Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Библиотека
Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей. Специфика взаимоотношений ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к семейной жизни
Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей
Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, установок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, заключается в том, как их дети смогут в дальнейшем построить свою взрослую жизнь.
Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здорового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остаться с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует.
Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, распилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи.
С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жалея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей является только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией.
Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.
Некоторые навыки общения, такие, как жест, мимика не могут быть приобретены людьми с нарушением зрения спонтанно, путем естественного подражания. Скованность в разговоре, отсутствие мимики, неподвижность лица («лицо-маска») вызывают недоумение у зрячих. Требуется специальная длительная работа по привитию умения свободно держать себя в обществе, красиво и непринужденно двигаться, общаться с различными людьми, владея при этом мимикой и пантомимикой.
Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих сверстников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполноценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обращаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чувствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях.
Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем приветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а потому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случилось в семье.
Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут незрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение.
Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствованию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоятельная деятельность при зрительной недостаточности формируется преимущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ребенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками – необходимое условие социализации детей с нарушением зрения.
Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.
Источник
Владимир Устинов — вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей:
«В семье родился слепой малыш… Осознание этого факта – сильнейший стресс для его близких. Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье? Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми? Ответ на все эти вопросы во многом зависит от того, насколько сильными и терпеливыми окажутся родители, которым предстоит нелегкое испытание – адаптировать незрячего ребенка к нормальной, полноценной жизни».
К сожалению, лишь некоторые заболевания органа зрения (например, дальнозоркость, близорукость) вполне успешно излечиваваются. Что же касается врожденных заболеваний зрительного анализатора – например, частичной атрофии зрительного нерва (частичного поражения зрительных нервов, по которым проходят сигналы от глаз в зрительные центры коры головного мозга), особенно у глубоконедоношенных детей, то подобные патологии практически не поддаются лечению и резко ограничивают зрительные возможности ребенка.
Влияние слепоты на общее развитие ребенка:
До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями. Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.
За работу – с первых недель:
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается в материнской любви, ее внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.
Природа наградила человека, помимо зрительных, и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), осязательными. Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.
- С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.
- Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношения и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями.
- Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку. Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).
- Познакомить с различными текстурами ребенка можно также с помощью развивающего коврика.
- Очень важно проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам – свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки, постукиванием по предмету.
Налаживаем эмоциональный контакт со слепым ребенком:
С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям взрослого, который за ним ухаживает. Наиболее значимы для младенца прикосновения и ласки. При этом движения мамы должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. Малыш еще не понимает слов, но уже чувствует тон голоса, темп речи. Поэтому во время кормления, а также переодевая малыша или занимаясь с ним, нужно ласково разговаривать с ребенком. Не следует позволять малышу слишком долго кричать. И, конечно же, тотчас доброжелательно откликаться на все попытки ребенка общаться, хотя они могут сводиться лишь к тому, что он неподвижно прислушивается, делает неопределенные движения, издает какие-то звуки.
Развиваем вестибулярный аппарат:
Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать это отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.
Знакомство слепого ребенка с окружающим миром:
У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. Поисковое поведение и игры с мамой – это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.
Осязание: играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.
Слух:Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку. Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий как «там», «далеко», «тут», малыш не воспринимает. Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, «это такого же размера, как твоя рука». Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты.
Источник
Во время учебы, на одном из семинаров по сенсорным нарушениям, в группе был проведен такой эксперимент: десяти слушателям завязали глаза и отправили самостоятельно выйти из кабинета, пройтись вкруговую по знакомому коридору и вернуться обратно в аудиторию, ориентир – стена (за нее можно держаться руками). Идти было страшно, ничего не видно, годами хоженый коридор вдруг удлинился, и вообще стерлись какие-либо границы пространства, а вместе с ним и времени. Я ощущала себя полностью оторванной от мира и очень беспомощной. А ведь такими и являются слепые и слабовидящие дети. Что им делать в пугающем социуме, как помочь?
Слепые и слабовидящие
Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом. Понятие слепой сегодня рассматривается с точки зрения ведущей системы анализаторов. Слепые включают в себя две категории детей: со светоощущением и визусом «0» и имеющими остроту остаточного зрения с визусом до «0,04» включительно на лучше видящем глазу.
Последние исследования ученых во всем мире доказывают, что критерий разделения детей с нарушенным зрением требует включения в него психологических особенностей ребенка, которые формируют процесс формирования зрительных образов. Поэтому сегодня разделение следущее: blind – слепой, и low vision – лица с ослабленным зрением, которые используют остаточное зрение в процессе обучения и жизнедеятельности. В тифлопсихологии эти два разнонаправленных процесса имеют более глубокую дифференциацию:
тотально слепой;
слепой со светоощущением;
слепой с остаточным зрением;
глубоко слабовидящий;
слабовидящий.
Последние исследования в российских специальных школах показывают, что сейчас существенно возросло количество детей с остаточным зрением (до 90%), тотальную слепоту имеют лишь 3-4% детей, слепые со светоощущением составляют 7%, слабовидящие с визусом выше «0,06» – 10%. Также увеличивается число комплексных зрительных болезней у современных детей. У большинства школьников имеются сразу два-три различных заболевания глаза. Нарушение одного лишь зрения имеют 22% детей, чаще всего глазные патологии сопровождаются сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы: задержка психического развития, ДЦП, олигофрения в форме дебильности, нарушение речи, гидроцефалия, энцефалопатия и др.
Причины слепоты и слабовидения
Формирование глаза плода начинается в ранние периоды беременности в то же время, когда формируется центральная нервная система. Поэтому причины слепоты тесно связаны с нарушениями деятельности мозга в первые недели беременности. Нарушение мозговой деятельности может происходить как по внешним, так и по внутренним причинам. Это вирусные заболевания, которые перенесла мать: краснуха, токсоплазмоз, физические и химические воздействия на организм матери, а также экологические факторы. 88% слепых и 92% слабовидящих детей имеют врожденные патологии зрения. 30% из них имеют в анамнезе наследственный характер: патология сосудистой оболочки – аниридия, заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы, наследственная колобома сосудистой оболочки, катаракта, дегенерация Штаргардта, патология сетчатки глаза, врожденная атрофия.
В последние годы ученые доказали, что патология зрения у младенца также связывается с недоношенностью. Поскольку при сформированной к трем месяцам нервной системе у недоношенного ребенка (до 28 недель беременности) еще не закончен процесс созревания проводящих путей и образования нервных волокон. Процесс передачи нервных импульсов нарушается, что приводит к недоразвитию функций некоторых органов. Клетки герминативного матрикса (появляются на 28-30 неделе), способствующие развитию нервных волокон сетчатки глаза, у недоношенного ребенка еще не выделились, поэтому происходит грубое нарушение зрения.
В практике выделяются две группы детей с патологией зрения: слепорожденные и ослепшие. Малыши с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет вследствие различных этиологических и экологических причин, не имеют никаких зрительных представлений. У ослепших до 3 лет детей, зрительные образы в памяти не сохраняются, что существенным образом тормозит развитие психики.
Симптомы слепоты у младенца
У ребенка с врожденной слепотой до 2-3 месяцев наблюдаются те же жизненно важные реакции, что и у зрячего младенца, на процессы кормления, переворачивания, речь близких людей, запах молока, фиксации тела в позе кормления. В ответ на все эти раздражители и у слепого, и у зрячего ребенка возникают сосательные движения, поэтому определить наличие слепоты в этом возрасте сложно.
Некоторые признаки слепоты можно заметить лишь в 2-3 месяца. В то время как у нормально видящего ребенка возникают зрительная фиксация взора на предмете, слежение глазами за предметом или лицом матери, у слепого ребенка эти реакции отсутствуют. У слепого в большей степени развиваются такие сенсорные функции как слуховая дифференциация речевых и неречевых звуков. Звук является своеобразным проводником между предметом и его действием, поэтому для слепого важно также осязательное восприятие предметов. К четырем-пяти месяцам формируется двигательная сфера, развиваются манипуляции с предметами: захват игрушки, удержание в руке, отпускание. У ребенка с нарушением зрения этот процесс тормозится из-за отсутствия зрительных образов, начинает отставать в развитии координация движений рук, мелкая моторика пальцев. Поэтому очень важно давать такому ребенку игрушки в руки, чтобы на ощупь он составил сенсорное представление о ней.
Формирование тонкого слухового восприятия способствует развитию речевой деятельности. Но у слепого ребенка отмечается отсутствие голосовой активности. Голос слабый, тихий, немодулированный, гуление отсутствует или в гулении наблюдаются аутоэхолалии. Ребенок нечетко произносит гласные звуки: [о],[и],[ы], часто вздрагивает, лепет или отсутствует, или развивается диспропорционально, наблюдается слабость кусания и жевания, но понимание обращенной речи хорошее, следовательно экспрессивная речь соответствует норме.
У ребенка с нарушенным зрением формируется особая психологическая система, непохожая ни на одну патологическую систему. Психические процессы находятся на разных стадиях формирования и развития за счет компенсаторных возможностей организма. Межфункциональные связи тоже развиваются особым образом. Ведущей сенсорной системой становится слуховая, на втором месте – тактильно-двигательная. Происходят отклонения во всех видах познавательной деятельности, даже в тех, где, казалось бы, зрение не требуется, так как снижается количество и качество полученной информации. Ограничивается возможность формирования воображения, памяти, ориентировки в пространстве, функций планирования деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Изменения наблюдаются и в физическом развитии, походка становится специфической, страдает точность и интенсивность движений. Дети с патологией зрения отличаются способом ознакомления и контроля за окружающим миром, в основном это осязание и слуховая дифференцировка. У большинства таких детей возникают вторичные отклонения в психическом развитии, связанные с взаимодействием и речевым общением с другими людьми. Слова недостаточно наполнены живыми образами, а понятия – конкретным содержанием.
Читайте также:
Видят ли сны соепые люди?
Этот цветной мир: как устроено зрение
Как помочь слепому ребенку?
Понятно, что в ситуации тотальной слепоты или слабовидения крайне необходима помощь тифлопедагога, но на ранних этапах развития важную роль играют родители. Слепой ребенок воспринимает мир через другие сенсорные каналы, поэтому очень важно с младенчества окружить его теплотой, лаской и вниманием. Процессы психического развития происходят в том виде деятельности, который является ведущим для ребенка в том или ином возрасте. Ведущим видом деятельности в младенчестве является общение со взрослым, который создает благоприятное поле для развития сенсорных представлений. В данном случае в возрасте до 6 месяцев необходимо создавать условия для развития тактильно-двигательной и эмоционально-слуховой сферы. Важно расширять круг раздражителей, сигнализирующих о том или ином действии: подготовке ко сну, купанию, кормлению, сборам на прогулку.
Эмоциональное воспитание необходимо для любого ребенка, на его основе будут формироваться и другие составляющие умственного развития малыша. Слепому младенцу требуется в три раза больше проявления эмоций, поэтому нужно не только прикасаться губами к его телу, брать на руки, но постоянно носить по дому в специальной сумке-кенгуру. Таким образом, ребенок имеет возможность ощущать движения тела матери, фиксировать повороты, наклоны и составить минимальное представление об ориентировке в пространстве. Нельзя изолировать слепого ребенка от общества, опыт показывает, что тогда происходит формирование особого типа людей.
Этапы коррекционной работы
В полтора-два года ребенок с нарушением зрения начинает использовать речь в качестве способа общения со взрослым, поэтом очень важно проговаривать каждое действие и явление окружающего мира, а также давать ребенку потрогать предмет, чтобы понять его свойства. Предметная деятельность становится ведущей у слепого и слабовидящего ребенка. Поэтому формирование пространственных представлений и обучению грамоте у детей с нарушением зрения проходит в несколько этапов:
1-й этап. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка в частях тела: сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади. |
2-йэтап. Подготовка кончиков пальцев к точному восприятию предметов и их контуров. Для этого длительное время ребенку активно массируют и разминают кончики пальцев. |
3-й этап. Формирование представлений об объемных свойствах предмета. Ребенок лепит названные предметы из пластилина, теста, глины рука в руку со взрослым, который проговаривает каждое действие, называет предметы, их части, качества, месторасположение по отношению к ребенку. |
4-й этап. Распознавание барельефов. Это уже самостоятельная работа, ребенок учится по выпуклому изображению на листе узнавать те предметы, которые ранее лепил, закрепляя и расширяя лексику. |
5-й этап. Распознавание рельефно-графических рисунков. На всех этапах предметы приводятся в одних и тех же образах. Параллельно вводится рельефно-графическое рисование по резине, рука в руку со взрослым. Нарисовали, выдавилось в резине, провели пальчиками рук ребенка и изучили рисунок с проговариванием. Восприятие идет через ощущения движений руки, складывающиеся в образ. |
6-й этап. Совершенствование представлений о схематичном изображении предметов на плоском графическом рисунке, параллельно ведется обучение грамоте по методу Брайля. |
7-й этап. Развитие ориентировки в микропространстве «от себя», выделяются различные ориентиры: звуковые, световые, тактильные, цветовые, двигательные ощущения. |
8-й этап. Формирование навыков создавать простейшие модели пространственных отношений между предметами и их заместителями, игрушками, конструирование, моделирование. |
9-й этап. Обучение ориентировке в пространстве по плану, умению соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. |
10-й этап. Работа заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства, а также совершенствованием и активным использованием письменной речи по шрифту Брайля. |
Для усвоения навыка ориентировки в пространстве слабовидящих учат играть в различные игры, одна из которых теннис. Так через движение и шум летящего мяча они научаются воспринимать окружающую обстановку. Физическое развитие составляет основу обучения слепых и слабовидящих, поэтому обязательно проводить ЛФК, включающий в себя задания на развитиемышц рук, плеч, шеи, ног, туловища. Эти упражнения помогают испытывать разнообразные мышечные нагрузки через подражание взрослому, задерживать внимание на своих ощущениях, учат различать и сравнивать их.
Для развития выразительности движений используется театрализация. Поскольку у слепых достаточно хорошо развита речь, они легко понимают друг друга. Игра-драматизация дает возможность установить связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Театрализация позволяет детям с нарушением зрения отойти от своих привычных стереотипных движений, мимики, жестов и воспринимать мир через художественный образ. Также развивается игровая деятельность и уже к младшему школьному возрасту у слепого и слабовидящего ребенка накапливаются система полисенсорных представлений о мире. Однако это процесс двусторонний, и без помощи взрослого никак не обойтись. Большое значение имеет организация деятельности по строгому, определенному плану. Активная роль взрослого в развитии ребенка с нарушением зрения позволяет ему стать полноценным членом общества, ведь слепой – не значит, что он чего-то не может, это значит, что он просто другой.
Источник