Слуховая сенсорная система развитие органа слуха ребенка

Слуховая сенсорная система развитие органа слуха ребенка thumbnail

Слуховая чуткая система служит для восприятия звуковых сигналов. Особенное значение приобрела для человека в связи с развитием языка.

Звук — это колебание молекул упругой среды, которое происходит в виде продольных волн давления. Чтобы превратить слабые колебания давления в ощущение звука, в процессе эволюции образовались органы слуха — уши.

Строение слухового анализатора: — рецепторный аппарат в ухе (внутреннем); — слуховой нерв; — слуховая зона коры больших полушарий (височная доля).

Ухо — орган слуха и равновесия, включает: внешнее ухо, ушная раковина, которая улавливает звуковые колебания и направляет их во внешний слуховой проход. Ушная раковина образована эластичным хрящом, снаружи покрытым кожей. У человека ушные мышцы развиты слабо и ушная раковина почти неподвижна. Кожа внешнего слухового прохода покрыта тонкими жидкими волосками. В слуховой проход открываются проливы желез, которые производят ушную серу. И волоски, и ушная сера, выполняют защитную функцию; и среднее ухо. В его полости происходит усиление звуковых колебаний. Среднее ухо состоит из: барабанной перепонки, барабанной полости (заполненной воздухом) слуховых косточек — молоточка, наковальни, стремени (передают звуковые колебания из барабанной перепонки на овальное окно внутреннего уха, предотвращают его перегрузку), евстахиевой трубы (соединяет полость среднего уха с глоткой).

Барабанная перепонка — тонкая эластичная пластинка, которая внешне покрыта эпителием, а изнутри слизистой оболочкой. Молоточек, сросшийся с барабанной перепонкой. Слуховые косточки соединены между собой с помощью подвижных суставов. Стремя соединено с овальным окном, которое отделяет барабанную полость от внутреннего уха. Слуховая труба соединяет барабанную полость с носоглоткой, устланная изнутри слизистой оболочкой. Она поддерживает одинаковое давление внешне и изнутри на барабанную перепонку внутреннее ухо. Расположено в камерной части височной кости. Образовано костным лабиринтом, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом содержится жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа.

Костный лабиринт состоит: — улитки; — преддверия; — слухового канала.

Улитка принадлежат только звукоприемному аппарату. Преддверие, является частью лишь вестибулярного аппарата, перепонка принадлежат и к органу слуха, и к органу равновесия.

Костное преддверие, которое образует среднюю часть лабиринта внутреннего уха, имеет в стенке два открытых окна, овальное и круглое, которые соединяют костную полость с барабанной перепонкой. Овальное окно закрыто основой стремени, а круглое — подвижной эластичной соединительно-тканной пластинкой.

Улитка — это спиральный согнутый костный канал, который образует 2,5 оборота вокруг своей оси. Основой завитка возвращается к внутреннему слуховому проходу. Внутри костного канала завитка проходит перепончатый лабиринт, который также образует 2,5 обороты. Его полость — перепончатый улитковый пролив, который содержит эндолимфу. Внутри улиткового пролива, на ее основной мембране расположен звукоприемный аппарат — спиральный (кортиев) орган — рецепторная часть слуховой системы, превращает звуковые колебания в нервное возбуждение. Кортиев орган состоит из 3–4 рядов рецепторных клеток. Каждая рецепторная клетка имеет от 30 до 120 тонких волосков, которые омываются эндолимфой. Над волосковыми клетками расположена покровная мембрана. От волосковых клеток отходят волокна слухового нерва.

Восприятие звука:

  • — звуковые волны через ушную раковину попадают во внешний слуховой проход, вызывают колебательные движения барабанной перепонки;
  • — колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, движения которых вызывают вибрацию основы стремени, которое закрывает овальное окно (размах колебаний уменьшается, а их сила увеличивается);
  • — движения основы стремени овального окна колеблют перилимфу, ее колебания передаются эндолимфе (она начинает колебаться с той же частотой);
  • — колебание эндолимфы, влечет колебание основной мембраны. При движениях основной мембраны и эндолимфы, покровная мембрана внутри улиточного пролива с определенной силой и частотой касается микроворсинок рецепторных клеток, которые возбуждаются;
  • — возбуждение передается из рецепторных клеток другим нервным клеткам, которые лежат в спиральном узле улитки, аксоны которых образуют слуховой нерв;
  • — импульсы по волокнам преддверно-улиткового нерва, поступают к ядрам моста. Аксоны клеток этих ядер направляются к подкорковым центрам слуха (нижние горбы среднего мозга). Высший анализ и синтез слуховых раздражений происходит в корковом центре слухового анализатора, который расположен в височной доле. Здесь происходит различение характера звука, его силы, высоты.

Вестибулярный аппарат выполняет функции восприятия положения тела, сохранения равновесия. При любом изменении положения тела (головы) раздражаются рецепторы вестибулярного аппарата. Импульсы передаются в мозг, от которого к соответствующим мышцам поступают сигналы с целью коррекции положения тела и движений.

Вестибулярный аппарат состоит из: — преддверия; — слуховых каналов, которые расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, заполненных эндолимфой.

В костном преддверии есть два расширения перепончатого лабиринта — мешочки: овальный и круглый. На внутренней поверхности мешочков есть волосяные клетки, которые воспринимают положение тела в пространстве и нарушения равновесия. Волоски погружены в топкую оболочку, которая содержит многочисленные известняковые кристаллы, — отолиты.

Читайте также:  Роль сказки в развитии ребенка папка передвижка

В расширениях слуховых каналов (ампулах) есть по одному костному гребню. К нему непосредственно прилегает перепончатый лабиринт. В ампулах слуховых каналов есть рецепторные волоски клетки, которые расположены на вершинах складок, в толще гребней. На волосковых клетках гребней располагается желатинообразный прозрачный купол.

При любом действии на рецепторные волоски клетки, в них возникает нервный импульс. Возбуждение передается нервным клеткам, аксоны которых образуют преддверно-улитковый нерв. Волокна нерва идут к вестибулярным ядрам, которые расположены на дне ромбовидной ямки мозга. Аксоны клеток вестибулярных ядер идут к ядрам мозжечка, ствола головного мозга, таламусу и к корковым центрам вестибулярного анализатора (теменная, височная доли).

Орган слуха и равновесия начинает развиваться с третьей недели эмбрионального развития. У новорожденного ребенка внешний слуховой проход короток и узок, барабанная перепонка относительно толще. Барабанная полость заполнена амниотической жидкостью, которая со временем рассасывается. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что создает особенные условия для попадания микроорганизмов в полость среднего уха. Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо. Новорожденный ребенок реагирует на голосовые звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Выразительным слух у детей становится к концу 2–3 месяца после рождения.

Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении сильно отличаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости, и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков.

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шума, резкое колебание температуры и давления снижают чувствительность органов слуха. Кроме того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 дБ, но даже шум в 90 дБ может вызывать у человека болевые ощущения (шум промышленного города днем составляет около 80 дБ).

Для избежания неблагоприятного воздействия шума необходимо соблюдать определенные гигиенические требования. Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию.

Различают специфическоеи неспецифическоедействие шума на организмчеловека. Специфическое действие проявляется в нарушении слуха, неспецифическое – в отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, нарастает частота срывов дифференцировки. Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБ (шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице) чтобы снизилась острота слуха. При часовой работе в условиях воздействия шума в 96 дБ наблюдается еще более резкое нарушение корковой динамики. Ухудшается работоспособность и снижается производительность труда.

Труд в условиях воздействия шума в 120 дБ через 4-5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся неврастеническими проявлениями. Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы, нарушается тонус сосудов и ЧСС, возрастает или понижается артериальное давление. При стаже работы в 5-6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в невриты слухового нерва.

Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности, снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%.

Снижение уровней шума и его неблагоприятного воздействия на учащихся достигается проведением ряда мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных. Например, участок учебных заведений ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то звукоизоляция снижается на 5-7 дБ. Большое значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в здании учебного заведения. Мастерские, гимнастические залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке. Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

Читайте также:  Сделать своими руками для развития ребенка 5 лет

Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют данные о том, что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

Проприоцептивная сенсорная систематакже участвует в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека – от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков. В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы достигают высокой степени зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках, заканчивается к 13-14 годам, а проприорецепторов мышц – к 12-15 годам. К этому возрасту, они уже практически не отличаются от таковых у взрослого человека.

Под соматосенсорнойсистемой понимают совокупность рецепторных образований, обеспечивающих температурные, тактильные и болевые ощущения. Температурные рецепторыиграют важную роль в сохранении постоянства температуры тела. Экспериментально показано, что чувствительность температурных рецепторов на первых этапах постнатального развития ниже, чем у взрослых. Тактильные рецепторыобеспечивают восприятие механических воздействий, чувство давления, прикосновения и вибрации. Чувствительность этих рецепторов у детей ниже, чем у взрослых. Уменьшение порогов восприятия происходит до 18-20 лет. Боль воспринимается специальными рецепторами, представляющими собой свободные нервные окончания. Болевые рецепторы у новорожденных детей имеют более низкую чувствительность, чем у взрослых. Особенно быстро, возрастает болевая чувствительность с 5 до 6-7 лет.

Периферическая часть вкусовой сенсорной системы – вкусовые рецепторырасположены в основном на кончике, корне и по краям языка. Новорожденный ребенок уже обладает способностью дифференцировать горькое, соленое, кислое и сладкое, хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.

Периферическая часть обонятельной сенсорной системы – обонятельные рецепторырасполагаются в верхней части носовой полости и занимают не более 5 см2. У детей обонятельный анализатор начинает функционировать уже в первые дни после рождения. С возрастом чувствительность обонятельного анализатора нарастает особенно интенсивно до 5-6 лет, а затем постоянно снижается.

Источник

Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей (бинауральный слух) — включается в формирование пространственных представле­ний ребенка.

Слуховая сенсорная система начинает функционировать уже с момента рождения, но окончательное структурно-функциональное созревание ее, как и зрительной системы, происходит к 12 — 13 годам.

У новорожденных при действии достаточно громких звуков наблюдаются безусловные реакции, которые проявляются во вздрагивании, закрывании глаз, изменении частоты пульса и дыхания, задержке сосательных движений (если во время кормления ребенка грудью включить громкую музыку, у хорошо слышащего малыша изменяется ритм сосания). Они осуществляются в основном ядрами нижних бугров четверохолмия (подкорковые отделы головного мозга), поскольку не закончено функциональное созревание слуховых центров в коре головного мозга.

В конце 1-го, начале 2-го второго месяца жизни у ребенка вырабатываются условные рефлексы на звуковые раздражители. Многократное подкрепление какого-либо звукового сигнала (колокольчика, погремушки) кормлением вызывает сосательные движения в ответ на этот раздражитель.

В 2 — 3 месяца ребенок начинает дифференцировать разнородные звуки. Он реагирует на звук движением глаз, поворотом головы в сторону источника звука (если этих реакций не наблюдается, необходимо срочно обратиться к специалисту).

В 3 — 4 месяца ребенок дифференцирует однородные звуки, отличающиеся высотой тона. Дети этого возраста прислушиваются к звукам родного и чужого голоса (аукают, радуются), ищут источник звука глазами при перемещении его в разные стороны.

К 6 месяцам слуховая сенсорная система морфологически довольно хорошо развита, но созревание слуховых центров в коре головного мозга продолжается до 12 -13 лет.

К концу 1-го года ребенок различает элементы речи, интонации голоса

В течение 2-го и 3-го годов жизни в связи с формированием речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, заканчивается формирование речевого слуха, т. е ребенок на слух различает звуковой состав речи. Восприятие звуков речи тесно связано с развитием произносительной стороны речи.

Функциональное развитие слуховой сенсорной системы ускоряется при занятиях музыкой, пением, танцами. На прогулках с детьми родителям и педагогам нужно приучать детей прислушиваться к пению птиц, шорохам леса и другим звукам.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 места

Слуховая чувствительность у детей к высокочастотным звукам выше, чем у взрослых, они воспринимают звуки с частотой до 32000 Гц.

Максимальная слуховая чувствительность отмечается в возрасте 15 — 20 лет, затем онапостепенно снижается. После 30 лет хуже воспринимаются высокие звуки, с возрастом это выражено в большей степени (до 40 лет наибольшая чувствительность отмечается в области звуков с частотой 3000 Гц, в возрасте от 40 до 60 лет — 2000 Гц, после 60 лет — 1000 Гц).Кроме того, у пожилых людей нарушается восприятие прерывистой речи или речи, перекрываемой помехами. Чтобы разобрать такую речь в возрасте 25 — 30 лет сила, звука должна быть равна 40 — 45 дБ, а в 60 — 70 лет ее нужно увеличить до 65 дБ. Мужчины теряют слух раньше, чем женщины.

Уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении сильно отличаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости, и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков.

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шума, резкое колебание температуры и давления снижают чувствительность органов слуха. Кроме того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 дБ, но даже шум в 90 дБ может вызывать у человека болевые ощущения (шум промышленного города днем составляет около 80 дБ).

Для избежания неблагоприятного воздействия шума необходимо соблюдать определенные гигиенические требования. Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию.

Различают специфическоеи неспецифическоедействие шума на организмчеловека. Специфическое действие проявляется в нарушении слуха, неспецифическое – в отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, нарастает частота срывов дифференцировки. Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБ (шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице) чтобы снизилась острота слуха. При часовой работе в условиях воздействия шума в 96 дБ наблюдается еще более резкое нарушение корковой динамики. Ухудшается работоспособность и снижается производительность труда.

Труд в условиях воздействия шума в 120 дБ через 4-5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся неврастеническими проявлениями. Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы, нарушается тонус сосудов и ЧСС, возрастает или понижается артериальное давление. При стаже работы в 5-6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в невриты слухового нерва.

Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности, снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%.

Снижение уровней шума и его неблагоприятного воздействия на учащихся достигается проведением ряда мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных. Например, участок учебных заведений ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то звукоизоляция снижается на 5-7 дБ. Большое значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в здании учебного заведения. Мастерские, гимнастические залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке. Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

Источник