Словарь ребенка как основа развития речи

       СЛОВАРЬ РЕБЁНКА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

I.ВВЕДЕНИЕ.

 Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

 Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

 Таким образом, к старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.

II.ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Задачи развития речи и обогащение словаря.

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык—«важнейшее средство человеческого общения».

 При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.

 III.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь  делят – на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Задачи развития словаря:

1.Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).

2.Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.

3.Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.

Приёмы развития словаря:

Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: Где часики? Покажи часики!

Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни: Смотри это стульчик. На нем сидят. У стульчика есть спинка, сиденье, ножки. Это стул. Смотри вот тоже стульчик. На нем тоже сидят. У стульчика тоже есть спинка, сиденье, ножки. Вот стульчик, и вот стульчик. Покажи где еще стульчик? А это что? Повтори! (на усвоение названия предмета).

Смотри у меня мяч. Мяч круглый. Потрогай. Катится. Вот яблоко. Потрогай – тоже круглое. Колобок тоже круглый. Покажи, что еще круглое? Скажи: круглый (на усвоение качества предмета).

Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия. Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет: Смотри, я посуду мою. Дай чашку. Принеси ложку, тарелку. Это тоже посуда. Неси еще другую посуду. Кастрюля это посуда. Ее тоже надо помыть. Ваня, что вымыли? – Посуду. Вот посуда, вот посуда, и вот посуда: это все посуда! Повтори.

Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам: Скажи, какие деревья ты знаешь? Какие ты знаешь кустарники? Какие травы ты знаешь? Что общего между ними? – Они растут. Как сказать про них одним словом? – Растения.

Словесные игры для развития словаря у дошкольников:

  • «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.;
  • «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое?
  • «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.;
  • «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.;
  • «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка;
  • «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья;
  • «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;
  • «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок;
  • «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание;
  • «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка;
  • «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий-громкий;
  • «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.

 IV. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЁМ.

 Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка скачать бесплатно

1) разговор с детьми

2) поручения и задания

3) беседы

4) рассказывание

5) чтение

6) письма

7) заучивание стихотворений.

Разговоры с детьми

 Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

 В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.

Поручения и задания

 Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значение, — это методически продуманные поручения, которые даются детям.

 Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен: 1) внимательно выслушать, что ему говорят, 2) понять. содержание обращенной к нему речи, 3) запомнить сказанное, 4) выполнить поручение,5) дать словесный отчет о выполненном, 6) в итоге оказать помощь. Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

 Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

Беседы

 Разговор и беседы—в сущности проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

 Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык. Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи.

 Цель беседы — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями. К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей.

Рассказывание

Умение рассказывать, т. е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. В играх с товарищами, в общении с родными и с воспитателем он пользуется этой формой речи. Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности. Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению.
В детском саду главную роль в формировании умения рассказывать играет обучение. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем постепенно усложняющихся) ребенок научится рассказывать. В младшей группе детей нужно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя, а в средней и старшей группах дети учатся самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ.
 Приемы обучения рассказыванию разнообразны. Это рассказывание детей по вопросам, рассказывание по образцу — рассказу воспитателя, рассказывание по указаниям воспитателя.

Чтение

 Чтобы ребенок смог развить умения и навыки, необходимые для грамотного чтения, крайне необходимо читать ему книги. Особенно это касается детей дошкольного возраста.
Когда вы читаете детям, они с юных лет узнаю́т, что буквы в книжках соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи. Также они знакомятся с литературной речью.
Дети, которым читают родители, могут получить ценные сведения о странах, народах, природе и о том, что сделано руками человека. Практически без материальных затрат они могут «путешествовать» по миру, знакомясь с ним при помощи книг. Чтение детям, когда они еще маленькие, может значительно помочь им понять окружающий их мир. Польза от чтения будет наибольшей, если ваш ребенок активно в нем участвует. Периодически останавливайтесь и задавайте такие вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Помогайте ребенку лучше разобраться в материале, задавая дополнительные вопросы.

Письма

 Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное, дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовка к овладению письма, как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте. 

Читайте также:  Влияние кружков на развитие ребенка

Заучивание стихотворения

 Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.

 Хорошее стихотворение, та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания начинаются с раннего возраста.

V. ВЫВОД ПО ТЕМЕ

 Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

 Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

 Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.

 Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

Источник

Валентина Агаркова
Формирование словаря младших школьников как основа развития речи

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.

Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимися кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. д., занятий где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях, и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности.

Основная цель этих занятий – ввести в речь детей названия предметов и некоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильно организовав восприятий. Наиболее эффективными методическими приемами здесь будут те, которые привлекают внимание ребенка к предмету, действию, – это неожиданное появление и исчезновение предмета, движение его, действия с ним. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено на нем. При этом названия многократно повторяются.

Дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностях предметов, то в систему знаний по словарной работе включаются соответствующие занятия.

Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей, являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому учитель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

Читайте также:  Гвоздев этапы развития речи ребенка

2. Формирование способов обследования требует точных указаний учителя к использованию обследовательского действия.

3. Успех решения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала.

Знания и навыки, полученные школьниками, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.

Занятия, посвященные формированию понятий и соответствующего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов. Поэтому они опираются на умения полученные школьниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.

Анализ значения слов должен поводится преимущественно с точки зрения словоупотребления, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено в историческом аспекте.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфагрофическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем словоодновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Для успешного формирования словаря и его активизации уже в школьном возрасте возможно проведение лексической работы, предметом которой является языковая действительность.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей.Некоторые виды таких упражнений:

1. Подбор эпитетов к слову. Называется слово, например, собака.И задается вопрос: Какие бывают собаки?Ответы: большие, мохнатые, маленькие, умные и т. д.

Узнавание по эпитетам слова. Учительница прелагает детям отгадать,что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны выливаться связываться со знакомыми детям представлениями.

2. Подбор к слову действий. (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус раздувает, освежает.

Подбор к действиям слова. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце.

3. Подбор обстоятельств. Учится можно как? – хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго.

4. Добавление придаточных предложений. Учительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

5. Упражнения на точность номенклатуры. Предлагаются глаголы,характеризующие голоса животных: мычит, лает, мяукает, гогочет, поет. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.

6. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово.

7. Составление предложения с несколькими данными словами. Детям даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение.

8. Отгадывание и составление загадок. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей.

9. Составные части целого. Называется слово (предмет, определяются его составные части,например: дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки.

Новы слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Другое дело – объяснение слов, имеющих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок.

Методикой разработано немало приемов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывает контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путем краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путем подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зеленый);

б) путем перечисления предметов (признаков, действий, общую группу которых называют данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путем родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи. И главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайных характер и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых слов, включенных в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словарем должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Источник