Слух и развитие речи у ребенка

Слух и развитие речи у ребенка thumbnail

Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый. «Если ребенок меня слышит, значит, проблем со слухом у него нет», – рассуждают они. И ошибаются. Наличие физического слуха не гарантирует правильное восприятие звуков.

Речевой слух и фонематический слух

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Принято различать:

  • Неречевой (физический) слух. Позволяет воспринимать природные и бытовые шумы: шаги, езду автомобиля, шуршание листвы, журчание воды и т. д. К нему также относят музыкальный слух.
  • Речевой (фонематический) слух. Отвечает за понимание и воспроизведение человеческой речи. С его помощью ребенок овладевает «кодом» языка.

Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.

Какое полушарие отвечает за речевой слух?

Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.

В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.

Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи

Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.

Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:

  • «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
  • «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.

Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.

Речевой слух и культура речи

Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.

Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:

  • правильное речевое дыхание,
  • контроль над силой голоса, скоростью речи, интонацией.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка при дислалии

Развитие речевого слуха и дыхания

Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.

Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:

 «Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»

В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.

Нарушение речевого слуха

В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.

Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:

  • замена и смешивание звуков;
  • перестановка букв, слогов;
  • пропуск или вставка лишних букв;
  • неверное ударение в словах.

Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.

Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».

Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!

Источник

Развитие речи ребенка при нарушении слуха

Нарушение слуха определяется как сенсоневральное, если оно вызвано патологией внутреннего уха и улиткового нерва, кондуктивное при поражении наружного или среднего уха, и смешанное при поражении обеих структур. Сенсоневральная глухота также может быть центрального происхождения, если она вызывается аномалиями центральной нервной системы, которые поддерживают функцию слуха и находятся проксимальнее улиткового нерва.

Всемирная организация здравоохранения определяет снижение слуха на основе средней остаточной остроты слуха лучше слышащего уха на частотах 0,5, 1,2 и 4 кГц (ВОЗ, 1991) как легкую потерю слуха (ПС) 26-40 дБ, умеренную ПС 41-60 дБ, тяжелую ПС 61-80 дБ, глубокую ПС >81 дБ.

Далее нарушения слуха можно классифицировать на основании возраста обнаружения и этиологии. Врожденным нарушением называется нарушение слуха, выявленное при рождении, или которое считается существующим с рождения. Прогрессирующее ухудшение может быть выявлено при рождении или в постнатальном периоде, или прогрессировать со временем. Нарушение слуха может также возникнуть и позже, однако термин «приобретенное нарушение» используется в случаях, когда идентифицирована экзогенная причина.

В странах, в которых проводится универсальный скрининг слуха новорожденных (Morton, 2006), частота перманентных нарушений слуха у детей средней и тяжелой степени приблизительно равна 1 на 1000 живых новорожденных. Однако не все нарушения слуха проявляются в неонатальный период, и, следовательно, в педиатрической неврологической практике обязательно особое внимание даже в отношении детей, прошедших скрининговое обследование. Fortnum et al. (2001) сообщили о частоте в Великобритании 0,91 на 1000 (95% ДИ 0,85-0,98) у трехлетних детей, возрастающей до 1,65 (95% ДИ 1,62-1,68) у детей в возрасте 9-16 лет.

Следовательно, примерно половину всех случаев составляют дети старшего возраста, у которых нарушения были выявлены в возрасте старше трех лет; эта группа включает в себя случаи врожденных нарушений, которым скрининг в неонатальном периоде не выполнялся или его результаты были ложноотрицательными, и детей с приобретенными или поздно проявившимися нарушениями. К последним относятся дети с наследственной патологией, дебютирующей в более старшем возрасте.

Классификация степени нарушения слуха

Многие пациенты, встречающиеся в детской неврологической практике, подвергались воздействию неблагоприятных перинатальных факторов, которые в настоящее время связывают с 27% случаев значительной потери слуха у детей; 20 лет назад эта цифра оценивалась значительно ниже. Если учесть опыт проведения интенсивной терапии новорожденных в сочетании с отягощенным по потере слуха семейным анамнезом и видимые при рождении краниофациальные аномалии, можно идентифицировать около двух третей всех случаев потери слуха.

Помимо этого 30-40% детей с подтвержденной потерей слуха имеют задержку развития или другие функциональные нарушения. Хромосомные аномалии вызывают сенсоневральную глухоту примерно у 5% детей с нарушениями слуха. Необходимо отметить, что на молекулярном уровне из приблизительно 30000 или более генов человека только 1% обеспечивает функцию слуха. Многие наследственные заболевания, вызывающие потерю слуха, являются синдромами, хотя клинически это может проявляться не сразу, так как другие проявления синдрома первоначально могут быть не распознаны.

Гены, вызывающие сенсоневральную потерю слуха, участвуют и в процессах, связанных с развитием и функционированием ЦНС Они включают структурные гены, факторы транскрипции, опухолевые супрессоры, процессы передачи сигнала, такие как ионный гомеостаз и внутриклеточный транспорт, и митохондриальные гены, ответственные за окислительное фосфорилирование и выработку энергии. В этой области развитие идет быстрыми темпами и лучшее понимание роли генов и их взаимодействия с факторами окружающей среды должно привести к разработке методов более ранней и более точной диагностики и эффективного лечения неврологических расстройств и потери слуха (Smith, 2001).

Нарушение слуха и развитие речи. Для овладения речью дети должны слышать произносимые звуки. Большой вклад в разборчивость речи вносят высокочастотные речевые фонемы минимальной акустической мощности. Нарушения восприятия высоких частот препятствуют распознаванию звуков «с», «th», «ш», «х», «к» и «т», так как первичная акустическая энергия этих звуков превышает 2000 Гц. Это нарушает восприятие фрикативных фонем, составляющих, например, 50% согласных звуков в английском языке, служащих маркерами грамматических категорий времени, числа, принадлежности и пола. Даже потеря восприятия частот выше 4000 Гц обычно имеет негативные последствия, так как ребенок может полностью или частично не воспринимать множественное число в английском языке, особенно когда он слушает специфические голоса, например, женские или детские.

Помимо этого, потеря восприятия высоких частот может снизить способность распознавать низкочастотные элементы речи. Потеря восприятия высоких частот у взрослых и подростков обычно не приводит к нарушениям распознавания речи, пока не нарушено восприятие частот ниже 3000-4000 Гц. Это происходит потому, что пациенты в этом возрасте уже овладели знанием языка, а также семантическими и грамматическими механизмами, помогающими компенсировать снижение восприятия звука. В отличие от них маленькие дети, еще только овладевающие языком, не имеют достаточного опыта для эффективного использования этих механизмов.

Важно также понимать, что обычно маленькие, правильно развивающиеся дети с ненарушенным слухом, испытывают гораздо большие трудности, чем взрослые при распознавании речи в условиях шума и вибрации; причина заключается в отсутствии языкового опыта и факторах развития. Следовательно, пониманию речи в условиях шума еще больше препятствует потеря восприятия высоких частот. Также необходимо отметить, что обучение ребенка в определенной степени зависит от случайного подслушивания чужих разговоров, что утрачивается при потере восприятия высоких частот (Stelmachowicz et al„ 2004). Потеря этих возможностей социальной коммуникации может иметь далеко идущие последствия, и даже после оказания помощи у таких детей обнаруживаются задержки в развитии «ментализации», то есть способности представлять себе и понимать мысли и побуждения других людей (Peterson, 2004).

Нарушение слуха очень рано оказывает воздействие на овладение языком. Младенцы обладают способностью учить язык только лишь при звучании в окружении речи в первые шесть месяцев жизни, еще до того, как они сами начнут использовать слова. Примерно к шести месяцам погружение в языковую среду приводит к формированию языковой специфичности; в этом возрасте младенцы гораздо лучше воспринимают фонетический рисунок родного языка в отличие от младенцев в возрасте нескольких недель, имеющих одинаковый паттерн фонетического восприятия, независимо от того, в какой языковой среде они родились. Эти данные свидетельствуют о том, что овладение процессом языкового восприятия является краеугольным камнем когнитивного развития (Kuhl et al., 1992).

– Также рекомендуем “Обследование ребенка с нарушением слуха”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 9.1.2019

Источник

Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи.

Анализировать звуки ребенок начинает спустя пару часов после рождения.

 Слух и развитие речи у ребенка

Итак, как развивается «слухопонимание» у ребенка на первом году жизни в норме:

* 1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.

* 2 месяца – ищет источник звука поворотом головы.

* 3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление.

* 4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы.

* 5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.

* 6 месяцев – по-разному реагирует на свое и чужое имя.

* 7 месяцев – на вопрос «где?»  разыскивает  предмет и указывает на него пальцем.

* 8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки».

* 9 месяцев – по просьбе «дай», «принеси» приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.

* 10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела.

* 11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.

* 12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. ⠀

После года:

* 1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.

* 1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.

* 1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.

* 2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения.

* 2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. ⠀

Человеческий слух имеет две формы: неречевой и речевой слух.

Неречевой слух – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи, а также понимать смысл различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты.

Речевой слух  включает следующие компоненты:

* слуховое внимание (умение на слух определять то или иное звучание и его направление);

* звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи);

* восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания);

* ритмический слух  (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем);

 * фонематический слух  (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка).

Для развития речи ребенка очень важным является развитие  именно фонематического слуха. 

Так как развитый фонематический слух позволяет:

* правильно произносить звуки и четко произносить слова;

* владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

* овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

* успешно освоить письмо и чтение.

Речевой слух развивается, в основном, в дошкольном возрасте.

При развитии речевого слуха обязательно нужно учитывать развитие  сопутствующих компонентов: голоса, дыхания, интонации,  звукопроизно-шения.

Родители и специалисты  должны уделять должное внимание развитию фонематического слуха.

 Что ребенок должен уметь в 1 год

 Про признаки задержки речевого развития

Если ребенок не понимает обращенную речь

Записаться на консультацию к специалисту тут

 Автор статьи Скворцова З.А.

Источник

Читайте также:  Изменения в развитии мышления ребенка раннего возраста