметры). Эти соотношения представлены
в следующей таблице.

Таблица 9.1 – Соотношение
физических параметров звука и
физиологических параметров слуховых
ощущений

Физические
параметры звука

Физиологические
параметры ощущений

Частота звуковых
волн

Высота
звука.
Человек
различает звуковые волны с частотой
от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в
секунду). Звуки, частота которых ниже
20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц
(ультразвуки), человеком не ощущаются

Интенсивность
звука, которая зависит от амплитуды
звуковых волн

Громкость
звука.
Ощущение
громкости нарастает при усилении
звука и зависит также от частоты
звуковых колебаний, то есть громкость
звучания определяется взаимодействием
интенсивно­сти (силы) и высоты
(частоты) звука. Единицей измерения
громкости звука является бел,
в практике обычно
используется деци­бел
(дБ), т.е. 0,1 бела*

Продолжительность
звуковой волны

Продолжительность
звучания

Звуковой спектр,
или состав основных и дополнительных
тонов

Тембр,
или окраска звука. По тембру можно
различить звуки одинаковой громкости
и высоты, на чем основано узнавание
людей по голосу

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка в школе

*Примечание.
Примеры
интенсивности (громкости) отдельных
звуков
:
шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный
шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной
улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости
– 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по
радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ;
шум реактивного самолета (расстояние
25 м) – 140 дБ.

Чувствительность слухового
анализатора
опреде­ляется
минимальной силой звука, достаточной
для возникнове­ния слухового ощущения.
В области звуковых колебаний от 1000 до
3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что
соответствует человеческой речи, ухо
обладает наибольшей чувствительностью.
Эта совокупность ча­стот получила
название речевой зоны.
Различение частоты
зву­ка характеризуется той минимальной
разницей по частоте двух близких зву­ков,
которая еще улавливается человеком.
При низких и средних частотах человек
способен заметить различия в 1–2 Гц.
Встречаются люди с абсолютным слухом:
они способны точно узнавать и обозначать
любой звук даже при отсут­ствии звука
сравнения.

Слух имеет важное значение
при ориентации человека в пространстве.
Благодаря слуху человек может «выстраивать»
карту окружающего его пространства
только по источникам звука. Так, если
человек находится в своей квартире, он
по звуку делает вывод, кто из соседей
находится дома, кто вышел и пришел,
определяет, приехала или уехала машина,
слышит, что на дороге двигаются машины,
в соседний магазин привезли товар, а на
площадке дети затеяли игру в футбол и
т.д. Восприятие пространства с помощью
звуков возможно благодаря наличию у
человека бинаурального
слуха,
то есть
способности слышать двумя ушами
(приставка би-
обозначает «два»). Острота бинаурального
слуха у человека очень высока: положение
источника зву­ка определяется с
точностью около 1 углового градуса.
Основой этого служит способность
нейронов слуховой системы оценивать
различия времени прихода зву­ка на
правое и левое ухо и различия интенсивности
звука на каждом ухе. Если источник зву­ка
находится в стороне от средней линии
головы, то звуковая волна приходит на
одно ухо несколько раньше и имеет большую
силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности
источника звука от тела человека связана
с восприятием ослабления звука и
измене­ния его тембра.

Слуховой анализатор,
ответственный за слуховое восприятие,
состоит из следующих отделов:

– рецепторный отдел
представлен кортиевым
органом
, расположенным
в улитке среднего уха; он превращает
энергию звуковых волн в энергию нервного
воз­буждения;

– проводниковый отдел
проводит импульсы от рецепторного
отдела к центральному;

– центральный, или корковый
отдел, располагается в височных долях
обоих полушарий головного мозга.

Наружное и среднее ухо
являются звукоулавливающим,
звукопроводящим и звуковоспринимающим
аппаратом
слухового
анализатора.

Внутреннее ухо
(звуковоспринимающий аппарат), а также
сред­нее ухо (звукопередающий аппарат)
и наружное ухо (звукоулав­ливающий
аппарат) объединяются в понятие орган
слуха

Работа органа слуха приводит
к трансформации энергии звуковых волн
в нервный импульс. Сигналы от волосковых
клеток поступают в мозг по 32 000
афферентным нервным волокнам, входящим
в состав восьмой пары черепно-мозговых
нервов. По волокнам слухового нерва
даже втишине следуют
спонтанные импульсы с частотой до 100
импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота
импульсации в волокнах увеличивается
и остается повышенной в течение всего
периода, когда действует звук.

Проводниковый отделслухового анализатора
представлен несколькими подкорковыми
структурами: слуховой нерв, ядра
продолговатого мозга, нижние бугры
четверохолмия среднего мозга, внутренние
ядра таламуса, слуховое сияние. Часть
волокон ответвляется и поступает в
мозжечок, что доказывает связь слуха с
чувством равновесия. Структуры
проводникового отдела доставляют
информацию в центральный отдел слухового
анализатора.

Центральный, или
корковый, отделслухового анализатора
находится в верхней части височной доли
переднего мозга (верхняя височная
извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое
значение для функции слухового анализатора
имеют поперечные височные извилины
(извилины Гешля). В центральном отделе
слухового анализатора происходит
первичный и вторичный анализ поступающей
слуховой информации, что выражается в
появлении у человека слуховых ощущений
и слухового восприятия, которое
обеспечивает предметную или смысловую
окраску воспринятых звуков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник