Словарь ребенка основа развития речи дошкольника

       СЛОВАРЬ РЕБЁНКА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

I.ВВЕДЕНИЕ.

 Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

 Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

 Таким образом, к старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.

II.ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Задачи развития речи и обогащение словаря.

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык—«важнейшее средство человеческого общения».

 При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

 III.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь  делят – на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Задачи развития словаря:

1.Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).

2.Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.

3.Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.

Приёмы развития словаря:

Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: Где часики? Покажи часики!

Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни: Смотри это стульчик. На нем сидят. У стульчика есть спинка, сиденье, ножки. Это стул. Смотри вот тоже стульчик. На нем тоже сидят. У стульчика тоже есть спинка, сиденье, ножки. Вот стульчик, и вот стульчик. Покажи где еще стульчик? А это что? Повтори! (на усвоение названия предмета).

Смотри у меня мяч. Мяч круглый. Потрогай. Катится. Вот яблоко. Потрогай – тоже круглое. Колобок тоже круглый. Покажи, что еще круглое? Скажи: круглый (на усвоение качества предмета).

Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия. Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет: Смотри, я посуду мою. Дай чашку. Принеси ложку, тарелку. Это тоже посуда. Неси еще другую посуду. Кастрюля это посуда. Ее тоже надо помыть. Ваня, что вымыли? – Посуду. Вот посуда, вот посуда, и вот посуда: это все посуда! Повтори.

Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам: Скажи, какие деревья ты знаешь? Какие ты знаешь кустарники? Какие травы ты знаешь? Что общего между ними? – Они растут. Как сказать про них одним словом? – Растения.

Словесные игры для развития словаря у дошкольников:

  • «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.;
  • «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое?
  • «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.;
  • «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.;
  • «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка;
  • «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья;
  • «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;
  • «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок;
  • «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание;
  • «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка;
  • «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий-громкий;
  • «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.

 IV. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЁМ.

 Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:

1) разговор с детьми

2) поручения и задания

3) беседы

4) рассказывание

5) чтение

6) письма

7) заучивание стихотворений.

Разговоры с детьми

 Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

 В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.

Поручения и задания

 Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значение, — это методически продуманные поручения, которые даются детям.

 Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен: 1) внимательно выслушать, что ему говорят, 2) понять. содержание обращенной к нему речи, 3) запомнить сказанное, 4) выполнить поручение,5) дать словесный отчет о выполненном, 6) в итоге оказать помощь. Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка с умственной отсталостью

 Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

Беседы

 Разговор и беседы—в сущности проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

 Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык. Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи.

 Цель беседы — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями. К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей.

Рассказывание

Умение рассказывать, т. е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. В играх с товарищами, в общении с родными и с воспитателем он пользуется этой формой речи. Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности. Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению.
В детском саду главную роль в формировании умения рассказывать играет обучение. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем постепенно усложняющихся) ребенок научится рассказывать. В младшей группе детей нужно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя, а в средней и старшей группах дети учатся самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ.
 Приемы обучения рассказыванию разнообразны. Это рассказывание детей по вопросам, рассказывание по образцу — рассказу воспитателя, рассказывание по указаниям воспитателя.

Чтение

 Чтобы ребенок смог развить умения и навыки, необходимые для грамотного чтения, крайне необходимо читать ему книги. Особенно это касается детей дошкольного возраста.
Когда вы читаете детям, они с юных лет узнаю́т, что буквы в книжках соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи. Также они знакомятся с литературной речью.
Дети, которым читают родители, могут получить ценные сведения о странах, народах, природе и о том, что сделано руками человека. Практически без материальных затрат они могут «путешествовать» по миру, знакомясь с ним при помощи книг. Чтение детям, когда они еще маленькие, может значительно помочь им понять окружающий их мир. Польза от чтения будет наибольшей, если ваш ребенок активно в нем участвует. Периодически останавливайтесь и задавайте такие вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Помогайте ребенку лучше разобраться в материале, задавая дополнительные вопросы.

Письма

 Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное, дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовка к овладению письма, как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте. 

Заучивание стихотворения

 Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.

 Хорошее стихотворение, та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания начинаются с раннего возраста.

V. ВЫВОД ПО ТЕМЕ

 Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

 Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

 Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.

 Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

Читайте также:  Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

Источник

ТЕМА: Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка ………………………………………………………4

Заключение……………………………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………………………….13

Введение

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка.

Словарная работа с детьми дошкольного возраста, её значение для общего и речевого развития ребёнка

Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира. 

К.С.Аксаков  

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. П. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.  

Значение словарной работы:

  1. словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
  2. овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
  3. усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
  4. своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж.  Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.  

Задачи словарной работы:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  3. активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.

Читайте также:  При беременности ребенок отстает в развитии на 2 недели

1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей, родителей.

2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т.д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.

Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.

Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель), свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

– овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

– рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.

– введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.

Приёмы словарной работы:

Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.

Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.

Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

Методы словарной работы:

Выделяются две группы методов:

1. Метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря).

2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Рассмотрим подробнее эти методы: 

  1. Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
  2. Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
  • Осмотры должны быть интересны детям.
  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
  • Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
  • При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
  • При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
  1. Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
  2. Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.).
  • При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
  1. Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:
  • Рассматривание предмета.
  • Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
  • Проговаривание слов детьми.
  • Замена авторских слов словами, близкими по значению.
  • Подбор слов для характеристики героев.
  • Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
  1. Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» – знакомство с вымершими животными, средой их обитания).

 Методы для закрепления и активизации словаря:

  • Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
  • Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
  • Дидактические игры и словарные игры.
  • Дидактические упражнения.
  • Загадывание и отгадывание загадок.  

Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Заключение

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Источник