Словесная дидактическая игра на развитие мышления ребенка
Наталья Евгеньевна Фоменко
Игры для развития словесно-логического мышления у дошкольников
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при норме развития, так и в условиях патологии. Каждая из предлагаемых игр представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнена.
Задачи работы.
1. Развивать все операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).
2. Учить составлять развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства.
3. Активизировать воображение и творческие способности ребенка.
Рекомендации.
• Выбирайте игру, сложность которой соответствует возможностям ребенка. Успешное выполнение заданий придаст малышу уверенность в своих силах.
• Объединение нескольких детей в группы сделает игры более динамичными, эмоциональными и эффективными.
• Обращайте внимание на то, готов ли ребенок играть, есть ли у него настроение.
• Отслеживайте результат. Если вы чувствуете, что занятие прошло поверхностно, повторите этот материал еще раз, или вернитесь к предыдущему.
Хвалите малышей за любую, даже маленькую, удачу.
«Закончи предложение».
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки….
•Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить….
• Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая….
•Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль….
• Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки) ….
• Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную) ручку сковородки ….
«Кто кем был».
Цель: назвать кем был (будет) этот предмет.
Пример: 1) кем (чем) будет: яйцо,мальчик,семечко, гусеница,цыпленок, жедудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, почка, щенок, шерсть, телёнок, доска, птенец, козленок, ягнёнок…
2) Кем (чем) был раньше: цыпленок – яйцом,
Лошаль – жеребенком;
Дуб – желудем;
Лягушка – головастиком;
Хлеб – мукой;
Шкаф – доской:
Велосипед – железом;
Рубашка – тканью;
Мастер – учеником;
Шуба – мехом….
«Что лишнее?».
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
• Цвет: цыплёнок, лимон, василёк;
Огурец, морковь, трава;
Халат врача, помидор, снег;
• Форма: телевизор, книга, колесо;
Косынка, арбуз, палатка;
• Величина: бегемот, муравей, слон;
Дом, карандаш, ложка;
• Материал: банка, кастрюля, рюмка
Альбом, тетрадь, ручка;
• Вкус: конфета, картошка, варенье;
Торт, селёдка, мороженое;
• Вес: вата, гиря, штанга;
Мясорубка, перышко, гантели.
«Назови одним словом».
Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.
• курица, гусь, утка, индюк
• Лошадь, корова, овца, свинья;
• Капуста, картофель, лук, свёкла;
• Волк, лиса, медведь, заяц;
• Шапка, кепка, панама, берет;
• Липа, берёза, ель, сосна;
• Шуба, куртка, платье, носки;
• Зелёный, синий, красный, желтый;
• Суп, каша, кисель, котлета…
«Парочки».
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо —? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка — часы, колесо — …
Колесо — круг, ковёр — …
Белка — дупло, медведь — …
Кофта — шерсть, шуба — …
Магазин — продавец, больница — …
Рыба — река, птица — …
Ваза — стекло, кастрюля — …
Молоко — масло, мясо — …
Коза — капуста, белка — …
Лошадь — сено, кошка — …
Чай — печенье, суп — …
Стул — спинка, корабль — …
Самолёт — аэропорт, корабль — …
Ракета — космос, самолёт — …
День — обед, вечер — …
Инструмент — работа, кукла — …
Охотник — ружьё, рыбак — …
Слово — буква, дом — …
Ногти — ножницы, борода — …
Дождь — сырость, жара — …
Лес — деревья, поле — …
Лиса — хитрость, заяц — …
Палец — кольцо, ухо — …
Лимон — кислота, конфета — …
Школа — ученик, больница — …
«Подбери по смыслу».
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
• Стол, стул, диван;
• Творог, сыр, масло;
• Врач, повар, лётчик;
• Сок, кефир, компот;
• Шишка, жёлудь, орех;
• Корабль, лодка, яхта;
• Паровоз, электричка, трамвай;
• Книга, альбом, блокнот;
• Торшер, бра, настольная лампа;
• Сосиски, колбаса, котлета;
• Земляника, клюква, малина;
• Сыроежка, лисичка, подберёзовик;
• Сосна, берёза, липа;
• Жасмин, шиповник, сирень;
• Дождь, ветер, иней.
«Что лишнее?».
Цель: Назвать лишнее. Объяснить ход рассуждений.
• Ночник, торшер, свеча…
• Глаза, нос, брови…
• Простыня, пододеяльник, наволочка…
• Пруд, река, озеро…
• Слива, яблоко, персик …
• Брюки, шорты, юбка …
• Стол, полка, стул…
• Кофта, свитер, рубашка…
• Коза, свинья, корова …
• Картошка, морковь, огурец …
• Ёлка, береза, сосна …
• Трамвай, электричка, троллейбус …
• Сковородка, чашка, кастрюля …
«Подбери по смыслу».
Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.
• Мама отругала сына, потому что….
• Мальчик решил переодеться, потому что … .
• Девочка поднялась с сиденья автобуса … .
• Мальчик быстро бежал к школе… .
• У Саши заболели глаза … .
• Учительница весело рассмеялась … .
• Бабушка выключила телевизор … .
• Собака грозно зарычала … .
• Мама заплакала … .
• Гости громко рассмеялись … .
• Собака весело завиляла хвостом … .
• Кот выгнул спину и зашипел … .
• Мама открыла окно … .
«Без чего не бывает?»
Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.
Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т. п.
ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.
УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.
ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.
МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.
РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.
«Превращалки».
Цель: рассказать, во что превратится
• Стул без спинки • Чашка без ручки
•Мороженое без холодильника • Всадник без лошади
• Дерево без веток • Стол без ножек
• Диван без спинки • Самолёт без крыльев
• Книга без страниц • Подушка без перьев
•Телевизор без электричества • Окно без стёкол
• Кепка без козырька • Кофта без рукавов
«Чтобы».
Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
• Дети сели в лодку …
• Мама надела нарядное платье …
• Петя закрыл лицо руками …
• Катя подняла с земли птенчика …
• Вова взял собаку на поводок …
• Дедушка поставил в огороде пугало …
• Рабочие привезли кирпич …
• Папа купил цветы …
• Лена размахивала руками …
• Дима нагнулся над кустом …
• Водитель открыл багажник автомобиля …
• Мама подошла к телефону …
• Лена налила в миску суп …
• Марина открыла окно …
• Серёжа подошёл к ручью …
«Что лишнее?».
Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.
Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька, а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам.
Муравейник — нора — скворечник — дупло.
Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.
Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат.
Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста.
Курица — сосиска — сыр — колбаса — сарделька.
«Скажи наоборот».
Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор.
Покупать Помнить Храбрость
Тупой (нож) Высокий Мелкий
Подниматься Молчать Встречать
Открывать Ругаться Широкий
Мягкий Легко Темно
Грязно Толстый Гладкий
Полный (стакан) Добрый Брать
Старый (диван) Шершавый Весёлый
Грубый (разговор) Быстро Длинный
«Нелепицы».
Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Быстрый бег у тигра-крошки,
У ежа — огромный рост,
У слона кривые рожки
И большой пушистый хвост.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под берёзою с котом
Пляшут польку мыши.
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Из воды, увидев волка,
Белка бросилась к кустам,
Бегемот залез на ёлку
И грызёт орешки там.
Мухи съели паука,
Рыбы ловят рыбака,
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
«Чем отличаются?».
Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.
В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).
Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).
• Самолёт и птица • Река и озеро
• Солнце и луна • Туча и облако
• Книга и альбом • Трамвай и метро
• Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка
• Зонт и крыша • Велосипед и автобус
• Коляска и санки • Столб и дерево
• Нож и ножницы • Ваза и банка
• Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка
• Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток
• Вилка и грабли • Будка и клетка
«Когда это бывает?».
Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.
Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам.
• Ливень • Слякоть • Листопад
• Мороз • Пасмурно • Жара
• Купание • Снеговик • Пляж
• Ручейки • Сосульки • Ледоход
• Снежки • Куличики • Одуванчики
• Почки • Вьюга • Цветение
• Иней • Проталины • Урожай
• Капель • Каток • Прополка
«Хорошо или плохо?».
Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях.
Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.
• Листопад • Купание в реке
• Гонка на мотоциклах • Снегопад
• Путешествие • Просмотр мультфильмов
• Езда на машине • Празднование дня рождения
• Компьютерные игры • Прогулка по лесу
• Загорание на пляже • Ремонт в квартире
• Долгий сон • Катание на аттракционах
«Сочинитель».
Цепь: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.
Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.
• Лодка — карандаш — муравейник
• Осень — парта — бегемот
• Лето – болото – царевна
• Звезда – конек – море
• Попугай — корабль – пальма
• Ведро — помидор — дождь
• Обезьяна — самолёт — лев
• Каша — листья — рыба
• Лиса — дом — кот
• Дерево — гвоздь — озеро
• Собака — колбаса — тетрадь
«Для чего можно использовать?».
Цель: назвать как можно больше функций одного предмета.
Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.
• Книга • Кирпич
• Ящик • Лампочка
• Катушка • Бочка с водой
• Пластмассовая бутылка • Газета
• Бинт • Кубик
• Зеркало • Автомобильная шина
• Длинная доска • Стеклянная банка
• Бревно • Ведро с песком
«Что таким бывает?».
Цель: назвать как можно больше слов-предметов к слову-признаку.
Пример: “Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…”. Или наоборот: “Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым.
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
«Что сначала, что потом?».
Цель: заметить фразу с нарушением последовательности событий и исправить ее.
• Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить.
• Сначала надевают носки, а потом ботинки.
• Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.
• Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.
• Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.
• Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.
• Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.
• Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.
Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.
«Что можно делать? С чем можно делать?»
Цель: подобрать как можно больше слов-действий к слову-предмету.
Пример: «Мячик можно кидать, катать, а еще…»
• Воду можно пить, а еще…
• Бумагу можно рвать, а еще…
• Хлеб можно намазать маслом, а еще…
• Платье можно погладить утюгом, а еще…
• Из снега можно слепить снеговика, а еще…
• Из песка можно слепить куличики, а еще…
• Под зонтом можно спрятаться от дождя, а еще…
• Конфету можно съесть, а еще…
• Карандашом можно рисовать, а еще…
• Из клубники можно сварить варенье, а еще…
• Собаку можно погладить, а еще…
«Скажи наоборот».
Цель: подобрать слово-действие, противоположное по значению.
Пример: “На кровати лежат, а на стуле…”.
• Чай пьют, а печенье ….
• Рубашку шьют, а шарф…
• Котлеты жарят, а суп…
• Песок в ведро насыпают, а воду…
• В гору поднимаются, а с горы…
• Орел летит, а черепаха…
• Рыба молчит, а соловей…
• Утром мы просыпаемся, а вечером…
• Когда в комнате темно свет включают, а когда темно…
«Кто что делает?».
Цель: подобрать как можно больше слов-действий.
Пример: “Солнышко светит, а еще … греет, сияет, прячется за тучу”.
• Чайник – свистит, кипит…
• Машина – едет, гудит, светит…
• Снег – идет, тает…
• Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…
• Дождь – идет….
• Автомобиль – едет…
• Кошка – мурлыкает…
• Молния – сверкает…
• Цветок – растет…
• Мячик – прыгает…
Вариант 2. Ребенок должен назвать общее действие:
• И лягушка, и зайчик – (прыгают).
• И птица, и муха – (летают).
• И снег, и дождь (выпадают на землю).
• И мороженое, и лед – (тают).
• И солнышко, и фонарь – (светят).
• И кошка, и собака – (живут в доме)
• И врач, и ветеринар – (лечат).
• И пограничник, и танкист – (защищают Родину).
«Скажи наоборот».
Цель: назвать кого-то или что-то, что может внутри названного предмета или места.
• дом – стол, комната,
• шкаф – свитер, рубашка,
• холодильник – кефир, колбаса,
• тумбочка – книжка,
• пузырек – лекарство,
• кастрюля – суп,
• дупло – белка,
• улей – пчелы,
• нора – лиса,
• автобус – пассажиры,
• корабль – матросы, ,
• больница – врачи,
• магазин – покупатели… .
«Узнай по описанию».
Цель: по описанию узнать и назвать предмет или живое существо.
• Серый, злой, зубастый, голодный (волк).
• Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)
• Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик).
• Длинная, безногая, ядовитая (змея).
• Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса).
• Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).
• Белая, тоненькая, зеленая, кудрявая (береза).
• Холодная, дождливая, пасмурная (осень).
• Ароматный, яркий, красивый, садовый (цветок).
• Хрустящий, зеленый, сочный, соленый (огурец).
• Интересная, красочная, детская (книга).
• Пушистая, колючая, лесная, новогодняя (елка).
• Холодное, сладкое, клубничное (мороженое).
Источник
Марина Васильевна Шумилова
Техническая учеба «Игры и упражнения на развития словесно-логического мышления»
Техническая учеба на тему:
«Игры и упражнения на развития словесно – логического мышления»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Развитие происходит в ходе усвоения знаний, но не всегда усвоение знаний обеспечивает развитие. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, считать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учёбы обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, установлении и обосновании причинно-следственных связей, формулировании определённых правил и понятий.
Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном и школьном возрасте словесно-логического мышления. Особую актуальность эта проблема обретает в условиях начальной школы. Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. Интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь детей, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
Эта форма интеллектуальной деятельности ребенка появляется к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения. Например, из суждения о том, что промокли ноги, делается умозаключение о возможности заболеть после этого.
Для чего нужно развивать логическое мышление? С его помощью человек может отделять существенное от маловажного, анализировать ситуацию, находить простые решения сложных задач. И чтобы полученные решения были наилучшими, необходимо развивать логическое мышление.
Логическое мышление – наивысший этап развития мышления. Оно формируется на базе образного мышления и требует объединенных знаний о важных признаках явлений и предметов.
3 принципа развития логического мышления
1. Развивать логическое мышление никогда не поздно и никогда не рано. Взрослые не должны отказываться от решения на первый взгляд детских задач. Но и дети могут развивать свою логику, тренируя наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
2. Развитие логического мышления проходит в несколько стадий. Каждой его стадии соответствуют специальные упражнения. Например, нельзя пренебрегать наглядно-образным мышлением ребенка и сразу требовать от него интеллектуальных операций.
3. Логика и воображение не могут замещать или исключать друг друга. Богатая фантазия стимулирует развитие мыслительных процессов.
Логика изучает законы и формы правильного мышления. Знания логики мышления очень важно для педагогики. Логика каждого учебного предмета задаёт те системы логических операций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе его усвоения, те обобщения, которые должны быть ими достигнуты.
Мышление развиваетсяв различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т. п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если оно само логично, если школьники учатся, думая, и думают, учась.
Мыслительная деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко всё более усложняющим вопросам.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развитияосновных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н. Ф. Талызина). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
Нередко дети, поступившие в I класс, умеют читать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется его уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логическому.
Для развития словесно-логического мышления у детей педагог должен
использовать различные упражнения и игры,при этом целесообразно:
– включать упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции;
– из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;
– расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности;
– упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более лёгкими, не требующими от ученика значительных усилий, что позволяет ему повысить уверенность в своих возможностях и настроиться на дальнейшую работу;
– Головоломки типа кубика Рубика.
– Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
– Задания на разделение предметов по группам.
– Задания на подсчет букв и звуков в слове.
– Дополнение и раскрашивание картинки.
– Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
– Решение легких примеров по математике.
– Нахождение отличий на 2 картинках.
Умения сравнивать, обобщать проявляются в логической чёткости, доказательности речи, чему способствуют такие упражнения, которые обучают детей пользоваться сложными синтаксическими конструкциями с сочинительной и подчинительной связью.Например: «Я считаю, что лебедя надо разместить рядом с уткой потому, что утка, как и лебедь, — водоплавающая птица». Очень важно научить школьников овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картинки. Работая с лингвистическим материалом на уроках, дети используют приёмы анализа и синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.
При продуманном же и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет словесно-логическими приемами мышления.
Игры и упражнения для развития словесно-логического мышления
«Угадай по описанию»,
Вниманию детей в предлагается пять изображений, которые имеют одинаковые и разные признаки. Даётся описание предмета на одной из картинок Дети отгадывают, о каком предмете идёт речь, и называют сходные и отличительные признаки этого предмета.
«За покупками в магазин»
Игра в которой дети упражняются в нахождении предмета по описанию путём исключения ряда признаков.
Например: Купи мне мяч не синий и не маленький.
«Отвечай быстро»
Цель: упражнять в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Оборудование: таблица, разделённая на девять клеток. В первом ряду изображения воробья, голубя, дятла; во втором — осы, лисы, стрекозы, в третьем — волка, бабочки, снегиря.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицу и назвать всех тех, кто изображён на ней. После этого задаются вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Вопросы:
1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? (Птицы)
2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь)
3. Кого больше — зверей или насекомых? (Больше насекомых)
4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три)
5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают)
6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили? (В каждом столбике изображены птицы, зверь, насекомое)
«Зашифрованное слово»
Игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.
Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;
Пуговица, молоток, лава (голова) — по второму слогу;
Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;
Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) — найти самим спрятанное слово.
Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы.
«Вырази мысль другими слова ми»
Игра развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли.
Предлагается несложная фраза.
Задание. Необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях и при этом не должен искажаться смысл высказывания.
Например: Птицы полетели на юг.
Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние страны.
Журавли спешат в тёплые края.
Например: Дятел громко стучит по дереву
Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».
«Закончи предложение».
Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).
«Найди сходства и различия».
Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.
Например, соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, береза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик и т. д.
«Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
• Старый, дряхлый, маленький, ветхий
• Храбрый, злой, смелый, отважный
• Яблоко, слива, огурец, груша
• Молоко, творог, сметана, хлеб
• Час, минута, лето, секунда
• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
• Платье, свитер, шапка, рубашка
• Книга, телевизор, радио, магнитофон
• Мыло, метла, зубная паста, шампунь
• Береза, дуб, сосна, земляника
«4-лишний»
-развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
Источник